Последние два года конкуренция на рынке накопителей на жестких дисках (НЖМД) становилась все острее. Каждый производитель стремился выпускать на рынок все новые, более совершенные модели и при этом неуклонно снижать цены. Падение цен приостанавливалось лишь в конце года, когда на рынке ощущался дефицит накопителей, но уже в первые месяцы после Рождественских каникул цены вновь начинали плавно понижаться.
Однако конец нынешнего столетия изменил эту тенденцию.
Накопители дорожают и пропадаютОдин из законов Мэрфи - "Если неприятность может случиться, она случается" - точно описывает ситуацию, которая сложилась на рынке НЖМД в последнем квартале прошлого года. Как правило, в сезон праздничных распродаж потребление компьютерных компонентов резко возрастает. Например, объем реализации НЖМД в IV квартале составляет обычно порядка 40% всего объема продаж за год. И производители накопителей это хорошо знают. Аластер Стюарт, торговый директор Seagate в странах Центральной и Восточной Европы, анализируя рынок конца 1999 г., подчеркивал, что, готовясь к сезонному повышению спроса, еще в III квартале 2000 г. компания выпустила 9,7 млн. накопителей - больше чем любой другой производитель. Тем не менее в IV квартале рынок ощутил сильнейший дефицит - при реальном спросе на уровне около 30 млн. устройств было выпущено только 27 млн.
В конце 2000 г. ситуация еще более обострилась, и дефицит возрос до 7 млн. НЖМД. По некоторым оценкам, при сохранении потребности на уровне 30 млн. устройств производители смогли поставить не более 23 млн.
Одной из причин этого дефицита Аркадий Штейман, региональный менеджер Elko Group по маркетингу в России, СНГ и странах Балтии, считает нехватку компонентов, в частности микросхем управления. "Большинство изготовителей НЖМД не имеют собственного производства микросхем и закупают их у третьих фирм, которые, оценивая рентабельность этого бизнеса, переносят свои усилия на другие, более прибыльные рынки, - объясняет он. - Бурное развитие мобильной телефонии, где широко применяются интегральные микросхемы, стимулировало их изготовителей к переориентации производства. Тем более что компании, выпускающие мобильные средства связи, готовы платить за микросхемы больше, чем производители НЖМД".
С рынка микросхем для НЖМД ушли некоторые крупные игроки, среди них Philips и Matsushita-Kotobuki Electronics Industries, которые в конце III квартала 2000 г. отказались от поставок на рынок НЖМД. Остальные изготовители повысили цены.
Острый дефицит компонентов отмечает Гржегош Кволек, менеджер по продажам оборудования Quantum в Восточной Европе: "В конце октября - начале ноября у нашей компании возникли очень серьезные проблемы с поставками компонентов для накопителей. Прежде всего это отразилось на производстве устройств с интерфейсом IDE".
В результате производители стали уменьшать выпуск наиболее дешевой и наименее прибыльной продукции. Себестоимость производства НЖМД емкостью 8-20 Гбайт с интерфейсом IDE примерно одинакова, а цена растет пропорциально емкости.
"В середине 2000 г. все производители заявляли, что несут большие убытки на выпуске накопителей малой емкости, - напоминает Леонид Ураков, технический директор московского отделения компании ASBIS. - Летом оптовая цена устройств Seagate емкостью 10 Гбайт (а тогда они еще не были в категории продуктов начального уровня) снижалась до 67 долл. В IV квартале, когда спрос превысил предложение, производители начали повышать цены. Те же накопители Seagate стали продаваться по 88-89 долл., что равносильно увеличению оптовой цены более чем на 30%!"
Подорожали и более емкие накопители с интерфейсом IDE, сократилась разница в стоимости НЖМД младших и старших моделей. Инициированное производителями повышение цен отразилось в канале сбыта - средние розничные цены в IV квартале на рынке Москвы также стали расти (см. рис).
