Довольно сложно рассматривать тенденции рынка ИБП без учета недавнего объявления о покупке АРС компанией Schneider Electric. Есть по крайней мере две причины, по которым мы не будем этого делать.

Во-первых, сделка еще не завершена (ожидается, что это произойдет в I квартале 2007 г.), поэтому говорить о ней как о свершившемся факте рано.

Во-вторых, масштаб этого события заслуживает отдельного, более пристального изучения, которое будет возможно только тогда, когда результаты происшедшего станут понятны рынку.

Что ждет рынок ИБП с точки зрения технологических новаций?

Александр Хорошилов, директор московского представительства Powercom по маркетингу, считает, что в ближайшее время технологической революции не будет: «За последние десять лет не произошло открытий в сфере энергосбережения, которые могли бы изменить отрасль. Аккумуляторы те же, свинец тот же, а топливные элементы, динамические ИБП, будут занимать такую же незначительную долю рынка». Вполне здравое, кстати, замечание.

В таких условиях вендоры идут эволюционным путем, совершенствуя имеющиеся технологии. Так, Ансси Лехмусваара, менеджер по продукции (трехфазные ИБП) Powerware, Eaton Power Quality OY, говорит, что ее компания намерена сосредоточиться на развитии бестрансформаторной технологии, с помощью которой можно создать ИБП, обладающие меньшей массой, габаритами, уровнем шума и, что важно, более дешевые. Лехмусваара говорит, что сейчас максимальная мощность ИБП, созданных на базе бестрансформаторных технологий, составляет 160 кВ•А, но Eaton работает над ее применением в устройствах большей мощности.

Другая технология Eaton — HotSync — предназначена для параллельного резервирования ИБП, что позволяет довести уровень надежности системы бесперебойного электропитания почти до 100%. Также эта технология может использоваться для создания масштабируемых параллельных систем, учитывающих возможность увеличения мощности защищаемой нагрузки в будущем.

То, что рынок будет предъявлять все более высокие требования к решениям по управлению, отказоустойчивости, модульности, а одним из важнейших факторов станет возможность интеграции ИБП в единую систему вычислительного центра, отмечает и Павел Игнатов, менеджер московского представительства АРС по дистрибуции.

Кроме того, он считает, что рынок ИБП продолжит свое движение в направлении комплексных решений по защите критически важного компьютерного оборудования — ядра информационных систем организации. И здесь дело даже не в количестве технологий, а в том, как они применяются, насколько адекватно отражают стоящие перед заказчиками задачи. И если раньше компании часто отталкивались от конкретных моделей ИБП, пытаясь найти им применение, то сейчас нужно исходить из потребностей бизнеса и в соответствии с этим подбирать оптимальные решения.

При этом неважно, о каких клиентах идет речь: центрах обработки данных (ЦОД) или частных пользователях. Так, по мнению Игнатова, рынок ИБП для малых офисов и домашних приложений, в том числе и компьютерных сетей, продолжит рост. «Из-за усложнения оборудования для таких сетей в устройства защиты появится дополнительный функционал», — утверждает он.

А Олег Становов, глава московского офиса MGE UPS Systems, пытается спрогнозировать, как будут развиваться в следующем году продажи различных модельных рядов ИБП, поставляемых компанией. Он считает, что продажи через розничные сети младших моделей off-line ИБП, серии Protection Center и Ellipse ASR, существенно вырастут. Кроме того, они будут широко представлены в крупных государственных и корпоративных тендерах. Также в MGE ожидают существенного увеличения поставок однофазных ИБП, созданных на базе технологии двойного преобразования (мощность от 0,7 до 20 кВ•А).

Не забыты и трехфазные ИБП средней и большой мощности (20—800 кВ•А), продажи которых будут развиваться за счет стремительно растущего спроса на обеспечение энергобезопасности ЦОД, промышленных предприятий и офисов крупных компаний.

«Естественно, мы ожидаем и роста продаж ИБП, построенных по линейно-интерактивной технологии (в абсолютных цифрах), но относительная доля таких устройств в наших объемах, скорее всего, будет снижаться», — считает Становов.

