Постановлением Правительства РФ № 1373 от 30.10.97 утверждены Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций и план мероприятий по ее реализации в 1997 г. Целью Концепции является изменение принципов действия предприятий и иных коммерческих организаций, направленное на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также меры государственной поддержки этих изменений.
Приоритетными задачами реформы предприятий признаны:
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий;
- защита прав акционеров (для акционерных обществ);
- четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества;
- совершенствование механизмов исполнения решений судов;
- обеспечение учредителей, акционеров, участников, инвесторов и кредиторов достоверной информацией о финансово-экономическом положении предприятий;
- создание эффективного механизма управления на предприятиях.
- введение в действие стандартов раскрытия информации о ценных бумагах;
- ужесточение санкций к предприятиям, допускающим неплатежи, неуплату налогов, активное применение механизма банкротства.
- совершенствование механизмов исполнения судебных решений;
- изменение амортизационной политики в целях ее либерализации, обеспечение реформированным предприятиям свободного выбора методов амортизационной политики (использование ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации;
- разработать общегосударственную программу перехода на международные стандарты бухгалтерского учета, предусмотрев в ней несколько этапов ее реализации.
Приказом ГТК РФ № 543 от 05.09.97 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 13.10.97, № 1395; опубликован в приложении «Курьер» к газете «Российские вести» № 34 от 28.10.97) утверждено Положение о таможенном режиме переработки на таможенной территории РФ. Положение регулирует таможенный режим, при котором иностранные товары (товары для переработки) используются для переработки на территории РФ без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы территории РФ.
Положение описывает операции по переработке товаров; устанавливает количество выхода продуктов переработки; устанавливает сроки переработки и действия лицензии на переработку; описывает условия выдачи, порядок аннулирования и внесения изменений в лицензию на переработку; регламентирует порядок таможенного контроля и учета товаров и продуктов переработки в соответствии с выданной лицензией.
Письмом ГТК РФ № 01-15/20508 от 28.10.97 доведен список мер, направленных на защиту прав на интеллектуальную собственность. Согласно данному письму, Управление тарифного и нетарифного регулирования (УТНР) ГТК РФ осуществляет составление и рассылку таможенным органам списков товарных знаков, объектов авторского права и смежных прав, охраняемых на территории РФ в соответствии с действующим законодательством, с целью выявления таможенными органами в ходе осуществления таможенного контроля за перемещением товаров нарушений действующего законодательства по охране интеллектуальной собственности.
Указанные списки УТНР ГТК РФ формирует на основании обращений правообладателей, при подтверждении принадлежности им соответствующих объектов авторского права, смежных прав или товарных знаков.
Перемещаемые для коммерческих целей товары, являющиеся объектами интеллектуальной собственности (товары, маркированные товарными знаками, наклейки, этикетки, ярлыки, информационные вкладыши, печатные издания, магнитные, оптические и механические носители информации (аудио- и видеокассеты, компакт-диски и т.д.)) при осуществлении таможенного контроля должны проверяться по признакам каждого из объектов, приведенных в рассылаемых списках.
При обнаружении нарушений исключительных прав владельцев интеллектуальной собственности таможенные органы направляют сообщения в органы прокуратуры и внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовных дел по статьям 146, 180 Уголовного кодекса РФ.
Также при осуществлении таможенного оформления должна быть произведена детальная проверка соблюдения действующих таможенных правил (включения лицензионных платежей или авторских вознаграждений в таможенную стоимость, проверка сведений о товарах, стране их происхождения, получателях / отправителях и т.п.) в пределах сроков проверки таможенной декларации, документов и досмотра товаров и транспортных средств (согласно ст. 194 Таможенного кодекса РФ — не позднее десяти дней с момента принятия таможенной декларации и представления всех необходимых для таможенных целей документов и сведений, не включая время, необходимое для осуществления контроля за товарами и транспортными средствами другими государственными органами).
Письмом ГТК РФ № 01-15/20181 от 22.10.97 разъяснено, что в случае, когда товар ввозится на таможенную территорию РФ в соответствии с контрактом, заключенным между российским лицом и организацией, зарегистрированной в государстве, не являющемся членом СНГ, ввозимый товар не может быть признан как товар, происходящий с территории государства — участника СНГ, поскольку экспортером является нерезидент государства — участника СНГ, и тем самым не выполняется условие пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров из государств — участников СНГ.
