Рынок сетевого оборудования был и остается одним из наиболее быстрорастущих, и, как утверждают представители вендоров, в следующем году темпы его развития сохранятся на высоком уровне, а в отдельных сегментах даже ускорятся.
По мнению Александра Чуба, главы московского представительства компании 3Com, общие тенденции рынка сетевых технологий — переход к стандартизованным совместимым решениям и повышение качества обработки данных на сетевых устройствах. Это обусловлено стремлением компаний-производителей обеспечить более высокую гибкость при построении решений. Ведь заказчиков интересуют не только технические характеристики систем, но и такие вопросы, как возможность интеграции новых устройств в существующую сеть, их совместимость с другими стандартами и изделиями и, конечно, оптимизация расходов. Отдавать предпочтение совместимым системам заставляет также резкое увеличение числа разнородных приложений, используемых в сети. Например, уже ставшая привычной IP-телефония дополняется различными мультисервисными приложениями, такими, как конференц-связь, видеоконференции и др. Для реализации подобных систем требуется оборудование, способное определять, ранжировать и устанавливать приоритеты передаваемых данных в соответствии с их типом.
Важным направлением развития сетевого сегмента, как считает Чуб, будет защита сети от несанкционированных вторжений, причем не только внешних, но и внутренних. Семейство продуктов для решения задач сетевой безопасности традиционно включает оборудование и ПО для малых предприятий и больших организаций. Если в прошлом году такие системы пользовались спросом в основном у крупных провайдеров или банковских структур, то в будущем они найдут применение на всех вертикальных рынках, на предприятиях разного масштаба.
«Сети становятся все обширнее, сложнее и быстрее, — подчеркивает Михаил Кристев, директор по развитию бизнеса московского представительства Cisco Systems. — Сетевая инфраструктура нового поколения — интеллектуальные интегрированные устройства, позволяющие передавать и «приоритизировать» мультимедийный трафик, обеспечивая высокую степень информационной безопасности, гибкости, надежности и управляемости сети в целом. Добиться таких характеристик от системы, состоящей из разнородных устройств, очень сложно и дорого. Поэтому будущее за решениями, построенными на базе единой интеллектуальной архитектуры».
Предоставление услуг Triple Play (аудио, данные и видео) требует не только более мощной инфраструктуры операторов связи. При помощи проводных или беспроводных сетей объединятся различные устройства в доме или квартире (аудио- и видеоплееры, телевизоры, компьютеры и телефоны). Особенно активно будет развиваться сегмент рынка, связанный с сетевыми домашними развлечениями (музыка, видеофильмы, игры), где стало доступным широкополосное подключение к Интернету.
Быстрыми темпами, по мнению специалистов Cisco Systems, идет вытеснение традиционной телефонии решениями на базе IP. Сетевая инфраструктура должна не только соответствовать требованиям сегодняшнего дня, но и приносить пользу через 3—5 лет, когда аналоговых телефонов, возможно, уже не останется.
Бурный рост продолжается в сегменте центров обработки данных (ЦОД). На повестке дня две важнейшие задачи: обеспечить хранение быстро увеличивающихся объемов информации и сделать ЦОД катастрофоустойчивыми.
Владимир Алферьев, заместитель директора по продукции российского представительства ZyXEL, полагает, что в 2007 г. отчетливо проявятся три тенденции:
- стремительное расширение спектра услуг и сервисов, предоставляемых по IP, и дальнейший рост абонентской базы широкополосного доступа;
- усиление конкуренции между провайдерами широкополосного доступа и продвижение новых технологий доступа в Интернет — VDSL2, WiMAX и городских Wi-Fi-сетей;
- переход от простейших абонентских устройств — USB-модемов и Ethernet-адаптеров — к более совершенным, сочетающим широкие функциональные возможности с простотой настройки и эксплуатации.
