С первых дней своего существования «Ай-Теко» сделала ставку на крупных корпоративных заказчиков, выбрав в качестве стратегического партнера компанию Hewlett-Packard. За последние два года оборот «Ай-Теко» увеличился почти на 80%. В 2001 г. он составил 42,4 млн. долл., а в прошлом году — 62,5 млн. долл.
Залог успешного развития любой фирмы — стабильность и предсказуемость рынка. Однако это необходимые, но недостаточные условия. И кроме благоприятных внешних факторов, требуются продуманная стратегия и грамотный менеджмент. Динамичное увеличение оборотов компании «Ай-Теко» свидетельствует о том, что ее руководителям удалось найти для фирмы удачную нишу на рынке, а также выработать эффективные процедуры управления бизнесом.
Как рассказал Шамиль Шакиров, еще в момент создания компании была сделана ставка на работу в корпоративном секторе и преимущественно с крупными заказчиками, а несколько лет назад принято решение о приоритетном развитии таких направлений, как ИТ-услуги и консалтинг. «На начальном этапе рост бизнеса по новым направлениям был весьма скромным, — вспоминает он. — Но позже активность клиентов заметно выросла, и наши услуги стали пользоваться все большим спросом. В том числе и благодаря этому «Ай-Теко» существенно укрепила свои позиции».
К настоящему времени фирма выполнила ряд крупных проектов и завоевала авторитет как у солидных заказчиков, так и у ведущих зарубежных вендоров. Но главное, на практике было доказано, что уже сегодня можно эффективно работать в области ИТ-услуг и консалтинга.
«Я доволен результатами работы нашей команды, — продолжает президент. — Должен сказать, что темпы роста бизнеса как в абсолютных, так и в относительных цифрах превзошли наши ожидания. Два года назад мы не были уверены в том, что услуги интеграторов будут востребованы рынком в таком объеме, а заказчики смогут оплачивать услуги наших консультантов».
Правда, как отмечает Шакиров, успехи компании могли быть еще более впечатляющими — потенциал консалтингового бизнеса многие системные интеграторы явно недооценили. И если бы руководители «Ай-Теко» два года назад располагали более точным прогнозом развития экономики и ИТ-индустрии, то они, вероятно, по-другому расставили бы приоритеты и распределили ресурсы. «Мы старались минимизировать риски и поэтому осторожно подходили к инвестициям в новые для компании направления. Возможно, нам следовало меньше оглядываться на последствия кризиса 1998 г., — считает Шакиров. — Если бы мы тогда были смелее, то сегодня объем консалтингового бизнеса мог быть больше на 20—30%, а компания не испытывала бы дефицита профессиональных консультантов».
Но в целом «Ай-Теко» развивается по плану, разработанному два года назад, и президент не видит серьезных упущений в своей работе. Возможно, потому что в «Ай-Теко» сложилась коллегиальная форма управления — все ответственные решения принимаются не единолично, а ведущими топ-менеджерами компании. В то же время Шакиров признает: есть ряд проблем, которые требуют разрешения. В частности, он считает, что тратит слишком много времени на оперативное управление.
Другая проблема, требующая внимания первых лиц «Ай-Теко», кадровая политика. Рост бизнеса и самой компании породил кадровый голод. Фирма не успевала находить и, главное, готовить молодых, перспективных сотрудников, заинтересованных в профессиональном и карьерном росте. Как правило, привлекались уже зрелые профессионалы со стороны. «Мы и впредь будем приглашать квалифицированных и опытных специалистов, но основной акцент все же сделаем на развитии и продвижении собственных кадров и привлечении талантливой молодежи, — подчеркнул Шакиров. — Надо формировать кадровый резерв, компания должна быть готова к росту рынка».
Несмотря на то что «Ай-Теко» является одним из крупнейших системных интеграторов, участвует и побеждает во многих тендерах, Шакиров не считает свою политику агрессивной по отношению к конкурентам. «Мы завоевываем симпатии заказчиков и выигрываем в проектах за счет высокой экспертизы наших специалистов, их опыта и понимания предмета, плюс репутации компании», — заметил он. По словам президента, ни он, ни его коллеги не являются сторонниками жесткого стиля ведения бизнеса. «Мы конкурируем в рабочее время, — продолжает Шакиров. — А в жизни поддерживаем дружеские отношения с руководителями многих ИТ-компаний».
В «Ай-Теко» подчеркивают, что готовы вести борьбу за лидерство на рынке только в рамках определенных правил и принципов. Только тогда любое достижение будет приносить удовлетворение, а вместе с этим и уважение партнеров, заказчиков и конкурентов. А без этого — грош цена победам.
В то же время, как отмечает Шамиль Шакиров, несмотря на усиление конкуренции, бизнес «Ай-Теко» становится все более предсказуемым, а элемент случайности сведен к минимуму. «В последнее время мы выигрываем все проекты, которые хотели бы выиграть, — пояснил он. — Это говорит о том, что компания грамотно распределяет свои силы и обладает достаточным профессионализмом для достижения поставленных задач».
В настоящее время в «Ай-Теко» работает более 200 человек и компания продолжает быстро расти. По оценкам руководителей, оборот фирмы и численность сотрудников в ближайшие два года увеличатся на 30—50%. В таких условиях первостепенное значение приобретает совершенствование механизмов управления компанией. Одна из задач — развитие регулярного менеджмента и формализация процессов управления и принятия решений.
Кроме того, в «Ай-Теко» намерены развивать новые направления бизнеса. Например, особый акцент будет сделан на внедрение различных бизнес-приложений, в том числе и систем класса CRM. Будет расширяться портфель услуг в области ИТ-консалтинга и внедрения «тяжелых» комплексных решений уровня предприятий, развиваться практика в области аутсорсинга основных компонентов ИТ-инфраструктуры заказчиков.