Тяжелые времена для рынка мониторов, похоже, не закончились. Однако некоторые технологические новации оставляют надежду на общее оживление этого сегмента.
Что происходит с рынком
Напомним ситуацию на российском рынке компьютеров. По данным IDC за второй квартал текущего года, продажи этих устройств падают (—33% по сравнению с 2014-м), причем в сегменте десктопов снижение идет опережающими темпами (—42,4%). Всего за квартал реализовано 386 тыс. настольных систем. Какие же проблемы здесь можно считать главными? Во-первых, наблюдается рост доли моноблоков, которые занимают уже 14,2% сегмента настольных систем в натуральном выражении. Это означает, что в мониторах нуждались только 331 тыс. компьютеров, реализованных за второй квартал. Для производителей панелей это не важно — им все равно, куда будет встроена созданная ими деталь — в отдельный монитор или в моноблок, — но мы же говорим не о поставщиках комплектующих, а о вендорах и реселлерах готовых решений, которых популяризация all-in-one-компьютеров вряд ли обрадует.
Во-вторых, с переходом от трубок к ЖК-панелям резко повысилась надежность мониторов, поэтому некоторую часть приобретенных десктопов подключили к «унаследованным» дисплеям.
Какой именно процент новых настольных систем получил новые мониторы и сколько купивших в последнее время десктопы продолжают работать со старыми дисплеями, неизвестно. Неизвестно также, какое количество мониторов было приобретено взамен вышедших из строя или устаревших. Поэтому мы можем лишь грубо оценить квартальные продажи этих аппаратов на российском рынке в треть миллиона, что, заметим, в общем-то неплохой показатель.
Тенденции, снижающие объемы продаж, — падение популярности десктопов, рост доли моноблоков, увеличение количества «унаследованных» мониторов для новых компьютеров, — сохранятся. Но в ближайшем будущем поставки мониторов могут стать катализаторами нескольких технологических трендов, которые, в свою очередь, будут способствовать увеличению продаж дисплеев.
Что же будет способствовать росту продаж
Десктопы, несмотря на снижение популярности, полностью с рынка не исчезнут никогда. Далеко не всем компьютерам нужна мобильность: значительное количество сотрудников офисов работают и будут работать на фиксированных местах, многим специалистам необходимы мониторы большой диагонали, которые мобильными быть не могут, и т. д. Что же сейчас может стать катализатором рынка мониторов?
Появление оригинальных моделей. Обычно имеются в виду геймерские компьютеры (например, Acer Predator) и системы, которые можно позиционировать как «ПК-для-гостиной» (например, Acer Revo), которые получают дизайнерские корпуса. Действительно, такие системы требуют внешних мониторов, причем оптимизированных для воспроизведения медийного и игрового контента, но оригинальных систем много больше. Например, для больших офисов и SOHO хороши стационарные системы в корпусах форм-фактора book-size (например, системы Zbox), которые при вполне приличной производительности занимают минимум места на рабочих столах, а могут и вообще стать «невидимками» — многие из них можно крепить на тыльной стороне монитора. Наконец, до российского рынка все же добрались Stick-PC (пионером стала модель Lenovo ideacentre Stick 300). Все эти системы вызывают больший интерес покупателей, чем безликие «серые коробки» традиционных десктопов, а поэтому и актуальны для ритейла, но для нас важно, что покупка таких компьютеров с высокой степенью вероятности потребует приобретения новых дисплеев, причем зачастую с большой диагональю, которые становятся все более доступными по цене.
Снижение стоимости аппаратов с большой диагональю — естественный результат развития технологий производства.
Популярность HD, во-первых, актуализирует дисплеи большой диагонали, во-вторых, делает неактуальными «унаследованные» мониторы. Сегодня стандартом для монитора можно считать Full HD, но растет популярность и Ultra HD, в перспективах которого мы некогда сомневались. Но, как неоднократно отмечали впоследствии, стандарт Ultra HD, придуманный для телевизоров, для этого рынка оказался малоактуальным (прежде всего из-за малого количества 4К-контента и проблем с его распространением), но зато стал весьма популярным на рынке компьютеров (повышенная детализация хороша для работы с графикой, а развлекательный контент проще доставлять по IP-каналам). Кроме того, появляется все больше пользовательских устройств для получения Ultra HD-контента, что увеличивает спрос на мониторы с поддержкой этого стандарта.
Востребованность мультидисплейных решений, которые в рамках стационарных применений, разумеется, массовыми не станут, но все же популярны среди профессионалов (от видеомонтажеров до программистов) и геймеров. Такое решение актуально и для пользователей ноутбуков: модели, к которым можно подключить два внешних монитора, встречаются редко, но весьма распространены видеокарты, позволяющие на встроенный и на внешний дисплеи выводить разные изображения.
Распространение Windows 10, которая работает не только на ноутбуках и десктопах, но и на планшетах и смартфонах. Microsoft неоднократно отмечала, что новая операционная система может «на лету» подстраивать размеры экрана в зависимости от дисплея. Это позволяет при необходимости подключать гаджеты к внешним мониторам и работать, пользуясь всеми преимуществами большого экрана. Так как windows-гаджеты без проблем могут взаимодействовать с клавиатурами, мышами, принтерами, сканерами и другой периферией, получается, что каждый смартфон или планшет помимо обычных применений можно использовать еще и как Stick-PC. Правда, таких девайсов в продаже пока нет, но осенью уже должны появиться первые модели. Разумеется, эти «первые ласточки» будут дорогими и доступными далеко не каждому пользователю, но к следующему лету, возможно, цена на них снизится настолько, что они станут массово доступными.
