Ничто так не способствовало распространению компьютеров, как носители информации
Рынок носителей информации насыщен сегодня, как никогда. Наряду с удивительно живучими 3,5-дюйм дискетами, разнообразными носителями большой емкости (CD-R, CD-RW, Zip, магнитооптическими и т. д) уже с полным правом заявляют о себе различные типы записываемых и перезаписываемых DVD. Все это многообразие обусловлено, с одной стороны, огромной установленной базой разнотипных дисководов, а с другой — желанием пользователей приобретать новейшие накопители для носителей высокой емкости (разнообразные DVD-приводы) или модой на компактные носители (подключаемые, как правило, к USB-порту).
Понятно, что каждый вид носителей занимает свою нишу и долю российского рынка. Некоторые жестко конкурируют, а есть и такие, кто живет сам и не мешает жить другим. Попробуем разобраться. Итак...
Оптические диски — законодатели моды
Носители CD-R и CD-RW пользуются сегодня огромной популярностью. По разным оценкам, в прошлом году объем продаж CD-R дисков вырос на 80%. Лидирующие торговые марки CD-R по объемам продаж — Verbatim, TDK, Memorex, Philips, EMTEC. Наибольшие темпы роста в 2001 г. показали TDK (57%) и Verbatim (36%). Судя по всему, 2002 г. также будет удачным для производителей CD-R.
Так, Виктор Луханин, представитель по продажам в СНГ компании Philips, отмечает, что в I квартале рост продаж CD-R составил 65% по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. Однако если сравнивать продажи конца прошлого и начала этого года, то нужно отметить, что начало 2002 г. не вселяет оптимизма.
Виной всему уже ставшее традиционным изменение таможенных правил. Как отмечает Александр Ткаченко, заместитель начальника отдела по продажам и маркетингу в странах СНГ компании TDK, в начале 2002 г. продажи снизились. Однако он надеется, что к середине года ситуация стабилизируется.
На фоне периодических перебоев в поставках все большую силу набирает единственный российский производитель CD-R — Уральский электронный завод (УЭЗ) в Екатеринбурге. По словам Ярослава Шиколева, начальника отдела CD-R на УЭЗ, торговая марка Mirex, принадлежащая предприятию, смогла значительно увеличить свою долю на рынке CD-R, которая сегодня доходит до 40%.
Одна из основных тенденций этого рынка — гонка скоростей записей дисков. Если в 2000 г. в основном продавались диски со скоростью записи 8x-12x-16x, то в 2001 г. — уже 12x-16x-24x. Что касается CD-RW, то по итогам 2001 г. почти втрое выросли продажи дисков 4x, а рост продаж CD-RW 10x составил 40%.
По мнению Александра Дубровина, директора московского представительства EMTEC, с начала этого года в Россию поставлялись преимущественно диски со скоростью записи 24x и более. Но здесь стоит отметить, что степень распространенности дисководов, способных использовать эту скорость записи, пока оставляет желать лучшего.
Носители, работающие на самых больших скоростях, предлагает Philips. Сейчас компания перешла на поставки только носителей CD-R со скоростью записи 40x и 32x (в дальнейшем планируется — 48x и 40x). Дальше гонка может закончиться: ведь 48x — это практически предельная скорость.
Но это в будущем. А сейчас, по мнению Ярослава Шиколева, подавляющему большинству пользователей достаточно скорости 24x, и поэтому основная доля продукции УЭЗ пока приходится именно на такие диски.
Другим важнейшим параметром дисков CD-R и CD-RW является объем. Производители считают, что уже можно говорить о переходе на продажи только носителей с длительностью воспроизведения 80 мин (700 Мбайт). Иногда среди известных торговых марок попадаются и более емкие носители — 90 мин (800 Мбайт) и даже 99 мин. Однако слишком малое число устройств, способных поддерживать такие типы дисков, ставит под сомнение целесообразность их появления на рынке.
