Еще несколько лет назад подготовить обзорный материал о тенденциях на рынке принтеров было не просто: различные технологии печати, позиционирование устройств и прочие тонкости. Но это ничто по сравнению с сегодняшней ситуацией. Судите сами: все осталось, но добавились МФУ со своими «заморочками» (технологии печати, базовое устройство и т. п.). И хотя законы развития рынка принтеров и МФУ во многом одинаковы, небольшие различия все же есть. Но начнем с общерыночных тенденций.

Ирина Сидорова, генеральный менеджер по корпоративному планированию московского представительства Konica Minolta Business Solutions Europe, считает, что в настоящее время рынок находится на стадии своеобразного концептуального перехода, когда производители копировального и принтерного оборудования с соперничества технологий и продуктов переключились на создание и предложение готовых бизнес-решений. «Такие решения включают оборудование и ПО, максимально расширяющее возможности использования аппаратов. Главная особенность этих решений заключается в том, что они позволяют клиентам организовать в офисе эффективный документооборот, наладить бизнес-процессы и т. п.», — утверждает она.

Но большинство вендоров выделяют другие направления развития. «Общеевропейская тенденция смены потребительских предпочтений с монофункциональных на многофункциональные отмечалась в России на протяжении всего 2006 г., и мы уверены, что она продолжится и в предстоящем году. Это касается как струйных, так и лазерных печатающих устройств», — говорит Игорь Щуров, директор направления потребительских товаров Canon North-East Oy.

«С большой долей уверенности можно прогнозировать, что сегмент устройств печати будет расти за счет многофункциональных устройств», — считает Евгений Данилов, начальник отдела маркетинга московского офиса Brother International Europe.

Олег Белоусов, руководитель отдела маркетинга московского представительства Mitsui-Ricoh, утверждает, что рост продаж МФУ в первую очередь будет связан с монохромными лазерными устройствами формата А4. Но он предлагает обратить пристальное внимание на цветные лазерные МФУ, успех которых можно считать предрешенным. Уверен в этом и Игорь Богачев, руководитель департамента дистрибуции малой офисной техники «Ксерокс Россия». «Наиболее активно будет расти сегмент полноцветных лазерных МФУ за счет усилий вендоров, продвигающих эту технологию и делающих ее все более доступной», — отмечает он.

А Артем Титов, менеджер по продуктам (лазерные принтеры и МФУ) московского представительства компании Epson Europe, полагает, что следует ожидать стабильного роста рынка корпоративных МФУ, так как эти устройства удобны, современны, требуют меньше усилий, связанных с сервисом и конфигурацией, чем отдельные принтеры, сканеры и факсы. При этом он полагает, что клиенты постепенно расстаются со стереотипом, что МФУ — сверхдорогая и сверхсложная машина.

Другая известная, но актуальная, тенденция — рост поставок цветных лазерных принтеров. Игорь Богачев говорит: «Особое внимание стоит обратить на полноцветные принтеры для рабочих групп. Этот сегмент перестает быть сегментом для профессионалов. По скорости и качеству печати, удобству эксплуатации полноцветные устройства всегда превосходили монохромные, однако традиционно считалось, что печать на них — это дорогое удовольствие. Однако удешевление технологии делает эти устройства еще более доступными по цене и стоимости печати». «Качество цветной лазерной печати улучшается, — утверждает Титов. — И хотя оно еще не достигло высокого фотоуровня струйной печати, но уже обеспечивает профессиональный результат, достаточный для удовлетворения любых офисных потребностей. Таким образом, во многих видах бизнеса цветная лазерная печать оказывается единственно верным решением. При небольших объемах она гораздо экономичнее струйной и даже типографской».

Но и конкретные технологии не будут стоять на месте. Игорь Щуров предлагает реселлерам обращать больше внимания на компактные термосублимационные принтеры, которые чрезвычайно удобны для печати фотографий в наиболее популярном домашнем формате 10Ч15. «Безусловно, за такими устройствами будущее, и уже сейчас мы отмечаем устойчивую тенденцию к росту продаж», — утверждает он.

Ирина Корзун, менеджер по продуктам (струйные принтеры и МФУ) московского представительства компании Epson Europe, отмечает, что сейчас технологически струйные устройства совершенствуются в направлениях функциональности (автономная печать без ПК, беспроводные технологии), ускорения печати, чернил.

