Должность: генеральный директор
Возраст: 37 лет
Образование: высшее, Ленинградский государственный университет
Увлеченный дистрибуцией
После окончания в 1986 г. матмеха ЛГУ Максим отработал три года по распределению в институте "Морфизприбор", где писал разные специальные программы для подводных лодок. Но уже вскоре начал параллельно заниматься компьютерным бизнесом в существовавших тогда хозрасчетных структурах - кооперативах и клубах НТТМ.
Так продолжалось года два, пока ему не удалось убедить группу коллег-партнеров, что они уже переросли "молодежный" уровень бизнеса (сам-то он так думал с самого начала), и в 1991 г. было создано АОЗТ "Аякс". Компания начала продажи ПК и практически сразу вошла в пятерку ведущих питерских компьютерных компаний.
По словам Максима, ему "всегда хотелось заниматься дистрибуцией", он искал подходящего поставщика, и когда появился шанс подписать эксклюзивное соглашение с компанией Packard Bell, в то время одним из крупнейших изготовителей ПК, сразу за него ухватился. Специально под этот контракт и была основана в 1994 г. компания OCS. У ее истоков стояли Ефим Маримонт (ныне президент компании), Максим Сорокин и еще 5 человек (после кризиса 1998 г. часть акционеров вышла из бизнеса, состав учредителей частично изменился, но компания остается частной).
Работая в компьютерном бизнесе с конца 80-х годов и имея опыт общения с дистрибьюторами в качестве дилера при создании дистрибьюторской компании, Сорокин считал, что дистрибуция должна быть "чистой". Поэтому, подчеркивает он, OCS "никогда и ничего" не продает конечному пользователю.
В первые годы перед компанией стояла задача быстро "накрутить" обороты, и в OCS немало рисковали, беря большие по тем временам кредиты и под большие проценты. Пробиться в столицу было непросто, поэтому стратегия была такая - сосредоточиться на регионах, опираясь на технику Рackard Вell, сформировать дилерскую сеть, потом насытить ее продукцией других вендоров и лишь затем, будучи уже сильной и развитой дистрибьюторской компанией, выходить на рынок Москвы. Частью политики работы с регионами было создание филиалов. В первые же два года были организованы филиалы OCS в Перми и Новосибирске, в планах было открытие еще нескольких, но реализовать задуманное удалось лишь спустя несколько лет: в 1999-2000 гг. открылись представительства в Воронеже, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде.
Компьютеров Рackard Вell в ассортименте OCS давно уже нет (как нет и самой этой фирмы), но былым эксклюзивом компания воспользовалась сполна.
В последние годы OCS работает "у верхней границы" дистрибуции, берясь за максимально сложные продукты, какие только можно продвигать по двухуровневой схеме. OCS стала единственным в стране дистрибьютором, у которого в списке вендоров есть и 3Com, и Cisco, и Nortel Networks.
Эта стратегия была принята довольно давно и потребовала немалых средств, но, как полагает Максим, именно в последние полтора-два года она наконец стала приносить ощутимые результаты и окупила себя.
Пожалуй, уже года четыре назад Максим Сорокин пришел к выводу, что каналу дистрибуции нужен локальный брэнд в области ПК и начал искать компанию, которая в такой роли могла бы выступить. В конце 1998 г. был подписан контракт с "Аквариус Дата", которая сейчас входит в число ведущих вендоров OCS.
Компания OCS традиционно "двуглавая": ее возглавляют Ефим Маримонт, на визитке которого написано "президент", и Максим Сорокин, на визитке которого написано "генеральный директор". Иерархии в этом нет. "Ежедневно мы вместе по нескольку часов решаем основные вопросы управления компанией", - говорит Максим.
Если говорить о "специализации", то Ефим больше занимается логистикой и финансовой стороной бизнеса, а Максим - проблемами структуры и менеджмента компании, аналитикой. В свое время Максим много занимался продажами, и хотя сейчас он уже от них далек, тем не менее прямо или опосредованно следит за ключевыми партнерами компании.
Компания действует как неплохо отлаженный механизм, который оперативно подстраивается к изменениям на рынке. Правда, любой дистрибьюторский механизм рассчитан на все то, что делается "прямо". Но в бизнесе многое приходится делать скорее "криво".
"Например, "кривизна" состоит в том, что бизнес делается не на том, что дорого продал, а на том, что дешево купил. Дешевизна покупки далеко не всегда следует из дистрибьюторского контракта. Соответственно одна из важнейших сторон менеджмента дистрибьторской компании и важная составная часть моей работы - грамотная инфраструктура закупок", - утверждает Сорокин.
Своим самым важным достижением считает создание эффективной инфраструктуры компании и правильную расстановку акцентов в бизнесе, а доказательством правильности - позиции, завоеванные OCS на российском рынке ИТ.
По мнению Максима, топ-менеджер, особенно совладелец компании, должен стремиться сделать бизнес максимально независимым от себя самого. "Мой стиль руководства - дать менеджеру чуть-чуть больше свободы, чем он готов на себя взять, не делать самому, а учить и растить менеджеров и стараться успевать все делать в нормальное рабочее время", - поясняет он.
Результат такого подхода - немало свободного времени: Максиму удается в среднем работать даже меньше 8 часов в день, хотя иногда, если надо, то остается и до позднего вечера.
Жена Роксана трудится рядом, но на работе они почти не общаются. Хотя, казалось бы, поводов немало - она директор OCS по маркетингу. Причем с ученой степенью кандидата исторических наук (правда, ее былая специализация - этно-социальные проблемы средневековой Эфиопии, наверное, не очень помогает в продвижении продукции).
"Я - человек увлекающийся, но постоянный. Если уж какое-то хобби появляется, то это надолго", - рассказывает Максим. Очень любит бильярд: один бильярдный стол стоит в квартире, другой скоро будет в загородном доме. Любит хорошее кино (его DVD-видемагнитофон простаивает мало), шашлыки, посидеть у камина, сходить с женой и сыном по грибы. В общем традиционные семейные ценности. А еще горные лыжи и теннис. Ничего экстремального.