Любопытна позиция екатеринбургского завода по поводу самого факта существования дисков CD-RW. Как известно, такие носители информации предприятие не производит. Ярослав Шиколев мотивирует это отсутствием сколько-нибудь значительного рынка CD-RW в России. Ведь любой производитель носителей в первую очередь ориентируется на массовый спрос, а минимальная загрузка производственных мощностей — 600 тыс. штук в месяц — превышает самые оптимистичные прогнозы продаж CD-RW на российском рынке.
Особая статья среди оптических носителей информации —записываемые и перезаписываемые DVD. Этот сектор рынка только начинает развиваться и демонстрирует приличные темпы роста, но не стоит забывать, что рост «с нуля» всегда впечатляет. Так или иначе, производители носителей стремятся предложить DVD-диски практически всех стандартов — DVD-R, DVD-RW, DVD-RAM и DVD+RW. По прогнозам специалистов, к 2005 г. объемы продаж различных типов носителей DVD на российском рынке сравняются с объемами продаж CD. Видимо, поэтому руководство УЭЗ считает, что из-за малого спроса до 2005 г. производить в России записываемые и перезаписываемые DVD будет нецелесообразно.
В целом, обобщая информацию по различным типам оптических носителей данных, необходимо признать, что этот сегмент рынка — самый крупный и наиболее быстрорастущий. Кроме того, имеются все предпосылки для его увеличения и в дальнейшем.
Флэш-карты — смелые ростки будущего
Карты памяти, изготовленные по технологии Flash, в качестве массового продукта появились на рынке недавно. Несмотря на довольно высокую стоимость в расчете на мегабайт информации, превосходящую аналогичный показатель для любого другого носителя, эти карты вызывают все больший интерес со стороны покупателей благодаря многим заманчивым преимуществам. В их числе — высокая надежность благодаря отсутствию движущихся частей, маленькая масса в сочетании с миниатюрными размерами, весьма высокая скорость передачи данных, солидная емкость, уже приблизившаяся к емкости CD.
Сейчас наиболее популярными стандартами на рынке являются Compact Flash и Memory Stick. Что касается емкости этих носителей, то они у различных типов карт разные, но если взять общую статистику, то сегодня это 64 и 128 Мбайт. Самая низкая стоимость за 1 Мбайт у карт Compact Flash емкостью 128 и 256 Мбайт.
По данным Дмитрия Дубинина, старшего менеджера по маркетингу и развитию компании SanDisk, по количеству продажи Flash-карт в I квартале этого года практически не изменились по сравнению с последним кварталом 2001 г., однако в денежном выражении немного выросли в связи с ростом продаж карт памяти большой емкости (а следовательно, более дорогих) — 256 и 512 Мбайт. В компании SanDisk оценивают ситуацию с продажами как вполне устойчивую и в первой половине года ожидают рост примерно на 8–10%.
Дмитрий Дубинин отмечает, что сегодня больше всего покупается карт Compact Flash и Smart Media емкостью 64, 128 и 256 Мбайт. В сумме они составляют порядка 72% рынка. К концу года носители 64 Мбайт отойдут на второй план, и увеличатся продажи карт 512 Мбайт. При этом карты емкостью 16 и 32 Мбайт полностью уйдут с рынка.
Однако не все компании видят столь радужные перспективы в секторе карт памяти. Так, Александр Дубровин разочарован объемами их продаж. В EMTEC от этого рынка ожидали большего. Но специалисты компании согласны с общей тенденцией роста продаж носителей типа Compact Flash и Smart Media, которые занимают примерно 60–65% рынка. В ближайший год, по их мнению, эта тенденция сохранится.
Отдельный вопрос — поддельные карты. Иногда попадаются некачественные продукты, не совместимые с большинством устройств и очень быстро выходящие из строя, а также экземпляры с очень низкой скоростью передачи данных. В частности, Дмитрий Дубинин встречал тайваньские подделки под продукты SanDisk. Причем емкость, заявленная на ярлыке поддельной карты, была вдвое выше ее реального объема. Вообще, эксперты компании отмечают, что грамотный покупатель всегда определит подвох, так как все оригинальные карточки SanDisk продаются в запаянном пластиковом блистере и никогда россыпью или в картонной упаковке.
