Знание и понимание основных тенденций рынка, безусловно, помогает руководителям компаний развивать бизнес. Но достаточно ли этого? Сколько лет аналитики твердят, что будущее ИТ-бизнеса за услугами? И что? Будущее до сих пор где-то там. Или более «узкая» вещь: «Продажи ноутбуков будут расти». Не помню, сколько об этом говорят, но долго. Да, продажи растут, и не первый год. Да, рост продолжится. Но вместе с тем значительно обострилась конкуренция, а значит, далеко не все смогут использовать эту тенденцию для развития своего бизнеса.

Знание тенденций и умение с пользой применять эти знания — «две большие разницы».

Так что же нас ждет? Что касается ИТ-рынка в целом, то можно вести речь о некой стабильности. Серьезных технологических революций не предвидится. Да, но как же быть с продвижением двухъядерных процессоров, с грядущим приходом ОС Vista... Но есть ли уверенность, что это кардинально изменит рынок? Производители (причем не только ПК и ноутбуков) связывают с операционной системой большие надежды. Они уверены, что она вынудит пользователей существенно модернизировать имеющийся парк оборудования. Но при этом никто не пытается оценивать количество фанатов, которые будут готовы «выкинуть» свой «старый» ПК или ноутбук ради свежего продукта Microsoft. Вспомните, сколько длился переход на Windows’95. А Windows ХР стала у нас «массовым» продуктом только после того, как большинство новых ПК и ноутбуков стали поставляться с предустановленной ОС. Так стоит ли делать ставку на Vista? Каждый решает для себя сам...

В остальном, на уровне оборудования, никаких революций. Идет спокойное, эволюционное развитие имеющихся технологий.

Но если перейти к игрокам рынка, то тут не все так однозначно. Взять, хотя бы, рынок мониторов. Существует мнение, причем небезосновательное, что следующий год переживут не все вендоры. Но кто уйдет первым, сколько компаний покинут рынок? Неоднозначна ситуация и в некоторых других сегментах.

Помнится, в прошлом году «знающие» люди намекали, что 2006 г. станет последним для некоторых компаний-дистрибьюторов. То же говорят и про 2007 г. Но если раньше намеки были на проблемы внутри компаний, то сейчас речь больше идет о трансформации бизнеса, в результате которой «чистая дистрибуция» станет не самым главным. И в этом нет ничего крамольного. Рынок растет, развиваются его игроки, выбирая для себя оптимальную модель поведения.

Например, крупные системные интеграторы думают о расширении бизнеса за счет присоединения компаний, сильных в определенной нише. В принципе подобный подход выгоден и «покупающей», и «продающейся» фирме. Первая — расширяет свою компетенцию и может предложить клиенту комплексное решение «из одних рук». Вторая компания хоть и теряет самостоятельность, но выходит на новых клиентов, работать с которыми ранее удавалось (если повезет) лишь в качестве субподрядчика.

В условиях непрозрачного рынка получение серьезных инвестиций на развитие бизнеса (не говоря уже о его продаже) требует тщательной подготовки. В основе инвестиционной привлекательности лежит четко выстроенное корпоративное управление, хорошо прописанная стратегия и полная финансовая и юридическая прозрачность всех бизнес-процессов. В условиях конкурентного рынка эти принципы работы необходимо соблюдать практически всем. А значит, вольно или невольно, но ИТ-компании будут вести предпродажную подготовку. Так ли это плохо? Вовсе нет. Наведение элементарного порядка еще никому не мешало. Да и потом, когда собственники нынешних компаний начнут отходить от оперативного управления бизнесом (а рано или поздно это придется делать), легче будет контролировать работу наемных управленцев.

Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества — нельзя. В прошлом году в качестве одного из позитивных факторов мы назвали то, что государство обратило внимание на ИТ-отрасль. «Лучше бы оно смотрело в другую сторону», — могут сегодня подумать многие.

Так или иначе, но государственная политика является сейчас главным фактором неопределенности. Многие понимают, что существовавшие ранее правила игры изменились, но что получилось в итоге — осознают не все. А ведь нас ожидают два «выборных» года, от которых представители бизнеса, по привычке, не ждут ничего хорошего.

Это пессимистичный взгляд. Но есть и оптимисты, которые видят положительные моменты. Ряд игроков (в первую очередь вендоры) считает, что нынешние действия власти ведут к формированию цивилизованного рынка. И они стали открывать в России свои склады, от чего раньше отмахивались как от комаров летом. Пока это не носит массового характера, но как тенденцию рассматривать можно.

Насколько это отразится на канале продаж — сказать сложно. Далеко не все вендоры четко понимают, что им делать с локальным складом: продавать с него товар дистрибьюторам или начать работать с реселлерами. А, может, совмещать обе модели продаж?

Но когда заходит разговор об этих перспективах, то сразу следует уточнение: «Если государственная политика не изменится, если не будет резких телодвижений». В общем, лишь бы не было войны...

Конечно, названы далеко не все тенденции, которые будут влиять на развитие ИТ-рынка в России в ближайшем будущем. На страницах этого номера своими мнениями о том, на что нужно обратить внимание, поделятся победители нашего рейтинга «25 лучших управляющих ИТ-компаний». Кроме того, мы расскажем, каким видится развитие бизнеса вендорам. В общем, постараемся представить максимально полную картину рынка, чтобы читатели могли выделить из нее главное — то, что поможет развивать бизнес.