Едва наступивший век еще готовит сюрпризы и знаменательные события, но 11 января 2001 г. уже навсегда войдет в историю: именно в этот день на заседании Федеральной комиссии по связи США (FCC) было дано окончательное согласие на слияние двух крупнейших в своих областях компаний — Интернет-провайдера America Online и медиа-группы Time Warner.
Теперь в рамках гигантского конгломерата AOL Time Warner с совокупным годовым доходом около 36 млрд. долл. и общей численностью более 80 тыс. сотрудников объединены America Online, CNN, ICQ, Netscape, Warner Brothers, Warner Music Group, журналы «Entertainment Weekly», «People», «Time», «Sports Illustrated» и другие издания. Долевое участие AOL и Time Warner в новой компании составляет 55 и 45% соответственно. По условиям соглашения, акции объединенной компании будут обмениваться на акции Time Warner из расчета 1,5:1 и на акции AOL из расчета 1:1.
Масштабы слияния двух гигантов оказались настолько огромны, а сама объединенная компания настолько разнородной, что главный (для акционеров) вопрос — а сколько стоят ее акции? — некоторое время не находил ответа. Тем не менее сейчас, когда страсти поутихли, большинство аналитиков уже склоняются к тому, что компания будет оцениваться (и соответственно получит статус) по критериям медиа-, а не Интернет-компаний. На сегодняшний день сумма сделки оценивается в 181 млрд. долл., а рыночная капитализация компании превышает 200 млрд. долл.
Как только компании в начале 2000 г. объявили о своем намерении заключить соглашение, сделка сразу приковала внимание деловых кругов всего мира. И объяснялось это не только масштабами объединения, но и тем, что новая гиперкорпорация оказывалась способной подмять под себя сразу несколько мировых рынков. Поэтому судьбу соглашения решали антимонопольные органы не только США, но и ЕС.
Властями были выдвинуты несколько условий, гарантирующих, что новая группа не монополизирует рынок и не задавит конкуренцию. Из-за этого, в частности, в течение года обеим компаниям пришлось расторгнуть ряд имевшихся соглашений (так, AT&T была вынуждена продать свою долю акций в Time Warner), а другие, наоборот, заключить: например, та же Time Warner была вынуждена заключить сделку с прямым конкурентом AOL — провайдером EarthLink на предоставление последней высокоскоростного доступа по сниженным ценам.
Теперь, когда практически все формальности уже позади, аналитики пытаются угадать основные направления деятельности медиа-Гаргантюа. И, по мнению многих, одним из, несомненно, прибыльных видов бизнеса для AOL Time Warner может стать подписка зарегистрированных пользователей AOL, число которых превышает 26 млн., на медиа-ресурсы Time Warner, начиная с журнала «Time» и кончая музыкой в формате MP3. В то же время бывшим руководителям компаний Стиву Кейсу (AOL) и Джеральду Левину (Time Warner) придется выработать схемы, которые позволили бы скрестить традиционный информационный бизнес с онлайн-технологиями. Ведь именно это в свое время оказалось не под силу Time Warner, что и послужило одной из причин слияния.
Кроме того, технологии AOL могли бы помочь Time Warner в борьбе с конкурентами на рынке интерактивного видео. Наконец, объединенная компания, скорее всего, будет играть заметную роль в секторе IP-телефонии и Интернет-пейджинга, для которых прекрасно подходит структура кабельных сетей медиа-гиганта. Однако пока все это лишь предположения. Как заметил один из аналитиков, потенциал объединенных компаний в том, что они могут создать новые возможности на тех или иных рынках. Проблема же заключается в том, что самих этих рынков пока еще нет.