Оценивая становление рынка карт памяти, следует сделать вывод, что в нем заложен огромный потенциал не только на ближайшее, но и на весьма отдаленное будущее. Ведь здесь мы имеем дело с наиболее продвинутой технологией записи данных.
Пик пройден. Что дальше?
Среди носителей информации есть большая и довольно разношерстная группа, которую объединяет сходное положение дел на рынке. В нее входят Zip-дискеты, магнитооптические диски различных форматов и объемов, а также всевозможные стримерные картриджи.
Сейчас, на рынке Zip-носителей наиболее востребованные марки — Iomega и Fuji. По разным данным, в прошлом году объем продаж этой продукции вырос примерно на 24%. И тем не менее рынок Zip-дискет постепенно сужается. Некоторые эксперты полагают, что к 2004 г. он уменьшится вдвое, а долю рынка у этих носителей будут постепенно отбирать диски на базе флэш-памяти, такие как Pen Drive, Easy Disk, USB Drive и др.
Что касается магнитооптики, то, по данным экспертов, сейчас лучше всего продаются 3,5-дюйм носители объемом 640 Мбайт. В основном их покупают небольшие предприятия, рекламные агентства, дизайн-студии и полиграфисты. В то же время существует категория крупных заказчиков, которые приобретают роботизированные библиотеки на основе магнитооптических дисков. По мнению Виктора Луханина, рынок этих носителей достаточно стабилен, и говорить о его росте трудно. Ведь основными покупателями таких носителей является достаточно ограниченный круг профессиональных пользователей.
При этом у каждого поставщика свой рейтинг популярности. Если в Philips говорят о хороших продажах 3,5-дюйм дисков и меньшем спросе на 5,25-дюйм (что можно объяснить отсутствием у компании устройств Juke Box, а для одиночных приводов потребность в дисках невелика), то по убеждению специалистов TDK данная товарная группа вообще находится на грани вымирания и производитель сворачивает линейку магнитооптики.
Сложнее ситуация в нише ленточных носителей информации. По статистике компаний, работающих на этом рынке, здесь наблюдается рост продаж DLT-кассет и падение спроса на ленты MTC и QIC, а сектор 4- и 8-мм картриджей находится в состоянии стагнации. Наиболее популярные торговые марки — HP, Verbatim, EMTEC и Imation.
Однако данные некоторых поставщиков противоречат этому. Так, Александр Дубровин отмечает, что 4-мм стримерные картриджи продаются лучше, чем 8-мм. Модели MTC покупают стабильно, продажи LTO растут, а DLT, наоборот, падают. В целом, по его мнению, прогноз продаж этих носителей на текущий год достаточно стабилен.
По информации Александра Жажкова, менеджера направления расходных материалов московского представительства НР, в этом году доля ленточных носителей выросла более чем на 50% по сравнению с тем же периодом 2001 г. По его данным, наибольшей популярностью пользуются модели DLT, затем DDS и Ultrium.
Виктор Луханин указывает на то, что рынок ленточных носителей слишком мал, даже в Европе. В связи с этим для Philips данный сектор рынка более не интересен, и она прекратила поставки такой продукции.
Видимо, и Zip-дискеты, и магнитооптические носители, и стримерные картриджи еще какое-то время просуществуют на рынке в основном благодаря профессиональным пользователям. Но в перспективе подобным продуктам будет все труднее сохранять свои позиции под давлением нарастающей конкуренции со стороны оптических носителей информации и флэш-карт.
Дискеты по-прежнему на коне
Удивительно, но факт: несмотря на активное продвижение новейших носителей информации, дискеты емкостью всего 1,44 Мбайт по-прежнему чудесно чувствуют себя на рынке. Их покупателей совсем не смущает мизерный по сегодняшним меркам объем сохраняемой информации, малая скорость передачи данных и невысокая надежность. Более того, наблюдается рост продаж дискет. Главной причиной этого специалисты считают самую большую установленную базу дисководов. По различным данным, на протяжении ближайшего года больше половины пользователей дискет не собираются переходить на другие носители информации.
Александр Дубровин рассчитывает на сохранение уровня продаж в ближайшем будущем. А по мнению Александра Ткаченко, рост рынка дискет может составить 15–20% в штучном выражении.