Александр Будилов, генеральный менеджер ELKO Moscow, так комментирует сложившуюся ситуацию: "Рост стоимости микросхем наиболее сильно сказался на моделях начального уровня: производители существенно повысили на них цены и более увеличивать их не могут - рынок этого не примет. В связи с тем что микросхем не хватает, НЖМД емкостью до 10 Гбайт стали исчезать с рынка. Еще раньше начали пропадать пользующиеся наибольшим спросом накопители со скоростью вращения 4400 и 5400 об/мин". Сейчас здесь наиболее полно представлены НЖМД со скоростью вращения 7200 об/мин и емкостью свыше 20 Гбайт.
Леонид Ураков пессимистично оценивает возможности поставок накопителей малой емкости: "Накопителей емкостью меньше 10 Гбайт в канале почти не осталось. Они будут появляться стихийно, сбросами, но стабильных поставок не будет. Правда, компания Seagate заявляла, что обеспечит выпуск накопителей 10 Гбайт в I квартале текущего года, но я в этом не уверен".
Остроту ситуации подчеркивает никогда ранее не наблюдавшееся на рынке явление - в IV квартале 2000 г. крупные OEM-производители ПК пытались приобретать НЖМД по неофициальным каналам. "Трудно сказать, как долго будет продолжаться период дефицита накопителей. Зато легко сделать вывод - в России положение на рынке НЖМД будет острее, чем в мире, поскольку производители перенесут основные усилия на выполнение заказов крупных стабильных ОЕМ-клиентов", - считает Аркадий Штейман.
Ловушка для дистрибьюторов
Руководители ELKO называют сложившуюся ситуацию в секторе НЖМД "ловушкой". С одной стороны, работая на местном рынке, компания должна бороться за российских клиентов и выполнять обязательства, данные местным партнерам. С другой - цены возросли, а это снизило спрос.
"Привезенные в Россию винчестеры должны быть проданы здесь, - говорит Александр Будилов. - У дистрибьюторов есть финансовые обязательства, они не могут остановить продажи, а значит, обязаны что-то предпринимать, идти на компромиссы. В существующих условиях мы ищем баланс между потерями, связанными с вынужденным простоем рынка, адаптирующегося к новым ценам, и потерями из-за снижения нами цен до уровня, при котором рынок готов покупать продукты".
Из-за того что в России потребители отказываются платить столько же, сколько платят в Восточной Европе или в странах Балтии, по словам Аркадия Штеймана, сложилась парадоксальная ситуация - в Западной Европе, например в Германии, накопители продаются дороже, чем в России. И если бы в стране существовали достаточно "прозрачные" границы, как в Европе, где нет проблемы оперативного перемещения грузов, то это, наверное, привело бы к сильному оттоку накопителей из страны.
"ELKO как международная компания пытается решать возникшие проблемы с минимальными потерями для себя, - считает Александр Будилов. - Но удельный вес продаж в России начинает снижаться".
Все же сезонный спрос на накопители остается достаточно высоким. И в этих условиях Аркадий Штейман полагает, что необходимо искусственно сдерживать рост спроса. Для этого уменьшается число рождественских и новогодних акций, сокращаются масштабы суперпредложений и т. д., хотя это не означает, что у сборщиков и продавцов нет товара на полках.
"В России подобная ситуация наблюдается с мониторами Sony, - утверждает он. - Рынок удовлетворяется теми объемами, которые есть, т. е. около 10% суммарных поставок мониторов в страну. Эту нишу оставляют в статическом состоянии, не "разгоняют" маркетинговыми и рекламными акциями. Методика выживания производителя на рынке в сложный период нехваток с последующим возобновлением развития бизнеса давно отработана и может быть применена в условиях дефицита НЖМД".
В условиях жесткой конкуренцииДлительная борьба за первенство на рынке НЖМД, сопровождавшаяся снижением цен, отразилась на прибыльности и инвестиционных возможностях компаний-производителей. "Уровень прибыльности в подотрасли НЖМД не превышает десятка процентов. Тем временем в производстве ПК рентабельность достигает 40-50%, - подчеркивает Аркадий Штейман. - Это ограничивает свободу маневра производителей, не позволяет им направить значительные средства на освоение новых технологий или развитие собственного производства компонентов, в частности микросхем".
