Перемены в экономике в значительной мере обусловлены прогрессом ИТ

Как-то очень быстро вышли из обихода слова "компьютерный рынок", "компьютерные технологии" и им подобные. Теперь говорить о компьютерах стало даже немного дурным тоном. Выражение дня - "информационные технологии". В общем, это и правильно - компьютер уже давно перестал быть "вычислителем" (припомните, не так ли следовало бы переводить с английского слово computer?), это в первую очередь прибор для обработки информации.

А уж компьютеры, объединенные в сети разных рангов и уровней, - автономная вычислительная машина теперь, вероятно, такая же редкость, как белый слон, - это, несомненно, информационная система. Ну что же, это даже удобнее. Если вдуматься, все новое, что привнес в экономику истекший век, обусловлено в самой значительной степени именно ИТ. Правда, чтобы признать это утверждение истинным, придется вспомнить, что все разновидности электросвязи, а также все устройства, предназначенные для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации, тоже в самом строгом смысле следует относить к ИТ.

Воздействие ИТ на экономику носит двоякий характер. Кроме явлений, порождаемых самим существованием средств и методов переработки/обмена информацией, ИТ влияют на экономику, что называется, "личным примером": новые явления рынка очень часто впервые наблюдаются именно на рынке ИТ, а уж потом "перенимаются" и другими отраслями.

ИТ и мир

Ряд ведущих современных экономистов считают, что основное преобразование в мировой экономике, которое принес XX в., - это переход к постиндустриальному обществу. В доиндустриальном обществе основным ресурсом была земля, в индустриальном - капитал, в постиндустриальном - информация... Конечно же, под информацией здесь понимается не только ее узкоутилитарная ипостась типа "где какая рыба и почем". Научное знание - это тоже информация. Стремительное повышение темпов распространения информации повлекло за собой фундаментальные изменения для экономики. Первым "сигналом из будущего" для экономики было бряканье биржевого телетайпа.

Какую научную дисциплину ни возьмешь, везде ученые всего мира образуют единый виртуальный коллектив, где соперничество и сотрудничество переплетаются самым причудливым образом. Трудно не согласиться с мнением, что падение коммунистического режима в нашей стране обусловлено в значительной степени именно воздействием ИТ. "Оградить" своих ученых от обмена информацией с зарубежными коллегами значило обречь себя на отставание, "открыть" - допустить проникновение чуждой идеологии. Совсем не случайно Дубна, Новосибирск, Обнинск были натуральными рассадниками диссидентства. До поры до времени удавалось как-то лавировать между Сциллой "закрыть" и Харибдой "открыть", но прошло время, и настала другая пора. А чуждая идеология пользовалась для проникновения и другими средствами ИТ - магнитофонами, электрическими пишущими машинками, АЦПУ (для молодого поколения напомним: АЦПУ, или алфавитно-цифровым печатающим устройством, в прежние времена называли принтер). Сказать, что советская власть рухнула под давлением ИТ будет, конечно, преувеличением, но не слишком большим.

У "основных вопросов" есть одна удивительная особенность: очень часто в области знаний, в которой эти вопросы ставятся, они не решаются, а постулируются. Именно так обстоит дело с пресловутым "основным вопросом философии", "Основная теорема алгебры" в самой алгебре тоже принимается за аксиому. Если задаться целью сформулировать основной вопрос экономики по такому же принципу, то он, вероятно, звучал бы так: "Разумен ли человек?"

Некоторые экономисты полагают, что люди в большинстве своем поступают экономически целесообразно и в государственной няньке не нуждаются. Другие же, наоборот, считают, что без жесткой и четкой "руководящей линии" государства экономику ждет крах. Большинство экономистов-теоретиков занимают позиции где-то посередине между крайними точками - от полной либеральной анархии до строго и четко работающего государственного механизма, в котором нет места для какой бы то ни было инициативы - винтики там все и колесики. При этом каждый почитает именно свою середину золотой.

