В 2002 г. оборот Rover Computers увеличился на 52,7% по сравнению с 2001 г. (тогда это было производственное подразделение концерна «Белый Ветер»). За первое полугодие 2003 г. прирост продаж техники Rover составил 39% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.
Группа компаний Rover Computers существует всего год, но на отечественном ИТ-рынке имеет репутацию одного из крупнейших поставщиков ноутбуков и ЖК-мониторов, а темпы роста ее бизнеса в несколько раз превосходят темпы роста российского ИТ-рынка.
Инициатором создания группы компаний был Сергей Шуняев. «Торговая марка Rover, которую мы развивали в течение нескольких лет, завоевала популярность на ИТ-рынке, но стала ассоциироваться с розничной сетью концерна «Белый Ветер», и это сдерживало развитие бизнеса с другими партнерами, — вспоминает он. — Поэтому было принято решение о создании самостоятельного предприятия, которое сосредоточило бы усилия на производстве и обслуживании техники Rover». Сегодня в ассортименте Rover Computers — широкий спектр ноутбуков, ЖК-мониторов, карманных ПК (КПК), проекторов и цифровых фотокамер.
Развитию бизнеса компании, по словам Шуняева, существенно помогает рост спроса на ноутбуки и ЖК-мониторы. Так, в июне этого года оборот и прибыль Rover Computers увеличились на 40—50% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Сергей Шуняев говорит, что в целом доволен достигнутыми результатами, хотя можно было бы поработать и лучше. «Когда оглядываешься назад, видишь, какие резервы не были использованы, в каких вопросах компания не проявила достаточной активности, — поясняет он. — На мой взгляд, следовало уделять больше внимания развитию сети сбыта мобильных телефонов и жестче контролировать продвижение фотокамер. По результатам первого года работы могу утверждать, что нам удалось использовать внутренние и внешние ресурсы примерно на 90%».
Свою стратегию и стиль поведения на рынке президент называет агрессивными: «Я постоянно думаю над тем, как в очередной раз потрясти рынок, что для этого нужно сделать. Бизнес — это увлекательная и азартная игра».
По оценке Шуняева, в настоящее время Rover Computers контролирует 25—30% российского рынка ноутбуков и 11% рынка ЖК-мониторов. Но президент стремится к тому, чтобы доля его компании в секторе ЖК-мониторов достигла 50% (за счет продаж собственной продукции и дистрибуции изделий третьих фирм), а в секторе ноутбуков — не менее 40%. «Это моя стратегическая цель и для ее достижения компания приложит необходимые усилия, — говорит он. — Тем более что у меня есть определенные соображения, как этого достичь».
Правда, сроков реализации поставленных целей глава Rover Computers не называет — в компании понимают, что в течение ближайших 12 месяцев выйти на намеченные рубежи невозможно, а более долгосрочных планов в Rover Computers строить не принято. И это принципиальный момент.
«Я не очень доверяю долгосрочным прогнозам, — подчеркивает Сергей Шуняев. — Не потому, что эксперты некомпетентны, а потому, что предсказать экономическую ситуацию в нашей стране через год невозможно». Поэтому в компании делают ставку на гибкую стратегию, что позволяет быстро реагировать на любые изменения на рынке.
Однако, как признался Шуняев, со временем все-таки придется перейти к долгосрочному планированию — компания собирается привлекать крупные инвестиции для развития бизнеса, что, в свою очередь, потребует планирования на несколько лет вперед.
Важным событием в жизни компании стал выход на зарубежные рынки — неплохо пошли продажи в Чехии, Болгарии и Украине. Более скромные успехи в Польше и Эстонии. Но подводить итоги пока рано — проект существует всего полгода. Сегодня доля зарубежных рынков в обороте Rover Computers невелика — 5—6%. Но года через два она может увеличиться до 25%. Во всяком случае, в следующем году в компании планируют провести реструктуризацию, в результате которой для ряда менеджеров зарубежный бизнес из факультативного занятия превратится в основную работу.
Управляя группой компаний, Сергей Шуняев старается все ключевые вопросы обсуждать и согласовывать с коллегами. «Для меня важно, чтобы исполнители понимали, что и зачем они делают, — говорит он. — Какое бы решение я ни принял, воплощать его в жизнь будут мои подчиненные. Я много раз наблюдал, как в других компаниях неплохие проекты проваливались, потому что рядовые сотрудники без энтузиазма выполняли свою работу».
К собственным ошибкам президент относится самокритично. «Я был инициатором производства КПК, но должен признать, что не все ожидания оправдались, — рассказывает Шуняев. — Разумеется, определенных успехов компания достигла, мы видим перспективы, но если бы в момент запуска проекта я знал, что ситуация будет развиваться так, как она развивалась, то стратегия с самого начала строилась бы по-другому».
В числе наиболее оригинальных и результативных решений Сергей Шуняев называет вывод на рынок в декабре прошлого года КПК по цене 299 долл. Успех этой акции обеспечили привлекательная цена и удачное время — канун Нового года. Также в прошлом году по инициативе главы Rover Computers была реализована маркетинговая программа «count down». Ее целью было создание ажиотажного спроса на ноутбуки.
Фактически покупателей вовлекли в игру «успей купить сегодня — завтра будет дороже». Результат превзошел все ожидания — менее чем за неделю удалось продать тысячу ноутбуков.
Однако главным успехом в управлении компанией Сергей Шуняев считает не рост оборота или прибыли, не захват новых продуктовых ниш или рынков, а формирование слаженной команды специалистов-единомышленников.
В ближайшее время Rover Computers собирается укрепить позиции за рубежом, и в борьбе за долю рынка решающая роль отводится дилерам. Компания планирует расширить ассортимент продукции, более активно продвигаться на потребительский рынок.