Конкуренция между производителями привела к логичному результату: если 5 лет назад в мире существовало порядка 50 производителей НЖМД, то к настоящему времени их осталось не более 15. По экспертным оценкам, самые крупные - Seagate, Quantum, Fujitsu, IBM, Western Digital - контролируют около 90% рынка.
По словам Штеймана, Western Digital оказалась в числе немногих компаний, у которых есть свое производство микросхем в Сингапуре, поэтому она в значительно меньшей степени испытывает нехватку компонентов. В условиях острого дефицита микросхем этот производитель мог бы рассчитывать на передел рынка и захват большей его доли. Однако надежды Western Digital не оправдались - на рынке резко снизился спрос на накопители с маркой WD из-за неспособности компании обеспечить стабильное качество.
"Высокотехнологичный рынок жестоко наказывает за недостаточную заботу о совершенствовании и качестве продуктов со стороны производителя, - отмечает он. - Компания злоупотребила доверием покупателей и потеряла его, в том числе на российском рынке, что и стало причиной снижения спроса на ее накопители. Пока производителю не удается восстановить это доверие, хотя российские дистрибьюторы, в том числе и ELKO, приложили немало усилий в направлении повышения спроса на продукцию Western Digital".
Возросший дефицит и сужение номенклатуры НЖМД в конце 2000 г. не может не сказаться отрицательно на позициях каждой из компаний. В текущем году аналитики ожидают начала лавинообразного роста спроса на накопители в секторе потребительской электроники, что еще больше осложнит ситуацию на рынке НЖМД.
Естественный отбор
Производители НЖМД предпринимают шаги, чтобы застраховать себя от возможных потрясений в ближайшем будущем. Например, летом прошого года компания Samsung подписала договор с Sony о поставке накопителей для Интернет-приставок. "У Samsung появился ОЕМ-партнер со стабильным планом потребления этих устройств, значит, о дистрибьюторском канале можно не беспокоиться", - считает Аркадий Штейман.
Seagate также укрепляет позиции. В начале 2000 г. проведены увольнения персонала, а затем принято решение о преобразовании компании в частную и изъятии ее акций с рынка. Контракт на сумму 20 млрд. долл. предполагает выкуп акций Seagate у компании Veritas Software и передачу компании в собственность группы инвесторов, в числе которых Silver Lake Partners, Texas Pacific Group и собственно руководство Seagate.
"Руководство Seagate заявляет, что в ближайшей перспективе компания намерена ориентироваться на получение прибыли, а не на расширение ассортимента продуктов и их совершенствование, - говорит Аркадий Штейман. - Конечно, консолидация финансовых ресурсов в результате реорганизации придаст компании большую гибкость".
На увеличение прибыли и снижение издержек направлены действия двух других производителей - Quantum и Maxtor, которые объявили о слиянии подразделения накопителей Quantum Hard Disk Drive Group с отделением НЖМД Maxtor и образовании корпорации Maxtor Corporation.
Как подчеркивают руководители Maxtor и Quantum, объединение их ресурсов позволит избежать двойных накладных расходов, увеличить прибыли и обеспечить значительные инвестиции в разработку новых технологий и продуктов. По предварительным оценкам, новая компания сможет ежегодно поставлять на рынок более 50 млн. накопителей для использования в настольных ПК, серверах на базе процессоров Intel, приборах бытовой электроники, что позволит ей контролировать около 35% мирового производства НЖМД.
О преимуществах, которые получит Maxtor Corp., говорит Гржегош Кволек: "Во-первых, новая компания сможет выйти на сильные позиции во всех продуктовых группах - Quantum занимает значительную долю рынка SCSI-устройств, а Maxtor располагает весьма гибким производством накопителей с интерфейсом IDE. Во-вторых, слияние Maxtor и Quantum означает появление крупнейшей компании-производителя НЖМД".