В июле компания Kraftway приступает к строительству нового производственно-складского комплекса. Предприятие площадью более 22 тыс. м2 рассчитано на выпуск 6,5 тыс. единиц электронного оборудования в смену.
В соответствии с проектом первой очереди нормативный годовой объем производства составит 1,6 млн. единиц (при загрузке в одну смену и стандартном графике). При небольшой модернизации (добавление еще одного складского комплекса) и переходе на круглосуточную работу выпуск продукции можно довести до 4,5 млн. штук в год, хотя, как признают в компании, вряд ли это будет востребовано. Ориентировочная стоимость предприятия (включая технологическое оборудование) — 14–16 млн. долл. Финансирование проекта осуществляется частично за счет собственных средств Kraftway, частично за счет средств, предоставленных — Международным банком развития и Банком Москвы.
Новый комплекс расположен на территории создаваемого сейчас в Обнинске (Калужская обл.) научно-промышленного технопарка, что теоретически позволяет компании Kraftway рассчитывать на определенные льготы.
Завод предназначен в первую очередь для сборки настольных ПК; производство серверов компания оставляет на московских производственных площадях. В то же время, по словам Алексея Кудрявцева, генерального директора Kraftway Computers, окончательно вопрос о том, что именно и в каких объемах будет выпускаться на заводе, пока не решен.
Дело в том, что универсальная конвейерно-стапельная организация производства (пять однотипных независимых сборочных участков) позволяет одновременно выпускать несколько разных моделей ПК или других электронных устройств и быстро переходить с одной модели на другую.
Алексей Кудрявцев назвал несколько причин, побудивших компанию взяться за столь крупный инвестиционный проект.
Во-первых, новый завод даст Kraftway возможность одновременно выполнять даже несколько крупных срочных заказов на ПК (сегодня предельная производственная мощность — 30 тыс. ПК в месяц, причем лимитируют ее не столько сборка, сколько склад и внутренняя логистика). Во-вторых, компания сможет расширить ассортимент поставлямых компьютеров, чего не позволяют сделать имеющиеся сейчас складские помещения. Наконец, новое современное производство, пользующееся весьма вероятными льготами, связанными со статусом технопарка, позволит снизить издержки.
От реконструкции какого-либо существующего объекта компания отказалась, поскольку, как считают в Kraftway, по затратам это сопоставимо со строительством нового предприятия; кроме того, в России нет ни одного предприятия электронного профиля, построенного по планарной (т. е. одноэтажной) схеме, являющейся наиболее экономичной.
Строительство планируется завершить осенью 2003 г., а в январе 2004 г. пустить завод в эксплуатацию.
В эксклюзивном интервью CRN/RE генеральный директор Kraftway Computers Алексей Кудрявцев поделился некоторыми планами компании, связанными с новым инвестиционным проектом.
CRN/RE: Иногда можно услышать мнение, что в России хватает мощностей по сборке ПК, хотя их технический уровень иногда и оставляет желать лучшего.
Алексей Кудрявцев: Я категорически не согласен с этим мнением. Конечно, у многих компаний есть сборочные линии. Но ни одного современного, эффективного производства ПК в России сейчас нет. В наибольшей степени приближается к этому уровню зеленоградский завод «Квант», но его реальная мощность 600—700 тыс. в год, и этого, конечно, недостаточно для рынков России и Восточной Европы, учитывая перспективы их роста. Есть еще близнец «Кванта» — завод «Процессор» в Воронеже, но он находится в гораздо более запущенном состоянии, чем «Квант», и к тому же неудобно расположен. Поэтому, по нашей информации, некоторые компании, например «Аквариус» и «Формоза», планируют в ближайшие два-три года построить новые предприятия по сборке ПК.
CRN/RE: В стоимости ПК доля сборки составляет единицы процентов, причем с ростом объемов производства она снижается. Оправдано ли в этих условиях строительство нового крупного сборочного завода?
А.К.: Но и это тоже деньги! Если заказывать сборку ПК какому-либо российскому предприятию, то она обойдется в 10–15 долл. за один компьютер в зависимости от объема. Такую цену предлагает, например, «Квант». И если есть возможность хоть несколько снизить себестоимость и при этом увеличить мощность производства, повысить его гибкость, то это вполне эффективно. Кроме того, это даст нам возможность выполнять пиковые, очень крупные по российским меркам, заказы.
