С 11 по 14 сентября в центральном выставочном зале «Манеж» проходила I Международная выставка IT-Format, организаторами которой выступили межрегиональный консультационно-аналитический центр «Согласие», «Объединенный павильон ВВЦ «Наука и образование»» и «Формоза».

Объявляя о проведении выставки, организаторы заявили, что ее основной целью является демонстрация благоприятного состояния и большого потенциала российского компьютерного рынка, находящегося сейчас на подъеме. В выставке приняли участие 25 компаний, среди которых «Арсеналъ», «Белый Ветер», «МедиаЛингва», «Формоза», APC, Cognitive Technologies, Intel, Lucky Star, Maxtor, Samsung и др. Многие из участвующих компаний входят в лидирующую группу в своих секторах ИТ-рынка, хотя все-таки такого представительства было недостаточно, чтобы судить обо всем российском ИТ-рынке.

В России ИТ-выставки уже давно перестали быть местом демонстрации новинок. Скорее, это место для общения, деловых встреч (если так вообще можно говорить применительно к выставке) и т. п. В этом отношении концепция проведения IT-Format наиболее удачна по сравнению с другими выставками. Экспозиция была разделена на две части — «Для всех желающих» (всего лишь одна треть экспозиции) и «Для специалистов» (вся остальная площадь). Организаторы постарались сделать все возможное, чтобы сектор «Для специалистов» способствовал плодотворной работе участников выставки. Помимо самих стендов здесь были устроены несколько конференц-залов, в которых прошло 36 семинаров, конференций и круглых столов, переговорные комнаты и также просторные зал для VIP-посетителей и пресс-клуб, в котором были созданы все условия для нормальной работы журналистов. Правда, хотя организаторы и возводили шумоизоляционные стены, звуки непрекращающегося шоу были хорошо слышны во всех уголках «Манежа», сводя к минимуму многие преимущества такой организации работы. К сожалению, здание «Манежа» при всех преимуществах его расположения для посетителей мало соответствует современным требованиям выставочных площадей, особенно если речь идет о выставке высокотехнологичной продукции и решений.

В зале для потребителей практически без перерыва происходили шоу и лотереи. Победители лотереи получили автомобиль ВАЗ-2109 и мультимедийные ПК Teen от компании «Формоза».

Подводя итоги, организаторы сообщили, что за четыре дня работы выставку посетили более 22 тыс. человек, в том числе более 7 тыс. зарегистрировавшихся специалистов, среди которых были представители администрации Президента России, аппарата Федерального Собрания и Правительства Москвы. Члены оргкомитета отметили повышенный интерес к выставке школьников и студентов и представителей сферы образования. По словам Елены Самойловой, начальника отдела маркетинга компании «Формоза», «именно такая аудитория особенно важна для большинства компьютерных выставок». С такими оценками согласились и представители некоторых компаний-поставщиков, которые уже запланировали участие в IT-Format’2002. Как считает председатель комитета и президент МКЦ «Согласие» Елена Ерохина: «Выставка прошла успешно как по оценкам независимых экспертов, так и экспонентов. Впервые были реализованы уникальные практики интеллектуального тестирования посетителей, фокус-групп, аккредитации ИТ-специалистов. Мы рассчитываем, что в следующем году выставка IT-Format приобретет новые масштабы, сохранив при этом свою индивидуальность».

Как изменится IT-Format в дальнейшем и станет ли она заметным событием в жизни ИТ-рынка, пока сказать сложно. Организаторы рассчитывают, что в следующем году число участников выставки удвоится. Есть у них и другая цель: стать ориентиром для ИТ-рынка, когда тот определит свои приоритеты после летнего затишья. К сожалению, пока это никому не удавалось. Возможно, на выставочном рынке появился новый игрок, способный развивать не только свой собственный бизнес, но и успешно решать задачи своих клиентов. Время покажет.

На стендах компаний

Intel

На выставке состоялся финал соревнований на Кубок Pentium 4. Победителем стала московская команда CyberFight.

Открытое командное первенство на Кубок Pentium 4 стартовало 23 июля. Инициатива его проведения принадлежит московскому представительству Intel и компании "Формоза". В поддержку инициативы выступила и Федерация компьютерного спорта РФ. Приказом Госкомспорта РФ киберспорт включен в перечень официальных спортивных дисциплин.

