В последние два года компания «Оптима» превратилась в холдинг, образовав несколько дочерних компаний. Среди них компания «Оптима-Программ» по разработке заказного ПО, компания OPTiMA eXchange Services. В 2003 г. появилась «Оптима-Аудит», завершается оформление компании «OptiTelecom». В 2002 г. оборот холдинга вырос на 20% по сравнению с 2001 г.
Наиболее значительным событием в деятельности «Оптимы» Валерий Шандалов считает быстрый выход на рынок разработки и внедрения бизнес-решений. Услуги в области бизнес-консалтинга компания оказывает клиентам уже несколько лет, но реальное развитие это направление получило лишь два года назад с началом внедрения аналитических ИС и больших ERP-систем. Сейчас по доле в обороте холдинга доходы от внедрения бизнес-решений прочно занимают второе место.
Ключевым направлением деятельности «Оптима» по-прежнему является системная интеграция. Наряду с традиционными заказчиками — госструктурами и предприятиями электроэнергетики — появились крупные клиенты в нефтегазовой отрасли. Кроме того, компания выполнила ряд проектов по созданию интеллектуальных зданий — полностью оборудовала новую штаб-квартиру РАО «ЕЭС», появились заказы в РАО «Газпром», на ряде предприятий авиационного комплекса и т. д.
В качестве генерального подрядчика «Оптима» продолжает выполнять крупные проекты по созданию телекоммуникационных сетей. Так, выиграв два тендера Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития, компания стала одним из основных исполнителей в проекте создания Единой цифровой сети РАО «ЕЭС».
Валерий Шандалов вспоминает, что несколько лет назад подразделение, занимавшееся разработкой системы документооборота Optima WorkFlow, было для него, как тяжелый чемодан, — с одной стороны, продать жалко, а с другой — по сравнению с системной интеграцией оно приносило очень малый доход. За два года многое изменилось: продукт продается в России, а в Украине партнер компании внедрил Optima WorkFlow в администрации Президента, в Центробанке, и система становится фактически стандартом для госструктур Украины.
«Успехи в продвижении Optima WorkFlow появились тогда, когда мы реорганизовали это подразделение, — признается Валерий Шандалов. — Тогда мы впервые убедились в том, что реструктуризация может дать реальные положительные результаты».
Одно из вновь созданных в «Оптиме» подразделений — юридическое.
«Юридические аспекты деятельности приобретают все большее значение — бизнес в России становится все более легальным, появляются формальные юридические отношения с партнерами, и с точки зрения отстаивания своих интересов юридический контроль становится важной и ответственной работой», — считает Валерий Шандалов.
Он рассказывает о контракте, недавно заключенном с очень крупной западной компанией на условиях субподряда. «Как можно обойтись без международных юристов, если в контракте была прописана наша ответственность как исполнителя на сумму, большую чем сумма контракта?» — возмущается он.
Развитие новых направлений планировалось еще три-четыре года назад. «Но многое определяют, во-первых, рынок, а во-вторых, люди, — говорит президент «Оптимы». —
Поэтому некоторые направления развивались быстрее, чем мы рассчитывали, — внедрение бизнес-решений, защита информации, а другие медленнее, например заказное программирование для зарубежных заказчиков».
В прошлом году оборот холдинга составил 55 млн. долл., что на 20% больше, чем в 2001 г. В текущем году, по словам президента, планируется совершить определенный скачок и увеличить оборот на 30—35%, а через три года его удвоить.
«В начале 90-х годов президент одной небольшой американской компании сказал мне: «Руль автомобиля может держать один человек». Я эти слова запомнил и поначалу, как мне кажется, в моих методах управления волюнтаризма хватало», — вспоминает Шандалов.
Но шесть лет назад он стал уходить от принятия единоличных решений и решать стратегические вопросы развития компании коллегиально, на совете директоров, выслушивая все возражения и стремясь убедить всех и каждого из членов совета в правильности того или иного решения.
«Как хозяин, акционер и член совета директоров я имею весьма веский голос. Но когда я вижу, что общее мнение склоняется не в пользу моего предложения, то могу согласиться с мнением большинства. Иногда поступаю, как Шелленберг: слушаю чужое мнение, анализирую, перерабатываю, а затем выдаю свое решение», — с улыбкой замечает президент «Оптима».
Правда, добавляет, что переход к такому стилю управления был для него непростым.
Скрывать свои ошибки он не склонен. К числу таковых Валерий Шандалов относит все кадровые упущения — когда увольняются люди, которые могли бы успешно продолжать работать в компании, когда ценного сотрудника переманивает конкурент.
«Были и конкретные просчеты, — признается он. — Например, мы работали над проектом по созданию телекоммуникационной системы на энергетическом объекте в Ираке.
Вложили много сил, ресурсов и что-то уже сделали. Сейчас наше дальнейшее участие в проекте под вопросом — вряд ли американские компании, которым могут передать этот объект, возьмут нас на субподряд. Трудно закладывать политические риски в свои технологические проекты».
Видит президент «Оптимы» и еще один свой недостаток — компания стала весьма заметной на рынке, а вот сам он не стремится быть заметной PR-фигурой. «Не потому, что я чего-то боюсь, просто не отношусь к числу людей, для которых день пропал, если они не прочтут о себе ни строчки в утренней газете», — говорит он.