Некоторые результаты исследования рынка CD-R, CD-RW и дискет

В прошлом году по инициативе компании Ergodata был проведен опрос пользователей в России, СНГ и странах Балтии, касающийся наиболее популярных видов носителей информации — CD-R, CD-RW и 3,5-дюйм дискет. Их цель — выяснить текущую ситуацию и тенденции на рынке этой продукции, оценить популярность различных торговых марок, выявить критерии, которыми руководствуются пользователи при выборе той или иной марки, и т. п. Опрос потребителей CD-R проводился путем анкетирования, а покупателей CD-RW и дискет — через Web-сайт.

CD-R

Число респондентов — более 7 тыс. человек.

Полученный рейтинг наиболее популярных среди потребителей торговых марок CD-R можно назвать усредненным, так как срезы рынка в различных городах не всегда совпадали в силу экономической ситуации в конкретных регионах, особенностей дистрибуции, маркетинговой и информационной политики производителей. В целом рейтинг популярности торговых марок CD-R выглядит так (в порядке убывания): Verbatim, TDK, Mirex, EMTEC, Philips, Memorex, Sony, HP, Dysan и Imation, причем первые две — безусловные лидеры. В некоторых регионах картина может меняться за счет перераспределения мест в пределах первой четверки. Разница же в голосах, отданных за наименее популярные марки, незначительна.

Чем же руководствуется покупатель, выбирая ту или иную торговую марку? Как показал опрос, основные критерии выбора — качество и цена дисков. Так считают 53,9 и 24,3% респондентов соответственно. И только во вторую очередь покупатель обращает внимание на известность торговой марки (8,2%). Так, согласно полученным данным, пользователи CD-R, для которых в первую очередь важно качество продукции, выбирают Verbatim (75,2%), TDK (64,3%) и EMTEC (52,9%). Критерий «цена» побеждает при выборе CD-R Dysan (59,9%), Memorex (52,1%) и Mirex (46,5%). А те, для кого важна известность торговых марок, предпочитают Sony (26,7%), HP (14,1%) и Imation (15,8%).

Соотношение потребителей дисков емкостью 700 и 650 Мбайт выглядит как 60:40 соответственно. При этом доля покупателей дисков повышенной емкости стабильно увеличивается, что вполне естественно.

Опрос также показал, что меняется соотношение между корпоративными и домашними пользователями — четко прослеживается тенденция к увеличению доли последних, что связано в первую очередь с ростом числа домашних ПК, оснащенных соответствующими устройствами записи — около 60% пользователей имеют возможность записывать дома информацию на CD-R. Домашние пользователи становятся весьма заметным сегментом рынка CD-R, и есть основания полагать, что именно на нем в ближайшее время будут сфокусированы рекламные, маркетинговые и информационные усилия поставщиков и дистрибьюторов.

CD-RW

Число респондентов — 2537 человек.

Основная масса респондентов приобретает CD-RW для использования либо дома и на работе (50,7%), либо только для личных нужд (44,3%). И лишь 5% составляют корпоративные клиенты, которые покупают эту продукцию только для использования в офисе в рабочих целях.

Пользователи не отдают явных предпочтений высоко- или низкоскоростным носителям: 52% потребителей покупают CD-RW 4x–10x, а 48% — CD-RW 1x–4x. В разных городах эти цифры, естественно, несколько различаются, но везде есть незначительный перевес в пользу высокоскоростных дисков.

В отличие от рынка CD-R, перезаписываемые диски емкостью 650 Мбайт чуть популярнее более емких (700 Мбайт). Их покупают 49,8 и 49,2% пользователей соответственно. Но, как видно, в среднем спрос на них практически одинаковый. И только 1% голосов отдан в пользу CD-RW емкостью менее 650 Мбайт.

Количество ежемесячно покупаемых перезаписываемых дисков невелико. Чаще всего пользователи покупают либо один диск (25,5%), либо сразу более пяти (25,1%) в месяц. Много и таких, кто приобретает по два диска (20,7%). Далее с некоторым отрывом доли покупателей трех (14,3%), четырех (5,1%) и пяти (9,4%) CD-RW в месяц.

Что касается популярности торговых марок, то общая картина выглядит так: 27,2% респондентов отдают предпочтение дискам Verbatim; 16,8% — TDK; 11,6% — EMTEC; 9,4% — Philips и 8,9% — Memorex. Остальные — Dysan, Sony, HP, Fuji, Imation (перечислены в порядке убывания). Сюда также включены предпочтения покупателей дисков no name и дисков других марок. Распределение торговых марок с третьего места и ниже в основном различается в зависимости от региона.

Обобщенный рейтинг критериев, учитываемых при покупке CD-RW, выглядит так: качество (52,6%), цена (21,8%), известность торговой марки (8,2%), наличие в продаже (11,4%), дизайн и упаковка (3,6%), другие критерии выбора (2,4%). Как видно, доли голосов, отданных за первые три критерия, приблизительно те же, что и при опросе пользователей CD-R, а яркие и красочные упаковки дисков, не играют почти никакой роли в выборе продукции.

Дискеты

Число респондентов — 1820 человек.

В отличие от двух предыдущих опросов, среди покупателей 3,5-дюйм дискет больше всего корпоративных пользователей, которые применяют эти носители в офисе для рабочих целей. Они составляют 58,5% общего числа респондентов. Остальные 41,5% — домашние пользователи. В то же время, отвечая на другой вопрос анкеты, 36% покупателей дискет сообщили, что используют их как в личных, так и в рабочих целях.

Посмотрим, как ведет себя «усредненный» корпоративный пользователь, покупая дискеты. Более 60% покупают менее 10 флоппи-дисков в месяц, и лишь 2,9% — более 100 штук. При этом более половины из них в ближайшее время не собираются переключаться на другие виды носителей информации и будут закупать дискеты почти в том же количестве. Ожидаемое сокращение объема корпоративного рынка дискет составит 1,6–3% в год.

Покупатели выбирают в основном марки Verbatim (30,5%), TDK (20,7%) и EMTEC (18,4%), гораздо реже дискеты Sony и Imation (10,7 и 9,5% соответственно).
Для чего нужны дискеты корпоративным заказчикам? Основное предназначение (об этом говорят 45,4% опрошенных) — передача информации в сторонние организации (налоговая инспекция, нотариальная контора и т. п.). Другое популярное (19,4%) применение — создание аварийного (загрузочного или системного) диска. Несмотря на то что 89,7% респондентов заявляют о наличии в их компании локальной сети, 17,6% покупателей дискет используют их для обмена файлами внутри офиса. Из-за небольшой емкости и относительной недолговечности в качестве электронного архива и просто для хранения информации дискету используют только 9,7%.

Домашние пользователи в большинстве случаев используют дискеты для переноса информации, причем в основном это различного рода личная информация. Как правило, такие файлы (например, фотографии) занимают больший объем, нежели документы, переносимые корпоративными пользователями. Поэтому доля домашних покупателей, планирующих в ближайшее время перейти на более емкие носители (CD-R или CD-RW), превосходит долю корпоративных пользователей и составляет 82,7%. В течение года более половины домашних респондентов планируют сократить закупки дискет более чем на 50%. Что касается торговых марок, то пятерка наиболее популярных выглядит так же, как и у корпоративных пользователей.

Редакция благодарит компанию Ergodata за предоставленную информацию.