В XX в. и здесь свою, и очень весомую, лепту внесли ИТ. Для принятия решения в общем случае требуются три компоненты: максимально полная исходная информация, адекватный аппарат для ее обработки и некий инструментарий для проведения решения в жизнь. Вряд ли люди стали много умнее за последние 100 лет, но вот информированнее они стали точно. Да и образованнее тоже. Так что в отношении первых двух компонент - именно благодаря ИТ - несомненный прогресс есть. В результате воззрения таких знаменитых теоретиков экономики, как знаменитый Джон М. Кейнс, оказались не то чтобы не верными, но в значительной мере морально устаревшими, а в лидеры, причем со значительным отрывом, вышли более или менее либеральные теоретики и практики. Основную причину этого нередко усматривают в интернационализации и глобализации экономики, но сами эти явления - несомненно следствия развития ИТ. Дело в том, что выход экономики за рамки отдельных стран сильно затруднил или сделал невозможным ее государственное регулирование в национальных масштабах.

Дж. М. Кейнс (1883–1946) — английский ученый, которого на Западе многие считают самым выдающимся экономистом XX в. Вкратце его идеи сводятся к тому, что в экономике государства действует положительная обратная связь: спад производства влечет за собой снижение доходов населения, снижение доходов влечет снижение потребления, снижение потребления и спроса — дальнейший спад производства. В связи с этим, по его мнению, роль государства в кризисные периоды должна сводиться к обращению этого процесса и запуску положительной обратной связи в противоположном направлении: рост платежеспособного спроса => рост производства. Президент США Ф. Д. Рузвельт успешно вывел свою страну из Великой Депрессии 30-х гг., именно руководствуясь взглядами Кейнса. Стремительное послевоенное восстановление экономики ряда европейских стран многие также приписывают внедрению в практику теорий Кейнса.

Кажется даже излишне повторять, что в экономике постиндустриальных стран центр тяжести все больше смещается в направлении сферы услуг. А ведь в этой сфере ИТ пронизано буквально все. Наиболее характерные примеры услуг глобального свойства - банковский сектор и СМИ. Последние являются информационной услугой по всем статьям - и по названию, и по сути, и по применяемым средствам. Современный банк тоже невозможен без самой серьезной информационной системы. Но это не более чем характерные примеры. Авторам этих строк с большим трудом удалось придумать разновидности услуг, которые в ИТ не нуждаются - разве что уличные чистильщики обуви да вокзальные носильщики. Во всех же остальных случаях средства обмена информацией и ее переработки играют едва ли не доминирующую роль: розничная торговля, такси... Этот список читатели, без сомнения, в состоянии продолжить самостоятельно. Да и рынок самих ИТ не отстает от этих тенденций - от "коробочных" продаж к системной интеграции, не в этом ли направлении двигался наш рынок? Кстати, и сборка на заказ - не есть ли это не что иное, как услуга?

Пути новых технологий

ИТ изменили и характер появления инноваций, и стратегию их внедрения в жизнь. В середине XX в. среди экономистов были популярны дискуссии о том, что/кто и как движет научно-технический прогресс.

Одни полагали (и имели для этого весьма веские основания), что новинки зарождаются преимущественно в недрах щедро финансируемых и богато оснащенных лабораторий крупных фирм, ибо в этом веке наука требует больших расходов, а основным движителем прогресса является оборонная промышленность. Не забудем при этом, что промышленные гиганты в немалой степени сами "работают на оборону".

Их оппоненты утверждали, что изобретатели-одиночки отнюдь еще не сказали своего последнего слова, но, честно говоря, были они в меньшинстве. Действительно: ядерная физика, ракетно-космическая промышленность, авиация, даже автомобилестроение - все эти отрасли достигли своего расцвета именно под давлением военно-промышленного комплекса. Даже если какое-то изобретение делалось "одиночкой", "довести его до ума" удавалось только с привлечением серьезных ресурсов, что было под силу только гигантам.

Последняя треть истекающего столетия отодвинула эти дискуссии на задний план и, думается, надолго: основы современной индустрии ИТ заложили студенты-недоучки. Крупные фирмы оказались "зациклены" на своих взглядах на направления прогресса. По-настоящему новое слово сказали люди без предубеждений, люди, которым не приходилось влачить на себе бремя обратной совместимости и всеми правдами и неправдами "удерживать на плаву" стремительно устаревающие технологии.