О трех ключевых тенденциях будущего года говорит и Владимир Липпинг, глава московского представительства D-Link. Во-первых, произойдет смещение продаж с устройств Fast Ethernet на Gigabit Ethernet. Это создает условия для обновления парка оборудования, тем более что по ценам изделия класса Gigabit Ethernet стремительно приближаются к Fast Ethernet. Кроме того, данная ситуация кардинальным образом не только повлияет на клиентское оборудование, но и потребует переоснащения корпоративного ядра организаций.
Во-вторых, утверждает Липпинг, широкое распространение Интернета порождает все новые сервисы (информационные ресурсы и их приложения), привлекая тем самым и новых клиентов. В результате общее число пользователей сетевого оборудования возрастет и доминировать (по количеству портов) станут не корпоративные заказчики, как было ранее, а домашние пользователи и малый бизнес. Разумеется, это окажет влияние на методы продаж оборудования и связанных с ним услуг.
В-третьих, одновременно с увеличением количества пользователей сетей остро встанет вопрос обеспечения сетевой безопасности, поэтому данному сегменту рынка в ближайшее время гарантирован весьма динамичный рост.
Похожие тенденции видят и в представительстве компании Allied Telesys. «Наблюдается массовое проникновение широкополосного доступа в различные сети, — говорит Алексей Шапошников, менеджер по маркетингу. — Подключение на скоростях от 7 до 100 Мбит/с стало в столице массовым явлением, стоит недорого, что дает возможность получить не только скоростной доступ в Интернет, но и целый пакет услуг, куда входит цифровое интерактивное телевидение, радиовещание, игровые серверы и т. д.».
В ближайшие год-два такое же бурное развитие сетей широкополосного доступа ожидается во всех крупных городах. Учитывая, что основная стоимость сети приходится на устройства доступа, в Allied Telesys советуют реселлерам обратить внимание на этот класс оборудования, куда входят коммутаторы Ethernet, медиа-конвертеры, универсальные платформы доступа. Операторам связи стоит повнимательнее присмотреться к абонентским мультисервисным устройствам, которые они могут продавать, в том числе в кредит, а также брать на обслуживание.
Специалисты компаний Netgear и TrendNet считают, что одной из доминирующих тенденций в 2007 г. станет распространение беспроводных сетей. «Производители стремятся максимально разнообразить портфель предложений для корпоративного рынка. Этого требует бурное развитие технологий: расширение модельного ряда беспроводных устройств, повышение требований к информационной безопасности, расширение диапазона частот, увеличение площади охвата и, наконец, появление новых стандартов, — отмечает Наталия Ковалева, менеджер по работе с партнерами компании Netgear. — Наша фирма продолжит разработку и производство продуктов не только на базе стандартов 802.11b/g, но и на базе 802.11n, который отвечает современным требованиям информационной безопасности и обеспечивает высокую скорость передачи данных и большую зону покрытия. Важная особенность стандарта 802.11n — его обратная совместимость с устройствами 802.11b/g».
В Netgear реселлерам рекомендуют устройства стандарта 802.11n, при этом не следует упускать из виду и проводные технологии, в частности оборудование с поддержкой удаленного доступа через Web-интерфейс.
«Мы предполагаем, что в следующем году сегмент Wi-Fi будет развиваться быстрее, чем в прошлом. Интернет приходит в каждый дом, и пользователь все чаще отдает предпочтение беспроводным решениям, которые позволяют с той же скоростью обмениваться данными через Сеть и дают возможность быть мобильным, — рассказывает Ранджит Саркар, глава российского представительства TrendNet. — Сегодня заказчики все больше внимания уделяют экономии времени и денег. Именно по этой причине в России началось активное развитие связи на базе решений Skype. Каждый месяц мы отмечаем рост продаж этих аппаратов».
По мнению представителей компаний, помимо вышеперечисленных тенденций существует множество факторов — технологических, экономических, организационных, способных оказать в будущем году заметное влияние как на бизнес вендоров, так и на бизнес игроков канала сбыта.
