Деловое ПО, особенно бухгалтерское, пользуется стабильным спросом, а его созданием занимается немалое количество компаний, как зарубежных, так и отечественных. О некоторых тенденциях рынка делового ПО и о том, что, возможно, беспокоит сейчас отечественных разработчиков и пользователей больше, чем пресловутая "проблема 2000", рассказывает директор фирмы "1C" Борис Нуралиев.
О "проблеме 2001" и ее решении. В Новом 2001 году перед российскими предприятиями встает проблема серьезных изменений в учете и отчетности. В первую очередь это переход на новый план счетов, вступление в действие второй части Налогового кодекса и многие другие изменения - чего стоит только очередное усовершенствование счетов-фактур. Методологически эти изменения намного сложнее занимавшей не так давно умы ИТ-специалистов "проблемы 2000". О ее существовании все знали заранее, было четко известно, когда "это" произойдет и в чем конкретно заключается. Новые методологические решения по российскому учету и отчетности были окончательно утверждены и опубликованы в ноябре и даже декабре. А алгоритмические различия между схемами учета по старому и новому планам счетов куда более "развесистые", чем обусловленные нехваткой двух байт прошлогодние изменения. И зарубежный опыт на этот раз не сильно поможет.
Разумеется, мы должны справиться с "проблемой 2001". Потенциал платформы "1С:Предприятия" для такой задачи вполне достаточен. У нас накоплен положительный опыт не только в решении Y2K, но и в методической поддержке пользователей во время деноминации 1997/98 г. Этим летом мы успешно перевели на новый план счетов пользователей нашей бюджетной конфигурации. Кроме того, сейчас в Украине успешно завершается переход на новые национальные стандарты учета - а доля "1С:Бухгалтерии" на рынке этой страны не меньше, чем в России.
Новые версии "1С:Бухгалтерии" и других своих наиболее массовых программ делового назначения мы выпускаем в январе, методология ведения в них учета по новому плану счетов нами уже проработана и опубликована. Мы постараемся частично автоматизировать переход к новой системе учета, обеспечить конвертацию справочников и перенос остатков.
То, что Минфин разрешил российским предприятиям переходить на новый план счетов в течение 2001 г., для нас означает, что придется разработать и в течение года поддерживать двойной комплект наших программ - с новым Налоговым кодексом (он-то вступает в действие с этого января безусловно) и новым планом счетов, а параллельно - с новым Налоговым кодексом и старым планом счетов. Рост трудоемкости разработок очевиден. Сейчас мы удвоили штат методистов и прикладных разработчиков, существенно расширяем мощности по технической поддержке.
В стране сотни тысяч предприятий, трудоемкость перевода каждого на новый план счетов составляет не менее десятка человеко-часов...
Основную роль в решении этой задачи мы отводим своей франчайзинговой сети, насчитывающей более 1600 организаций со средней численностью около 30 человек. Сейчас мы разворачиваем специальную программу "Переход 2001", в рамках которой наши партнеры окажут технологическую и методологическую помощь предприятиям по всей стране.
Другие тенденции наступившего года не носят столь острого и точечного по времени характера. Навскидку к ним можно отнести следующие.
Рост интереса к новым технологиям. Рынок программ деловой ориентации требует все более совершенных систем. Например, три года назад продукты, построенные на технологии "клиент-сервер", использовали крупные предприятия и банки - теперь такие продукты достаточно широко используются в массовых решениях для небольших предприятий. И в дальнейшем учетные системы будут абсорбировать технологии с названиями из словаря аббревиатур компьютерных модников.
Готовое решение или гибкий инструмент? Ранее много обсуждалось, какие системы автоматизации бизнеса больше нужны пользователю - готовые решения или "инструменты". Сейчас мы считаем, что нужно и то, и другое, и развиваем свою систему программ и как комплекс решений для автоматизации учета с глубоко проработанной методологией, и как гибкий инструмент, позволяющий перестроить эти решения под особенности конкретного предприятия.
Правила учета становятся все более сложными, более жестко и детально регламентированными - соответственно растет роль программных средств как методологического инструмента, позволяющего "поставить" на предприятии учет с высокой степенью автоматизации. В то же время в методологии учета остаются "непрописанные" участки, наблюдается дальнейшее расхождение бухгалтерского и налогового учета, что делает еще более востребованной гибкость и настраиваемость, заложенную в ПО.
В связи с постоянным совершенствованием менеджмента растут и чаще меняются информационные потребности руководства предприятий - это тоже поворачивает спрос в сторону гибких и многофункциональных автоматизированных учетных систем и делает еще более востребованными услуги специалистов, занимающихся внедрением этих систем.
От разовых продаж к индустриальному сопровождению. Все более актуальным становится переход от разовой продажи делового софта к постоянному ИНДУСТРИАЛЬНОМУ совершенствованию ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ учетных систем. Наличие баз данных по законодательству, справочников по проводкам и т. п., конечно, полезно, но обычному бухгалтеру, даже хорошо ориентирующемуся в законах и инструкциях, сложно самому отразить их в учете и перестроить программу в соответствии с изменениями в законодательстве. Массовый пользователь может реально руководствоваться этими нормативами, когда они уже воплощены в софте, когда противоречия в различных инструкциях сглажены и согласованы методистами-разработчиками и учетная система совершенствуется, настраивается на законодательные новшества "сама".
В качестве одного из решений, позволяющего сделать учетные программы "живыми" и "самосовершенствующимися", мы продолжаем развивать проект регулярного информационно-технологического сопровождения (ИТС). На компакт-диске ежемесячно публикуются все обновления программ, форм отчетности, и подписчику такого диска достаточно их установить, чтобы подстроить работающую учетную систему, а заодно прочитать на этом диске методические рекомендации по ведению учета.
