Мировой рынок информационных технологий развивается быстрее, чем мировая экономика в целом. А российский рынок ПО в последние годы растет еще динамичнее мирового. И по оценкам Мининформсвязи, и по оценкам IDC в 2005 г. рост составил более 24% — это выше, чем в быстрорастущих Индии и Китае, не говоря о США и Западной Европе. Речь в данном случае идет именно о софте, лицензиях, без учета услуг. У «1С» темпы роста продаж еще выше — порядка 40% в год, в 2006 г. мы ожидаем 47%.

За счет чего? Ведь при постоянном развитии функциональности программ цены на них в целом остаются примерно на том же уровне, что и раньше, так же как с компьютерами — уже много лет компьютер «начального уровня» можно купить примерно за 700 долл., а «серьезный» — за 1,5 тыс. долл., только тактовая частота все выше и «наворотов» все больше.

В целом подъем рынка идет благодаря повышению уровня легализации в стране. По регионам тенденции разнонаправленные, где-то с пиратством всерьез борются, где-то, наоборот, случаются всплески контрафакта. Во многом это определяется позицией региональных властей. Но вообще в стране нет ни одного региона, где продажи не растут — с той или иной скоростью. Раньше именно в софтверной сфере сильно отставал так называемый «красный пояс» — граничащие с Москвой области. Типичная ситуация была такой: покупается на город одна коробка, которая потом «тиражируется». Сейчас и там положение меняется.

Подъем продолжается по всем направлениям. Растет «домашняя» информатизация, продажи игровых и обучающих программ. Важно, что все больше граждан готовы покупать по доступной цене именно лицензионное ПО. Кроме того, помимо соображений целесообразности и морали, играет роль появляющаяся мода на «ИТ-престижность».

Одновременно происходит качественное улучшение организации продаж. Идет переход от «прилавочной» продажи домашних программ к самообслуживанию со свободным доступом к товару, массово открываются специализированные сети и секции, растут продажи через гипермаркеты.

У нас направление домашнего софта несколько лет подряд росло опережающими темпами: 60—80% в год. В 2005 г. был резкий рост делового софта — 56%, во многом благодаря успешному продвижению «1С: Предприятия 8» и росту продаж в бюджетной сфере. По играм темпы снизились до 32%. Для нас это на самом деле была выгодная передышка, постоянно расти на 80% в год очень тяжело. Ведь выпуск все новых игр — дело затратное, вложения не «вдруг» отбиваются. При рентабельности средней игры порядка 30% увеличение выпуска на 80% приходится финансировать из других направлений. В 2006 г. рост по играм и обучающим программам снова ускорился; это связано с тем, что население покупает все больше домашних компьютеров.

Перспективы по этому направлению очень хорошие. По известным нам оценкам, на предприятиях установлено около 10 млн. ПК, получается (в среднем на организацию) примерно один компьютер на семь работающих, что соответствует уровню западных стран. Многим ведь компьютер на работе и не нужен. А дома установлено примерно 6 млн. ПК, т. е. один на 10 семей. Эта цифра может запросто вырасти еще раз в пять.

По софту в корпоративном сегменте у нас тоже есть резервы роста. Ведь доля России в мировом ВВП составляет 2,7%, а на мировом рынке автоматизации предприятий — пока не более 1,6%. Значит, мы еще не то, что Америку, но и среднемировой уровень не догнали.

Ведь что получается в коммерческом сегменте экономики. В начале этого века многие директора компаний моего поколения, что называется, разводили руками: наезда нет, пожар не случился, поставщики не подвели, а прибыль падает! Оказывается, конкуренция растет, нужно повышать эффективность предприятия. А методов для этого не так много, и один из главных — автоматизация управления.

Также в последние годы быстро увеличивается объем бюджетных средств на софт — и на автоматизацию управления, и на систему образования. Компьютеры сегодня есть в каждой школе — это очень сильный прорыв! Растет доля региональных университетов, они теперь выходят с комплексными заказами на технику и ПО.

В сегменте общесистемного ПО стоит особенно выделить рост спроса на средства безопасности: антивирусный софт, сетевые экраны, защиту от внутренних угроз, средства шифрования и электронной подписи. И, как следствие, — быстрое появление здесь новых для нас западных разработчиков — Panda, BitDefender, Eset.

При этом в первую очередь растут продажи корпоративных лицензий, а не коробок. Организации считают деньги, формулируют правильные запросы на поставку ПО, прорабатывают оптимальные схемы лицензирования.

Еще любопытная тенденция: российские разработчики условно-бесплатных программ (shareware), в том числе небольшие, которые ранее работали исключительно на Запад, потихоньку выходят на российский коммерческий рынок. Мы это хорошо видим по росту числа участников нашей программы «1С:Дистрибуция». Речь идет в основном о корпоративном софте — предприятиям с точки зрения отчетности удобнее покупать что-то материальное, подтвержденное документами.

В целом нужно сказать, что продажа софта — это хороший бизнес, по крайней мере в ближайшей перспективе. Рост на 25% в год — больше, чем, например, у поставок компьютерного «железа» (15%). И маржа на рынке софта выше. Вообще, ИТ, а тем более софт, — одна из немногих устойчиво растущих отраслей экономики страны. Перспективы для бизнеса мы видим по своей партнерской сети — постоянно появляются новые компании, развиваются существующие. Но тут нужно четко сказать: рост эффективности ИТ-бизнеса связан с увеличением доли услуг, а значит, повышением квалификации кадров. Кадры — это ключевой элемент, определяющий темпы дальнейшего роста софтверного рынка.