Данные IDC по итогам второго квартала оказались вполне ожидаемы — падение российского рынка персональных компьютеров в натуральном выражении продолжается. Однако если сравнить эти данные с результатами других кварталов, причем учитывать не только процент падения, то можно увидеть и некоторые потенциально позитивные моменты, а также сделать практические выводы для ритейла.
Радоваться или печалиться?
За квартал было реализовано 1,3 млн. систем, что на 33,2% меньше, чем за тот же период прошлого года — тогда удалось реализовать 2 млн. компьютеров. Впрочем, рынок пикировал и во втором квартале прошлого года — продажи снизились на 19,2% по сравнению с результатами позапрошлого года, когда было реализовано 2,47 млн. компьютеров.
Заметим, что это падение менее выражено, чем в первом квартале 2015-го, когда был реализован всего 1 млн. ПК, что оказалось на 43,6% меньше по сравнению с первым кварталом 2014 г. (1,77 млн. систем). Первый квартал 2013 г. (2,31 млн.) по сравнению с такими итогами был просто успешный — тогда снижение составило «всего-навсего» 23,6% по сравнению с результатами предыдущего года. В первом квартале 2012 г. в стране было продано 3,2 млн. систем и рост к 2011 г. достигал 33,4%...
С одной стороны, ничего позитивного нет — падение продолжается и, похоже, конца ему не видно. Но если абстрагироваться от цифр прошлых лет, которые описывают совершенно иной рынок в принципиально иной экономической ситуации, то можно в динамике этого года увидеть и положительные моменты. Например, положение дел в экономике страны не улучшилось, но если в первом квартале этого года был продан лишь 1 млн. компьютеров, то во втором — уже 1,3 млн., то есть мы наблюдаем значительный рост в натуральном выражении. Может, следует рассматривать это как естественный ежегодный цикл (в прошлом году соответствующие показатели равнялись 1,77 и 2 млн. девайсов, то есть прирост тоже был, хоть и не настолько выраженный), а может, продажи уже достигли дна и начали подъем, сейчас сложно сказать.
Выводы для ритейла
Ритейлерам следует внимательно посмотреть на продажи компьютеров через свои торговые точки. Если у вас во втором квартале не было роста (в натуральном выражении) на треть по сравнению с результатами первого квартала, значит, конкуренты работают успешней. Нужно или учиться работать в условиях падающего рынка и нарастающей конкуренции, или сворачивать бизнес, пока еще это можно сделать без катастрофических потерь.
Разумеется, в продажах ПК лидируют ноутбуки, так как они по-прежнему занимают большую часть рынка ПК: мобильных систем реализовано 950 тыс. шт., а стационарных 386 тыс. Ноутбуки «просели» сильно, но их падение ниже среднерыночного — всего лишь 28,5%. Однако эти устройства продают все, поэтому в соответствующем сегменте конкуренция высочайшая.
Сегмент десктопов рухнул на 42,4%, но это вовсе не означает, что им можно пренебрегать. Тем более что внутри него есть сектора, которые чувствуют себя относительно неплохо, например моноблоки. По заявлению IDC, эти системы захватили 14,2% общего объема продаж настольных устройств, что при таком падении продаж восторга не вызывает, но наводит на определенные размышления.
Успех завтра — в нишах?
Ситуацию с моноблоками можно рассматривать как частный случай успешных продаж нишевых товаров. Моноблоки все еще рассматриваются как экзотика, но занимаемый ими процент в доле десктопов, как заявляет IDC, растет. Рост происходит несмотря на то, что среднестатистический моноблок дороже среднестатистического традиционного десктопа, как минимум, на цену встроенного монитора!
Что еще экзотичного можно предложить рынку? Что касается семейства ноутбуков, то тут всё понятно: это разнообразные трансформеры. Но можно ли найти для продвижения экзотические десктопы? Можно! И таких, на удивление, немало.
Прежде всего это компьютеры в нестандартных корпусаx. В качестве примера приведем относительно недавно появившиеся наконец в продаже любопытные новинки в сегменте мощных геймерских компьютеров (например, ASUS GR6) и мультимедийных систем (например, Acer Revo). Но есть и другие решения, которые выглядят классическими, но при этом также являются нишевыми и потенциально могут оказаться особенно интересными для продвижения на падающем рынке.
Рабочая станция как пример нишевого решения
Крупные производители относительно редко выводят на российский рынок рабочие станции, потому Lenovo ThinkStation P900 вызывает особый интерес. Это один из мощнейших доступных в канале компьютеров для сложных инженерных и научных вычислений: моделирования, систем автоматического проектирования, визуализации данных и т. д. Он построен на платформе Intel и использует видеокарты Nvidia, но это не совсем геймерская машина — процессоры Xeon, видеокарты семейств NVS, Quadro или Tesla. Для размещения оперативной памяти доступно 16 (!) DIMM-слотов, а места в корпусе достаточно для того, чтобы расположить до 14 жестких дисков.
Из любопытных технических решений тут реализован опциональный модуль Flex, который упрощает подключение накопителей, в том числе и с внешним доступом, а также актуальных портов. Разумеется, система получила мощнейшую систему вентиляции из десяти (!) кулеров, которая обеспечивает компьютеру надежность и высокую стабильность в работе. По заявлению вендоров, применение новых технологий позволяет охлаждению работать почти бесшумно. Также купившему Р900 Lenovo оказывает приоритетную техническую поддержку.
Как видно, система мощнейшая. Очевидно, что количество пользователей, которым нужна такая машина, невелико. Это энтузиасты, ученые, разработчики, дизайнеры, проектировщики, архитекторы и другие творческие высококвалифицированные специалисты, нуждающиеся в пиковой производительности, широте и гибкости конфигурации и вместе с тем имеющие деньги на приобретение такой системы известного вендора. Встретить их в среднестатистической розничной торговой точке крайне маловероятно, но возможны варианты. Их поиск как раз тот случай, когда игра стоит свеч: маржу от продажи Р900 можно сравнить с полученной от реализации десятка-полутора среднестатистических систем.
Ритейл может продавать Р900 традиционным способом через салоны, расположенные в «наукоградах», районе с высокой концентрацией студентов и специалистов сложных специальностей, рядом с бизнес-центром, инкубатором или коворкинговой зоной. В таком случае размещение подобной системы на витрине может позитивно отразиться на продажах.
Если же ваши торговые точки расположены в стороне от подобных мест, всегда можно попытаться продвинуть такие решения через интернет-магазин или через отдел, работающий с корпоративными покупателями. Для компаний из столиц такой подход может показаться странным, а в регионах он стал нормой уже давно.
Перенимать опыт регионов
Региональные компании, специализирующиеся на ритейле, почувствовали последствия кризисных явлений в экономике давно и куда как более остро, чем фирмы, торгующие в розницу в столицах и городах-миллионерах. Компании на местах давно сочетают традиционные подходы с развитием В2С-торговли через интернет-магазины, а также имеют отделы В2В-продаж, работающие с юридическими лицами. Столичному ритейлу следует перенимать опыт региональных коллег и активно экспериментировать с новыми форматами торговли, выводить на рынок новые товары и даже целые их классы, искать новых клиентов и т. д. Время для экспериментов уже наступило.