Поскольку все больше бухгалтеров начинают использовать в работе возможности Интернета, в дополнение к ежемесячному компакт-диску мы запустили Интернет-поддержку, чтобы "1С:Предприятие" могло "само" подкачивать и новые формы отчетности, и алгоритмы учета, и курсы валют. Благодаря этому в 2001 г. Интернет для бухгалтера может стать полезным рабочим инструментом, оставаясь, разумеется, также местом для чтения анекдотов, просмотра погоды и заказа товаров для дома.
Рост доли решений для реального сектора, рост популярности и эффективности отраслевых решений. Не может не радовать, что в связи с некоторым улучшением ситуации в экономике растет спрос в первую очередь на системы автоматизации управления и учета для реального сектора экономики, промышленного производства. При этом бизнес-процессы становятся все более сложными, в каждой отрасли появляется все больше особенностей. Для предприятия более эффективно получить типовые решения, уже адаптированные к специфике его отрасли - не просто торговый учет, а учет для торговли автозапчастями или медикаментами, не просто учет производства и услуг, а учет для непрерывного производства или услуг с почасовой оплатой.
По этому направлению для нас ключевым решением является отраслевая специализация наших партнеров и создание ими на базе наших типовых решений и их опыта автоматизации конкретных отраслей тиражных отраслевых конфигураций "1С:Предприятия".
Рост спроса на комплексные решения. Продолжается рост платежеспособного спроса на интегрированные решения, обеспечивающие эффективную совместную работу сотрудников подразделений и служб внутри предприятия. Не случайно опережающими темпами в системе программ "1С:Предприятие" росла продажа наиболее дорогих комплексных поставок, предусматривающих глубокую интеграцию бухгалтерского учета с оперативным торговым и складским учетом, с одной стороны, и расчетом зарплаты и кадровым учетом - с другой.
Подтвердила свою эффективность и тенденция к интеграции лидирующих поставщиков ПО смежного назначения, позволяющая предоставить потребителю готовый к использованию комплекс наиболее популярных на рынке решений. Это гораздо удобнее для потребителя, чем купить компьютеры у одного поставщика, ОС - у другого, SQL-сервер от третьего, систему автоматизации учета у четвертого и т. д., а потом самостоятельно пытаться обеспечить эффективную стыковку этих компонентов.
За те же деньги - больше функций. Компьютерному рынку это явление хорошо знакомо по ценам на настольные ПК. Вот уже много лет работающий компьютер можно купить за 700 долл., а хороший - за 1500 долл., только в 94-м году это был "386-й", а сейчас "Пентиум" с очередным порядковым номером. Профессиональная программа бухучета как стоит на протяжении нескольких лет примерно 200 долл., так и будет стоить. Но "за те же деньги" программы будут выполнять все больше функций - если в 1994 г. это были "бухгалтерские калькуляторы" под MS-DOS с ограниченным макроязыком, то теперь высокотехнологичные, глубоко проработанные и взаимоувязанные учетные решения с широкими возможностями настройки на требования пользователя.
Электронный обмен данными: от совместных решений к открытым стандартам. Преимущества электронного обмена данными очевидны - вместо того чтобы распечатывать налоговую декларацию или товарно-транспортную накладную из программы, а потом снова вбивать ее руками, теряя время и порождая ошибки, можно передать те же данные по электронной почте или на дискете.
Некоторое время назад много говорили об электронном обмене данными между предприятиями и фискальными органами. В первую очередь такое решение было бы полезно для общества в целом, поскольку позволяет существенно снизить непроизводительные трудозатраты на клавиатурный ввод данных в компьютеры, установленные в ведомствах.
Однако сегодня реальный прорыв скорее намечается в электронном обмене между предприятиями, и не только внутри объединений и холдингов, но и между независимыми контрагентами. Инструмент решения таких задач - язык XML, становящийся стандартным средством "общения" и обмена произвольной информацией между разнородными системами, позволяющий разрабатывать отраслевые стандарты обмена данными между произвольными учетными системами.
Многим приходилось видеть, что погрузка-разгрузка привозимого товара механизирована и делается быстро, а ввод данных по этому товару остается в основном ручной работой. Зачастую уже разгруженные изделия можно пустить в продажу или в производство только завтра, потому что накладные в систему складского учета "забиваются" вручную, а этот процесс требует времени. Намного удобнее передать данные в электронном виде, и даже необязательно через Интернет (мало ли кто может "подглядеть" по дороге), можно и на дискете. При этом необязательно наличие у обоих контрагентов однотипной системы - достаточно, чтобы обе системы поддерживали единый стандарт обмена в формате XML.
Самое модное в ИТ-индустрии - это, безусловно, Интернет. Все большее распространение получают виртуальные торговые площадки, на которых товары рекламируются и продаются через Интернет. Организация таких площадок также требует стандартизации обмена информацией о товарах, поэтому не случайно в проекте разработки открытого стандарта CommerceML.ru, предназначенного для обмена коммерческой информацией в формате XML, сегодня участвуют и фирма "1С", и такие мировые гиганты, как Microsoft и Intel, и столпы отечественного Интернета Extra.ru, Port.ru и Price.ru. Унификация обмена между произвольными бизнес-системами и Интернет-порталами полезна всем разработчикам и пользователям ИТ. Наличие систем, поддерживающих такой стандарт, позволяет предприятиям, желающим "сделать свой бизнес электронным", публиковать предложения на Web-витринах без необходимости нанимать программистов каждый раз, когда потребуется "приспособиться" к очередному формату обмена.