Кроме того, она говорит о том, что будет развиваться технология пьезоэлектрической печати (это и краткосрочная, и долгосрочная перспективы), позволяющая печатать не одним типом специальных чернил, а различными субстанциями на разных носителях. За счет этого струйный принтер скоро может существенно расширить сферы своего применения.

Евгений Данилов полагает, что будут достигнуты более высокие скорости печати за счет новых химических составов тонеров, более чувствительных к температуре, а также составов и материалов, формирующих передаваемое на бумагу изображение. Кроме того, он считает, что можно ожидать дальнейшего снижения себестоимости производства принтеров в связи с применением более дешевых узлов и унификацией механизмов. Это приведет к тому, что время жизни оборудования сегмента SOHO снизится с пяти до двух-трех лет.

«Дальнейшая унификация и снижение цен обернутся постепенной потерей интереса к продаже устройств, прибыль от использования площадей снизится. Гораздо выгоднее станет продавать цифровую технику — ноутбуки, коммуникаторы, плееры и т. п.», — предупреждает реселлеров Данилов. Это будет происходить на фоне дефицита больших площадок под торговые залы. «Возможно, печатающие устройства «для дома» начнут продаваться через электронные каталоги, в Интернете или с помощью специальных терминалов, установленных в точках продаж», — говорит он.

В таком случае стоит прислушаться к словам Инго Эндер, ассистента менеджера по маркетингу Kyocera Mita Europe: «Сейчас покупки устройств совершаются не только исходя из их спецификаций. Продажи решений и консалтинга становятся все более важными. Это может оказать позитивное влияние на канал, если дилер решит предложить больше чем просто «железо». Те реселлеры, которые ограничатся лишь оборудованием, скорее всего, столкнутся с трудностями, так как заказчики становятся все более требовательными и, как правило, знают, что нужно для их бизнеса». Эндер отмечает, что эти аспекты также открывают большие возможности для дилеров, поскольку консалтинг ведет в итоге к большей лояльности заказчиков, и отношения дилера с заказчиком могут сохраняться гораздо дольше.

Игорь Богачев считает, что одним из факторов, который положительно скажется на росте рынка устройств печати, является более четкая сегментация канала: «В этом году розница начала активно бороться за покупателя, тем самым развивая и продажи персональных печатающих устройств для домашнего офиса. ИТ-реселлерам, теряющим розничные позиции в продажах персональных продуктов, приходится фокусироваться на технике для офисов, прежде всего на растущем сегменте СМБ. Это не может не вызвать дополнительного роста поставок устройств для рабочих групп — принтеров и МФУ». При этом он говорит, что в данной ситуации ключевым фактором успеха в этом сегменте может стать наличие у реселлера технологии активных продаж на достаточно массовом рынке, например телемаркетинга.

Артем Титов полагает, что если экономическая ситуация в России останется стабильной, то постепенно акценты в продажах начнут смещаться в сторону более профессиональных и универсальных товаров: «Даже малые предприятия сегодня могут позволить себе интересные, комплексные лазерные решения (МФУ)».

Суммируя высказывания представителей компаний-вендоров, можно выделить два фактора, которые повлияют на развитие сегмента устройств печати в следующем году. Первый («внутренний») — это развитие розницы. Но отношение к нему неоднозначное. Игорь Щуров считает, что это несомненный плюс. В этом году Canon сформировала новый департамент по работе с федеральной розницей, на сотрудничество с которой компания возлагает большие надежды. А вот Евгений Данилов говорит, что, вероятно, развитие розницы отрицательно скажется на рынке, так как торговые войны розничных сетей не дают ему нормально развиваться.

Второй фактор («внешний») — политика государства. Ирина Сидорова полагает, что если участники рынка перейдут на прозрачные формы работы (при этом официальные поставщики получат поддержку от государственных органов), то канал продаж и торговля станут более профессиональными, открытыми и начнут работать по принятым в мире правилам, формам и технологиям. Снизится острота ценовых войн, точнее, станет меньше возможностей для недобросовестной конкуренции.
Олег Белоусов добавляет: «Если не произойдут кардинальные изменения в таможенной политике, то не случится и глобальных перемен на рынке. Возможное открытие локальных складов производителей может повлиять на расстановку сил, но все будет зависеть от грамотной политики регулирования цепочки поставок и работы с партнерами».