Теперь все чаще говорят о необходимости диалога ИТ-бизнеса и власти. И диалог такой уже начался. Правда, сложившийся на сегодня уровень общения — когда ИТ-бизнес лишь формулирует задачи, для решения которых нужна поддержка властных структур, а власть, не слыша четких требований, действует на свой страх и риск, — не устраивает обе стороны.
Наглядную иллюстрацию состояния диалога ИТ-бизнес/государство можно было наблюдать на конференции Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), которая прошла в Москве 23 мая.
Конференция стала фактически первым публичным мероприятием АПКИТ со времени ее учреждения в ноябре 2001 г. И здесь были продемонстрированы первые результаты деятельности ассоциации, которая за шесть месяцев работы успела лишь сформулировать проблемы, над которыми ей предстоит трудиться.
Актуальные на сегодня задачи разделены на шесть направлений, каждым из которых займется один из комитетов. Четыре из них уже созданы — по вопросам таможни, по вопросам образования в области ИТ, по защите интеллектуальной собственности, по вопросам международной деятельности и инвестициям, а два находятся в стадии формирования — по стандартизации и проблемам сертификации и по правовому регулированию отрасли.
Прошедшее мероприятие могло бы стать заурядным (здесь не было новых программных заявлений, революционных предложений или громких отчетов о достижениях), если бы не интерес, проявленный к этому в общем-то рядовому событию властными структурами, позиции которых защищали представители и исполнительной, и законодательной ветвей. Конференция АПКИТ показала, что ИТ-бизнес, по крайней мере номинально, попал в число фаворитов власти.
Несмотря на то что ИТ-рынок представляет собой очень узкий сектор российской экономики, популярность темы информационных технологий, ее актуальность на самом высоком уровне (даже на встрече президентов Путина и Буша поднимался вопрос о необходимости сотрудничества двух стран в области ИТ) заставляют политиков все чаще обращать свои взоры на еще вчера совершенно неинтересную им область ИТ.
За год, прошедший со времени первого упоминания о федеральной целевой программе «Электронная Россия», которая со временем превратилась в декларацию повышенного интереса российского государства к ИТ, произошли кардинальные изменения в отношении госструктур к ИТ-бизнесу.
Вслед за Минэкономразвития, инициировавшим процесс обсуждения возможностей информатизации общества, Минсвязи, всегда считавшееся профильным министерством ИТ-отрасли, но не уделявшее прежде этому сектору сколько-нибудь заметного внимания, озаботилось проблемами развития ИТ-индустрии: в конце прошлого года при министерстве даже был создан совет по ИТ.
Чуть позже хаотичные законодательные инициативы в области ИТ нескольких думских комитетов были частично упорядочены в рамках межфракционной депутатской группы, получившей название «Электронная Россия». Еще в момент создания данное объединение четко определило свою цель — лоббирование интересов ИТ-отрасли.
И Минсвязи, и Госдума посчитали необходимым представить свои позиции на конференции АПКИТ. Министр по связи и информатизации РФ Леонид Рейман в качестве положительного факта отметил появление у ИТ-индустрии лидеров: руководителей «наиболее крупных и наиболее уважаемых компаний», активно участвующих в общественной деятельности. Мудро и почти по-отечески он предостерег лидеров от олигархических замашек: «Мне кажется, ассоциация могла бы быть тем местом, тем форумом, где решается, как добиться сбалансированного развития рынка, как сделать так, чтобы здесь уютно жилось и большим корпорациям, и мелким компаниям». Министр пообещал также подумать о том, как правительство должно поддерживать российские ИТ-компании, работающие за рубежом.
Совсем по-другому прозвучало выступление Александра Шубина, заместителя председателя комитета Госдумы по информационной политике и председателя депутатской группы «Электронная Россия». Его речь стала откровенной и может быть несколько излишне эмоциональной презентацией услуг депутатов Госдумы, и, в частности, возглавляемой им междепутатской группы, «объединяющей 43 депутата из разных фракций и депутатских групп».
«Давайте будем с вами откровенны, — обратился Александр Шубин к ИТ-сообществу. — Табачники, пивники и прочие алконавты, а также предприятия автомобильной промышленности, сталевары лоббируют в Государственной Думе свои интересы. И очень жестко. Существует мощнейшее лобби, которое защищает интересы определенных групп. Кто мешает нам лоббировать в Государственной Думе интересы ИТ-отрасли? Мы предлагаем вам соответствующий политический сервис. И если вы готовы за этот сервис нам платить своими голосами, своими мозгами, то мы получим определенный вотум доверия».
Заинтересованность Минсвязи, и еще более откровенная — Госдумы, в использовании ресурса ИТ-бизнеса на конференции АПКИТ была продемонстрирована наглядно. Следующий шаг — за ИТ-сообществом. Нужно все-таки решить, что просить у власти, пока ИТ-бизнес в фаворе. Ведь веяния при дворе вполне могут и перемениться.