Карли Фиорина, председатель правления и главный управляющий компании Hewlett-Packard, шла, быть может, на самый большой риск за всю свою карьеру, ведя переговоры о покупке консалтингового отдела фирмы PricewaterhouseCoopers*.
Однако именно этого бесстрашного и решительного шага и можно было ожидать от 46-летней стильной дамы, оставившей когда-то юридическую школу. В конце концов, это именно она, бывший учитель, практически без всякого финансового образования, помогла организовать один из самых крупных первичных выпусков акций одновременно с кампанией по раскрутке торговой марки за всю историю американского бизнеса - создание фирмы Lucent Technologies компанией AT&T. И не надо забывать довольно рискованный шаг, сделанный ею в 1999 г., - она оставила Lucent и перешла в HP. Заставить этого гиганта Кремниевой долины с оборотом 47 млрд. долл. вновь двигаться вперед после не самого блестящего периода развития было, по мнению многих, почти нечеловеческим подвигом.
Но не для этой Чудо-женщины. Третий финансовый квартал HP, завершившийся 31 июля 2000 г., ознаменовал первую годовщину пребывания Фиорины в должности главного управляющего и отразил прогресс в развитии компании. Прибыль HP за этот период подскочила на 23% и достигла 1,05 млрд. долл., а доход вырос на 15%, составив 11,8 млрд. долл.
Суть метода Фиорины, по мнению Энн Ливермор, президента корпоративного и коммерческого бизнеса HP и одного из кандидатов, рассматривавшихся на высший пост, в том, чтобы "всегда ставить очень агрессивные цели, не задумываясь, сможете ли вы их достичь и знаете ли как это сделать". Ливермор добавила, что Фиорина обладает безошибочным чутьем.
Когда Фиорина появилась в отделе принтеров, руководство показало ей модель Nona, созданную специально для старшего поколения. Разработчики этого принтера полагали, что в условиях, когда Интернет становится магистральным направлением, пройдет не так много времени, когда пожилые люди смогут использовать компьютер наравне со всеми. Но когда специалисты по маркетингу продемонстрировали ей крупные кнопки и другие "дружественные к пожилым" элементы конструкции, Фиорина подняла их на смех и назвала это самой худшей идеей, какую ей когда-либо доводилось слышать.
Она решительно сократила количество отделов HP: с 83 до 12. Вместо отдельных групп разработки и маркетинга в компании теперь функционируют два подразделения, сосредоточенные на маркетинге, и два подразделения, которые заняты разработкой и конструированием изделий.
"Я провела в этот первый год много времени со служащими, -рассказывала Фиорина в интервью CRN осенью прошлого года. - Вы не сможете оживить компанию, перестроить ее, пока почти все не будут за вас".
Дуэйн Зитцнер, президент отдела Computing Systems, убежден, что Фиорина завоевала всех главным образом силой магнетизма своей личности. "Она нацелена на потребителя, предельно ясно формулирует свои мысли и очень харизматична, - пояснил он. - Фиорина пришла в HP, будучи одним из наших клиентов, и сумела так четко сформулировать нужды потребителя, что это находит отклик у служащих, аналитиков и акционеров".
В самом деле, Фиорина - это главный управляющий, чья харизма соперничает с обаянием Стива Джобса, легендарного основателя Apple. Она прекрасно одевается. Говорит целеустремленно, медленно охватывая взглядом всю аудиторию и часто отвлекаясь от плана выступления. Все, кто не вписался в команду HP, вынуждены были уйти в ходе перестройки, начатой Фиориной. Ее аргументация проста: нельзя изменить часть системы, не изменив ее всю.
Теперь, когда HP устремилась вперед, Фиорина уверена, что компания вновь возьмет на себя роль лидера отрасли.
* Сделка не состоялась.