CRN/RE: Куда пойдут будущие сотни тысяч ПК?
А.К.: По нашим оценкам, строительство подобного предприятия экономически эффективно при выпуске не менее 300 тыс. компьютеров в год. Мы уверены, что российский рынок будет и далее расти и мы вместе с ним. Сегодня при работе в достаточно узком сегменте рынка наша доля составляет 4–4,5%. Я считаю, что локальному брэнду, каким является марка Kraftway, вполне под силу занять 15–20% рынка. Мы рассчитываем на стабильный рост заказов со стороны наших традиционных клиентов — госструктур и крупных компаний, но он, конечно, не может быть таким взрывным, как рост наших производственных мощностей. Поэтому в наших планах значительное расширение клиентской базы — средний бизнес, промышленность, региональная экспансия... Последним сегментом рынка, на который мы, возможно, выйдем, будут ПК для домашних пользователей.
CRN/RE: Как в связи с этим изменится организация сбыта компьютеров? Ведь до сих пор ваша компания придерживалась, и достаточно успешно, модели прямых продаж.
А.К.: Постепенно мы будем переходить на многоканальную модель сбыта. Kraftway — слишком большая и неповоротливая компания, чтобы гибко взаимодействовать с большим числом некрупных клиентов, для этого необходима сеть партнеров. Но независимых дистрибьюторов мы привлекать не намерены, поскольку традиционную двухуровневую модель не считаем для себя эффективной. Зачем делиться с дистрибьюторами и так не очень большой маржой? Будем строить одноуровневую партнерскую сеть, подобную той, которая была в свое время у компании «Вист» и которой сейчас придерживается «Формоза». Мы считаем, что она доказала свою эффективность. Проблемы, приведшие к закату компании «Вист», были совсем другого рода — недостаточная управляемость, кризис 1998 г. и др. Чтобы предоставить нашим партнерам возможность покупки не только компьютеров, но и другого оборудования — периферийного, сетевого, офисного и т. д., в компании, вероятно, будет создан департамент, выполняющий часть дистрибьюторских функций. Либо мы вступим в альянс с кем-либо из дистрибьюторов, который нам будет оказывать подобные услуги на принципах аутсорсинга.
CRN/RE: Предполагается, что на заводе помимо ПК можно будет собирать и другое электронное оборудование. Вы рассматриваете это только как вынужденную меру — для загрузки свободных мощностей или у Kraftway есть планы диверсификации своего бизнеса?
А.К.: Это будет зависеть от конкретных условий. Если какая-либо технология покажется нам интересной, то, возможно, мы наладим производство соответствующего оборудования под собственной торговой маркой. Например, ЖК-дисплеев. Может быть, это будет ОЕМ-производство какого-либо оборудования.
Изучается также вопрос о выходе компании на рынок бытовой электроники, так что может идти речь о сборке в Обнинске, например, плазменных телевизоров, DVD-плейеров и т. п. В плане загрузки нового предприятия некоторые переговоры тоже ведутся, в частности, с одной из российских компаний о сборке там принтеров и копировальных аппаратов.
CRN/RE: И все же создается впечатление, что проектная мощность предприятия завышена...
А.К.: Kraftway традиционно развивается шаг за шагом, и, с нашей точки зрения, каждый шаг надо делать через ступеньку с прицелом на перспективу. Если мы не предпримем такой шаг сегодня, то завтра что-то не сможем сделать, даже если захотим. Поэтому мы многое делаем с запасом. Отсюда и проектная мощность 1,6 млн. единиц при явном отсутствии возможностей сбыта в России такого объема продукции. К тому же мы не забываем и про потенциал экспорта, для чего необходимы более мощные и современные предприятия, чем те, которыми располагают российские ИТ-компании сегодня. Пока экспорт наталкивается на большие проблемы, в том числе юридического характера, но мы вместе с поддерживающими нас государственными структурами занимаемся этим вопросом, и, возможно, нам удастся добиться специального статуса в отношении экспорта для всего Обнинского научно-промышленного технопарка.