Оборот RRC в России в 2002 г. увеличился на 34% по сравнению с 2001 г., а в Восточной Европе — на 28%. Подписан прямой партнерский договор с Cisco. А год назад дистрибьютор анонсировал новую стратегию развития компании.
Принятие новой стратегии, по мнению Константина Сидорова, — важнейшая веха в жизни компании. Она охватывает все стороны деятельности RRC — инвестиционную политику, развитие в российских регионах и зарубежных странах, руководство персоналом. В рамках этого события было объявлено о разделении единого бизнеса на несколько самостоятельных направлений. Но президент RRC не считает разработку новой стратегии «внутренним» делом. «Для нас очень важно, чтобы рынок четко понимал, как мы позиционируем свою компанию, — объясняет он. — Наши партнеры знают, что у RRC есть продуманная стратегия развития как минимум на 5 лет вперед и они всегда могут рассчитывать на стабильное и долгосрочное сотрудничество».
Долгое время, в силу истории своего развития, RRC воспринималась рынком как дистрибьютор модемов. Подобное отношение сохранилось даже тогда, когда фирма стала продавать продукцию таких вендоров, как 3Com и Pioneer. Константин Сидоров рассказывает, что в последнее время в компанию стало поступать довольно много предложений о расширении ассортимента поставляемой продукции, и для того чтобы принять решение об открытии нового перспективного направления, необходимо определить, насколько это вписывается в стратегию компании. «В какой-то момент мы не могли ответить на вопрос, что же такое RRC, — объясняет он. — Наверное, это и послужило толчком к тому, чтобы решить для себя, какой бизнес мы построили и кем хотим быть в дальнейшем».
В настоящее время компания разделена на два подразделения: RRC Focus Distribution и RRC Enterprise Networking. В конце года появится еще одна компания — RRC Consulting.
«Разные продуктовые линейки требуют разных подходов к их поставке и продвижению, — утверждает президент RRC. — В одной компании практически невозможно совместить разнородные линейки, даже если разнести их по разным отделам — необходимо создать два совсем разных вида бизнеса».
Стоит отметить, что в России два направления уже сравнялись по оборотам, а в странах Восточной Европы доля RRC Enterprise Networking составляет более 80%.
В рамках новой стратегии формируется и ассортимент подразделений. Так, за последние два года RRC Enterprise Networking подписала прямые партнерские договоры с Cisco (по сетевому оборудованию) и IBM (на поставку серверов и систем хранения данных), были пересмотрены уже существовавшие и распространявшиеся ранее только на Россию контракты.
Компания начала поставлять продукцию АРС в Польшу, а с сентября планирует начать работу в этой стране и по оборудованию IBM. Обсуждаются дополнительные контракты по Венгрии.
В свою очередь, RRC Focus Distribution начала поставки ЖК-мониторов и карманных компьютеров ViewSonic, подписала соглашение с Asustek, расширен ассортимент продукции Pioneer за счет плазменных панелей. При выборе вендоров внимания дистрибьютора заслуживают новые технологии и те направления бизнеса, которые растут гораздо быстрее, чем рынок в целом. Президент RRC не ждет быстрых результатов от внедрения новой стратегии. Это работа, которая закладывает основы будущих успехов, так как позволяет планировать деятельность компании на долгий срок.
По словам президента RRC, представлению рынку новой стратегии предшествовало активное обсуждение ее в коллективе. Константин Сидоров убежден, что вопросы, которые действительно могут повлиять на будущее компании, на ее развитие, должны обсуждаться в коллективе, и особенно с топ-менеджментом.
«Я считаю, что в управлении компанией надо придерживаться принципа коллегиальности, — объясняет он. — Чем больше различных мнений, тем более сбалансированное решение получается».
Сегодня в состав топ-менеджмента RRC входят 12 сотрудников, включая руководителей восьми офисов компании. Сидоров редко приглашает на ведущие должности людей со стороны, считает правильным растить кадры в своем коллективе.
«В этом случае мы хорошо знаем человека, — говорит президент компании. — Известны все его плюсы и минусы. В очень редких случаях приглашаем людей, с которыми достаточно плотно работали на рынке. Но мы никогда не обращаемся в агентства в поисках специалистов». Глава RRC отдает предпочтение людям, имеющим собственный взгляд на проблему и готовым его отстаивать. «Конечно, гораздо удобнее работать с теми, кто не возражает, кто принимает все твои решения безропотно, — признает он. — Но это не правильно».
А вот стиль работы на рынке, по мнению руководителя RRC, должен быть иным. К конкурентам следует относиться со здоровой агрессией, иначе наступает состояние застоя.
Этого RRC допустить не может, так как у нее уже готовы впечатляющие планы на будущее. Прежде всего, компания рассчитывает увеличить свою долю рынка в Восточной Европе. «Мы хотим быть не только влиятельным локальным российским игроком, — объясняет Константин Сидоров. — Мы хотим войти в тройку крупнейших региональных восточноевропейских дистрибьюторов на рынке информационных технологий».
В настоящее время все офисы компании, как российские, так и зарубежные, прибыльны.
И то, что RRC до сих пор достаточно успешно работает на стагнирующих рынках, президент компании считает серьезным успехом. Сидоров понимает, что, конечно, работа за рубежом отвлекает капитал из России. Это деньги, которые могли быть потрачены на освоение новых видов деятельности, например на создание новой структуры или покупку новых компаний. «Но зато сейчас у нас есть опыт, который мы получили, раньше других начав конкурировать с компаниями, работающими на международных рынках, — считает глава RRC. — И это дает нам определенные конкурентные преимущества».
Кроме того, RRC готовится стать публичной компанией. Вот уже три года проходит международный аудит. Очевидно, что выход на биржу поможет повысить капитализацию фирмы и одновременно увеличить бизнес за счет приобретения новых компаний.