Новинки летнего сезона
Если внимательно рассмотреть модели мониторов, выпущенные этим летом, то станет видно, что вендоры уже готовы оседлать рассмотренные выше тренды, например, внедряя новейшие интерфейсы, экспериментируя с дизайном, увеличивая диагонали и разрешения.
Philips BDM3275UP с диагональю 32 дюйма получил разрешение UltraHD (3840×2160 пикселей). Дисплей может работать в режиме MultiView и показывать видео с двух источников в разных частях экрана, причем во всех окнах транслируемая картинка будет четкой благодаря высокой плотности пикселей. Важно, что новинка расширяет линейку 4K-дисплеев под маркой Philips, в которой уже есть устройства с диагональю 28 и 40 дюймов.
Компания ViewSonic показала XG3401, интересный тем, что наряду с интерфейсами HDMI и DisplayPort он поддерживает USB-C, который смогут активно использовать новые мобильные девайсы, — такой разъем уже установлен на новых ноутбуках Apple и на «убийце флагманов» смартфоне OnePlus Two и, по некоторым данным, будет установлен на многих новых мобильных устройствах, работающих на Windows 10. Новинка имеет и еще некоторые «фишки», например, ее 34-дюймовая IPS-матрица изогнута (практическая полезность этого сомнительна, но как дизайнерская особенность может представлять интерес), разрешение у нее «промежуточное» — 3440×1440 пикселей, то есть больше Full HD (1920×1080), но меньше Ultra HD (3840×2160). Монитор поддерживает технологию AMD FreeSync, которая синхронизирует частоту обновления экрана с частотой графической карты, что позволяет избавиться от разрывов и рывков изображения при отображении динамичных сцен.
AOC показала мониторы U3277PQU и Q3277PQU, которые имеют одинаковую диагональ — 32 дюйма — но разное разрешение: Ultra HD (3840×2160 пикселей) и QHD (2560×1440) соответственно. Мониторы интересны стопроцентным охватом цветового пространства RGB, поддержкой технологий Picture-in-Picture и Picture-by-Picture, позволяющих просматривать контент из двух источников одновременно, и широким набором интерфейсов: DisplayPort, HDMI, DVI и VGA (также присутствует хаб с поддержкой портов USB 3.0).
Но компании выпускают и традиционные мониторы, добавляя в них некоторые забавные особенности (по той же причине, по которой так поступают производители смартфонов).
Например, Samsung выпустила SE370 — мониторы с диагоналями 23,6 и 27 дюймов, в зависимости от модификации, с разрешением Full HD, тремя интерфейсами (HDMI, DisplayPort и D-Sub) и поддержкой технологии AMD FreeSync интересны прежде всего встроенной в «ногу» Qi-зарядкой для гаджетов. По заявлению вендора, это первые в мире аппараты со встроенной беспроводной зарядкой.
С «ногой» монитора экспериментируют и другие марки. Например, Philips на выставке IFA обещает показать модели, подставка для которых будет поддерживать технологию Ambiglow Plus — встроенную подсветку для стены за экраном. Яркость и цвет проецируемого на стенку изображения приведены в соответствие с картинкой, отображаемой на экране, благодаря чему, как считает вендор, изображение визуально расширяется. Интересно, что подсветка может работать и при выключенном дисплее, так что ее можно использовать как ночник или, если выставить таймер, как будильник.
Компания Lenovo представила ThinkVision X24, Full HD-монитор с диагональю 23,8 дюйма, делая акцент на малой толщине — 7,5 мм. Для кого актуальна малая толщина дисплея, остается загадкой, равно как и металлическая задняя панель, а вот узкие рамки вокруг экрана вполне в тренде современного дизайна. Samsung выпустила Full HD-модели S24E510C и S27E510C с диагональю 23,5 и 27 дюймов соответственно, изюминка которых в изогнутости экрана (радиус кривизны 4 м). Насколько востребована такая изогнутость, сказать сложно, но если уж вендоры в качестве значимого отличия позиционируют малую толщину монитора, то «гнутость» вполне сойдет за интересную особенность.
Замечу, что все эти модели выпущены летом, в «мертвый сезон», поэтому есть все основания предполагать, что к осени мониторов с продвинутыми техническими параметрами и с интересными дополнительными «фишками» будет много больше.
Что это значит для ритейла
Итак, уходит «безликость» мониторов, что позволяет при минимальной фантазии продвигать их не только вместе с десктопами, но и в качестве «опций» для ноутбуков и гаджетов. Количество товарных групп для ритейла невелико, как мы неоднократно отмечали, поэтому мониторами пренебрегать не следует. Особенно, если учесть, что стоят они гораздо дороже, чем чехольчики, карты памяти или внешние батареи, хотя и места на полках занимают побольше. Однако если подойти креативно, то выставленные в торговом зале аппараты можно использовать в качестве «цифровых витрин», выводя на них рекламные видеоролики. Благодаря большей диагонали, а в ряде случаев и большему разрешению, ролики на дисплеях будут выглядеть заметно эффектней, чем на экранах ноутбуков, наглядно демонстрируя преимущества внешних мониторов.