А Хорошилов отмечает, что технологии — не самое главное, на что реселлеру стоит обращать внимание. «Важно понимать, является ли продаваемый продукт брендом или нет. Ведь в условиях сближения технических характеристик устройств различных производителей в силу вступают другие механизмы воздействия на покупателя. Соответственно, тот производитель, который строит бренд, и будет более выгодным», — считает он. Кроме того, нужно обратить внимание на норму прибыли и устойчивость этого показателя в среднесрочной перспективе по каждому продукту. Ну и, конечно, сервисную поддержку.

Но одними технологиями сыт не будешь. Есть еще множество факторов, которые будут влиять на развитие рынка. Так, Олег Становов среди положительных моментов выделяет планы РАО ЕЭС по модернизации и обновлению производственного оборудования и сетей, движение в регионы крупных игроков банковского и страхового сектора, а также расширение и региональное развитие крупных сетей розничной торговли.

Кюести Козлов, директор по продажам ИБП Powerware, генеральный управляющий московского филиала Eaton Power Quality OY, добавляет, что как положительный фактор можно расценивать стабильность экономической ситуации и достаточно быстрый рост экономики России, что, по его мнению, безусловно, имеет непосредственное отношение и к рынку ИБП. «Быстрыми темпами растет рынок телекоммуникаций, ИТ, развивается промышленность», — отмечает он.

«Несмотря на то что многие критически относятся к предстоящему вступлению России в ВТО, на ИТ-отрасль, в частности на развитие рынка ИБП, этот шаг окажет скорее положительное воздействие. Чтобы российским компаниям выйти на открытый конкурентный рынок, надо соответствовать международным стандартам и нормам, что невозможно без внедрения современных ИТ-технологий», — считает Павел Игнатов.

Кроме того, он полагает, что сохранение высоких цен на нефть также можно считать положительным фактором для развития рынка. Но Становов с ним не согласен. По его мнению, сейчас уже пора говорить о снижении цен на нефть и, как результат, уменьшении инвестиций в расширение и модернизацию производственных мощностей со стороны крупных компаний нефтегазового сектора.

Среди других «минусов» для рынка он выделяет ослабление доллара по отношению к евро (MGE тяжелее конкурировать с американскими и азиатскими производителями) и сокращении закупок оборудования крупными игроками телекоммуникационного рынка по причине практического завершения масштабной модернизации и программ технического переоснащения региональных подразделений.

Кюести Козлов напоминает о другом немаловажном факторе: росте цен на сырье для производства ИБП и аккумуляторных батарей (например, на свинец) на мировом рынке, а также росте цен на топливо в глобальном масштабе. Это, безусловно, скажется на стоимости ИБП в следующем году. Но удорожание продукта коснется всех игроков рынка, а не только Eaton. Вероятно, рост цен отразится и на динамике роста продаж ИБП.

Павел Игнатов говорит о том, что не стоит забывать о предстоящих парламентских и президентских выборах, которые, по его мнению, как и любые кардинальные изменения во внутренней и внешней политике, могут привести к замедлению темпов развития бизнеса.

По мнению Александра Хорошилова, государство вообще главный фактор нестабильности, так как оно — основной противник развития рынка. «Налоговый, таможенный (пожарный, строительный и т. д.) террор не способствует спокойствию в бизнесе. Все остальные факторы либо просчитываются, либо находятся под контролем», — говорит он.

Конечно, у каждого вендора свои обстоятельства, влияющие на развитие бизнеса. Так, Козлов говорит: «Поскольку мы традиционно сильны в производстве и продаже ИБП большой мощности, то нас радует именно развитие среднего и крупного бизнеса. В качестве одной из тенденций можно выделить все большее внимание заказчиков к ЦОД и к решениям по защите электропитания таких массивов».

А Олег Становов отмечает, что в 2005—2006 гг. MGE значительно обновила (на 65%) модельный ряд, что позволяет предлагать рынку устройства, обладающие наиболее «свежими» техническими решениями, с максимально улучшенными техническими параметрами. Кроме того, он отмечает рост узнаваемости бренда MGE за счет значительного усиления маркетинговой активности, а также расширение участия вендора в крупных государственных и корпоративных тендерах.

Но закончить разговор о перспективах, хочется словами Кюести Козлова: «Безусловно, конкурентная борьба на рынке ИБП будет продолжаться и в следующем году. Но это говорит о здоровом развитии экономики страны. Мы, со своей стороны, активно развиваемся и делаем все возможное, чтобы не только удерживать уже завоеванные позиции, но и добиваться большего. Подписаться под этим, пожалуй, может каждый вендор.