Lucky Star и "Формоза"

В рамках IT-Format состоялся семинар компании Lucky Star, на котором с представлением новых продуктов выступил Джексон Ванг, вице-президент и руководитель подразделения, выпускающего системные и графические платы для ПК. До сих пор компания выпускала системные платы на базе процессоров Pentium III, AMD Athlon, Celeron и AMD Duron для ПК среднего уровня производительности.

Однако, по мнению Ванга, изменение ценовой политики Intel в связи и с выпуском процессоров Pentium 4 может позволить Intel увеличить долю систем с этими процессорами на рынке с 5-10% до 60%. В то же время ценовое давление на AMD может привести к тому, что доля последней на рынке процессоров вновь сократится до 10%. Подобное изменение рыночной ситуации заставило Lucky Star пересмотреть свою политику в области производства системных плат для ПК. Теперь основную часть продуктов компания ориентирует на создание высокопроизводительных систем на базе Pentium 4 и в IV квартале начинает поставки нескольких серий плат для этого процессора с набором микросхем базовой логики i845, а также аналогами, выпускаемыми VIA и SiS.

Как рассказал Олег Квас, руководитель производственного подразделения компании "Формоза", которое совместно с Lucky Star проектирует и выпускает системные платы, изменение позиции партнера совпадает с целями его компании. "Анализ отечественного рынка показал, что в последнее время покупатели все больше ориентируются на приобретение мощных ПК и высокопроизводительных компонентов для них, а продажи систем среднего уровня сокращаются", - подчеркнул он.

Кроме того, по его словам, не исключено, что в ближайшее время "Формоза" начнет продажи ряда потребительских товаров (карманных ПК, PDA, цифровых фотокамер) с маркой Lucky Star.

"МедиаЛингва"

В числе новинок, представленных на выставке, можно отметить новую версию интеллектуальной поисковой системы "Следопыт 3.0", разработанную фирмой. Программа предназначена для быстрого поиска документов на русском и английском языках, хранящихся на жестком диске ПК, компакт-дисках и других съемных носителях, а также в локальной сети и в почтовых сообщениях и архивах. Поиск осуществляется по содержанию документов и их атрибутам, а также по размеру, имени, дате создания, по отправителю или получателю почтового сообщения. Программа может обрабатывать файлы практически всех форматов - .doc, .rtf, .html, .xls, .pdf, ..zip, .pst.

"Белый Ветер"

Компания представила обновленный модельный ряд мониторов RoverScan. По словам Федора Волкова, заместителя директора по развитию "Белого Ветра", ЭЛТ-мониторы оставлены в модельном ряду только потому, что они пока продаются лучше, чем их ЖК-собратья. Но наибольшие перспективы сейчас именно у последних. По оценкам компании, в последнее время каждые полгода розничный рынок этих устройств удваивается. Поэтому "Белый Ветер" разработал программу продвижения мониторов, ориентированную именно на ЖК-модели (ЭЛТ-мониторы даже не рекламируются).

Теперь компания будет продавать под своей маркой ЖК-мониторы с диагоналями от 15 до 23 дюймов в категориях бытовых, профессиональных и бизнес-моделей. По утверждению Федора Волкова, "профессиональные" RocerScan в первую очередь смогут заинтересовать пользователей проектного ПО.

До конца 2001 г. "Белый Ветер" планирует продать более 110 тыс. мониторов (как ЖК, так и ЭЛТ). При этом более половины из 38 тыс., запланированных на III кв., будет поставлено в корпоративный канал, другая - поставлена по тендерам в сельские школы в рамках программы "Дети России".

Как отмечают в "Белом Ветре", без учета тендерных поставок отношение прямых розничных продаж к продажам через партнеров составит 80 : 20% соответственно. В области ЭЛТ-мониторов картина прямо противоположная - 80% этой продукции продают именно партнеры. По информации ЭАЦ "СК Пресс", во II квартале 2001 г. (ЭЛТ и ЖК вместе) заняли 2,6% российского рынка мониторов.