В Cisco считают, что внешние факторы будут благоприятными для развития ИТ-рынка. «Экономика России уверенно развивается и интегрируется в мировую, но это не единственный двигатель развития отрасли ИКТ, которая, как известно, существенно опережает по темпам роста ВВП, — заметил Николай Богданов, руководитель отдела по работе с региональными партнерами. — Не менее, а может быть, и более значимым фактором становится изменение сознания активной части населения, все большее понимание того, что современная ИТ-инфраструктура является обязательным условием успешного развития бизнеса и конкурентоспособности в любой отрасли. Особенно важно, что к этому выводу приходят менеджеры, принимающие решения об инвестициях. Тот же процесс постепенно набирает силу на государственном и региональном уровнях».
По словам Александра Чуба, несомненным стимулом для продвижения розничных продуктов стала региональная экспансия федеральных торговых сетей, ибо это дает возможность производителю качественно выстроить маркетинговую и ценовую политику. Еще один позитивный фактор — рост популярности услуг ISP-провайдеров, что влечет за собой увеличение спроса на абонентские устройства.
В категории корпоративных решений Чуб называет развитие и укрупнение сегмента ИТ в национальных проектах (это гарантирует рост спроса на оборудование и профессиональные услуги), а также повышение требований в организациях к управлению технологическими процессами в целом, что требует внедрения инновационных решений.
«На дела компании могут повлиять наши собственные действия, — заявил Владимир Липпинг. — Мы планируем развивать работу в регионах, направив усилия в первую очередь на предоставление такого уровня сервиса для клиентов на местах, чтобы вопрос о выборе оборудования отпадал сам собой».
По мнению Алексея Шапошникова, для того, чтобы увеличить спрос на широкополосный доступ, необходимо снизить стоимость подключения. «Снижение глобальными операторами связи тарифов на транзит трафика сказалось бы на развитии рынка весьма положительно», — поясняет он.
В компании Netgear одним из положительных факторов называют эффективно работающую разветвленную партнерскую сеть. За год работы на российском рынке у этого вендора появилось около 150 партнеров.
О росте рынка как о важном факторе развития говорят в представительстве TrendNet. При этом Ранджит Саркар добавляет, что не менее важным является увеличение покупательной способности населения, что позитивно сказывается на всех сегментах отрасли ИКТ.
В компании отмечают, что с развитием технологии Wi-Fi пользователи все чаще задумываются о приобретении для дома и офиса тех устройств, которые могут сделать их жизнь комфортнее, а работу и развлечения производительнее и мобильнее. Ожидается, что в следующем году этот фактор окажет благоприятное влияние на развитие бизнеса TrendNet.
«Также мы видим, что пользователь стал более разборчивым в выборе производителя сетевого оборудования и отдает предпочтение более качественным решениям, — отметил Саркар. — Вполне возможно, что через некоторое время с рынка уйдут производители, предлагающие продукцию низкого качества».
В числе факторов, отрицательно влияющих на развитие бизнеса, сотрудники представительства называют существующие правила сертификации оборудования и порядки на таможне. По их словам, процесс получения сертификатов в таких организациях, как «РосТест» и Министерство связи, — процедура не только весьма затратная, но и долгая, занимающая от трех месяцев до года.
Вторая «болевая точка» — это таможня. Ее действия практически не поддаются прогнозированию, что сводит на нет все усилия по планированию и выстраиванию бизнес-процессов.
По мнению Александра Копанева, заместителя директора по продажам российского представительства ZyXEL, ключевыми факторами, которые будут обеспечивать уверенное развитие компании и партнеров в 2007 г., станут:
- наличие довольно полного модельного ряда изделий в большинстве ключевых сетевых технологий в фокусных сегментах;
- развитая система пред- и послепродажной поддержки продукции, которая была серьезно модернизирована в 2006 г.;
- запланированное расширение деятельности по продвижению оборудования и в первую очередь развитие совместной с партнерами маркетинговой активности.