О том, что при внедрении в жизнь новинок ситуация практически всегда напоминает сюрпляс на велосипедных гонках - проигрывает обычно тот, кто первым начнет движение, - экономисты знали давно. Однако предпосылками этого неприятного явления считались предварительные затраты на исследования. Патенты патентами, но решать задачу, о которой точно известно, что решение есть, всегда проще. События последней трети XX в. опровергли эти воззрения.

Новинки вызревают без многолетних изысканий и исследований, а победителем оказывается не второй участник гонки, а... третий. Собственно ПК: первой начала "движение" Apple, второй IBM, победила Compaq. В мире программ: текстовые процессоры - WordStar, WordPerfect, Word, электронные таблицы - VisiCalc, 1-2-3, Excel. Базы данных, браузеры, интегрированные пакеты - везде одно и то же.

Но здесь зачинатели тратили время и силы не на "науку", главная задача, которую им приходилось решать, - маркетинг. Именно они объясняли потенциальным покупателям-клиентам, что именно им требуется и для чего. Вторые определяли для себя, что вынесли покупатели из пропаганды новинки, а третьи приходили совсем на готовое и становились лидерами. Во времена, когда основоположники тратились в основном на предварительные исследования, некоторые экономисты усматривали в кажущейся несправедливости (новаторы - в проигрыше!) серьезный аргумент в пользу того, что расходы на разработку нового должно принять на себя государство, а уж потом отдать инновацию "на растерзание" рынку. Но уж чем, чем, а маркетингом государство заниматься не умеет. Современные экономисты считают одной из характерных особенностей постиндустриального общества неизмеримо возросшую роль маркетинга. Пока в доведении новинки до потребителей маркетинг побеждает технологию.

Если, скажем, в 50-е годы покупатели просто набросились бы на автомобили, которые ездят с вдвое большей скоростью, чем предыдущие, и много более комфортны, даже заплатив за них ощутимо большие деньги, то в 90-е их приходится сильно уговаривать на покупку нового компьютера с тактовой частотой процессора в полтора раза выше даже за меньшую цену, чем прежний. И среди маркетинговых аргументов на первые позиции выходят не технологические свойства продаваемого объекта, а гораздо менее формализуемые вещи типа репутации фирмы-изготовителя, удобства в работе и пр.

Впрочем, в современных условиях поражение в гонке не так уж болезненно. Те, кто взял на себя риск первым выпустить на рынок нечто совершенно новое, терпят поражение, но выходят из борьбы как минимум весьма обеспеченными людьми. Некоторые находят в себе силы, чтобы вновь ринуться "на ринг" еще с одной новинкой и еще... Примеры, что называется, у всех на слуху - тот же Стив Джобс...

В новый век с новой-старой экономикой

Новинки ИТ оказали существенное воздействие на всю экономику. Однако есть один аспект, который оказался пока не охваченным. Примеры людей, которые начали буквально "с нуля" и задолго до пенсионного возраста вышли на первые полосы газет и в первые строки списков богатейших людей планеты, вдохновили многих и многих. Еще в 70-е годы казалось, что не имея за спиной богатой династии и гарантированной позиции в совете директоров, пробиться в этой жизни невозможно. В конце века все переменилось. Этот моральный фактор подкреплен и технологией, ибо дистанция от замысла до серийного образца сократилась и во времени, и в расходах. Так что начало нового века больше похоже на начало предыдущего, чем на его же середину. И в смысле экономики, и многого другого.

Названия фирм, которые еще пять лет назад не были никому известны, ибо просто не существовали, а теперь на равных конкурируют с гигантами, без сомнений, известны всем читателям CRN/RE. И такие фирмы продолжают появляться и в наши дни. Словом, все, как 100 лет назад. Дальновидным бизнесменам нельзя не учитывать эти факторы.

И последнее. Предвидя недоумение, а быть может, даже и упреки, авторы считают своим долгом заявить, что воздерживались от воспевания Интернета вполне умышленно. Рано или поздно наступает момент, когда следование моде становится дурным вкусом. В отношении Интернета, как нам кажется, этот момент уже наступил. Да, Интернет, да, везде и во всем. Но это уже само собой разумеется. Современный бизнес невозможен без, например, телефона. Но, согласитесь, было бы не слишком умно в каждую статью об экономике и бизнесе непременно вносить фанфарные абзацы о благотворности телефонизации...