Распоряжением премьера правительства Москвы № 1139-РП от 20.10.97 утверждена Целевая комплексная программа создания Единой городской сети кабельного телевидения (ЕГСКТ). Целью программы является создание интерактивной широкополосной сети кабельного телевидения с расширенными функциональными возможностями для наиболее полного удовлетворения потребностей населения города, организаций всех форм собственности, городских органов власти и управления в услугах по получению и распространению информации. На реализацию программы в течение 1997—2002 гг. планируется потратить около 400 млн. долл. (данные являются ориентировочными и будут корректироваться при выполнении проекта) из собственных средств города, привлекаемых внебюджетные ресурсы и ассигнований из городского бюджета. Программа предусматривает подготовку предложений о введении системы налоговых и таможенных льгот для участников программы создания ЕГСКТ (III кв. 1997 г.), проведение тендера на поставку оборудования для ЕГСКТ (в течение 1997 г.), проведение тендера на использование услуг транспортных волоконно-оптических сетей в интересах ЕГСКТ (в течение 1997 г.). Сеть рассчитывается с перспективой развития для передачи 50 телепрограмм. Кроме того, технические параметры ЕГСКТ будут позволять обеспечивать абонентов дополнительными услугами, включая:
- осуществление высококачественного стереофонического звукового вещания;
- услуги мультимедиа;
- предоставление каналов передачи данных;
- организацию компьютерных сетей, в том числе подключение к сети Интернет;
- услуги цифровой телефонии.
Телетайпограммой ГТК РФ № Т-19438 от 29.10.97 сообщено, что приказ ГТК РФ № 423 от 15.07.97 «О лицензировании ввоза и вывоза товаров», зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ 25.08.97 (регистрационный номер № 1376), официально опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 18, сентябрь 1997 г. и вступает в силу 27.10.97.
Письмом Государственной налоговой инспекции по г. Москве № 11-13/27153 от 22.10.97 на основании письма Госналогслужбы РФ № 16-0-14/644 от 07.10.97 в связи с вопросами по автоматам по продаже товаров и оказанию услуг, в том числе автоматам американской фирмы «Ve№do», предназначенным для розничной торговли прохладительными напитками и пивом, разлитыми в жестяные банки (0,3 л) и пластиковые бутылки, сообщено, что в соответствии с Общероссийским классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции, утвержденным постановлением Госстандарта России № 301 от 30.12.93, автоматы по продаже товаров и оказанию услуг относятся к классу 51 «Оборудование технологическое для легкой и пищевой промышленности и бытовые приборы», подгруппа 515140 «Автоматы и полуавтоматы торговые и разменные». Таким образом, данные технические устройства не относятся к электронным контрольно-кассовым машинам, класс 40 «Вычислительная техника», подгруппа 401750 «Машины билетно-кассовые и контрольно-кассовые».
Распоряжением мэра Москвы № 817-РМ от 17.10.97 «О внесении дополнений в Положение о Департаменте потребительского рынка и услуг» в целях расширения полномочий в части реализации городских целевых программ и экономических экспериментов в сфере потребительского рынка Департаменту потребительского рынка и услуг дано право «проводить аккредитацию торговых и иных предприятий независимо от форм собственности в целях предоставления им полномочий по реализации проводимых Департаментом программ и экспериментов в сфере потребительского рынка и услуг, принятых Правительством Москвы», а также утверждать правила проведения такой аккредитации.
Постановлением Правительства РФ № 1331 от 17.10.97 утверждены Основные положения ведения взаиморасчетов между операторами сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования, за предоставляемые сетевые ресурсы и участие в передаче нагрузки этих сетей. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, а для операторов связи, заключивших договоры на присоединение до вступления в силу постановления, — с 1 января 1998 г.
Основные положения определяют :
- отношения между операторами сетей электросвязи;
- основания для расчета цен на взаимопредоставляемые сетевые ресурсы и участие в предоставлении сетевых услуг;
- отношения собственности на производственные мощности, созданные в процессе присоединения;
- единицы измерения для осуществления взаиморасчетов между операторами (единица технических средств, используемых при предоставлении услуг, единица трафика, единица доходов);
- состав взаиморасчетов операторов взаимодействующих сетей при присоединении на местном уровне;
- расчетный период времени, в течение которого учитывается пропуск трафика при взаиморасчетах между операторами (один календарный месяц) и срок платежей за пропуск трафика (до 10-го числа месяца, следующего за расчетным);
- единые принципы взаиморасчетов между операторами.
Постановлением Правительства РФ № 1347 от 22.10.97 установлено, что:
- ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары, систематизируемые в соответствии с ТН ВЭД СНГ, не могут изменяться чаще чем один раз в 6 месяцев. Решения Правительства РФ об изменениях ставок ввозных таможенных пошлин вступают в силу не ранее чем через 180 дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда такие изменения ведут к понижению ставок.
- единовременное изменение ставок ввозных таможенных пошлин не может превышать 10 процентных пунктов (для адвалорных видов ставок) или эквивалентного абсолютного значения для специфических видов ставок или специфических составляющих комбинированных видов ставок ввозных таможенных пошлин.
- национальная система преференций РФ пересматривается Правительством РФ не чаще чем один раз в год. Решения Правительства РФ об изменениях национальной системы преференций РФ вступают в силу не ранее чем через 90 дней после их официального опубликования.
Положение определяет порядок выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России и его территориальными органами за нарушения обязательных требований государственных стандартов, предусмотренных Законом РФ «О стандартизации» от 10 июня 1993 г., а также за нарушения требований к безопасности и правил обязательной сертификации товаров (работ, услуг) изготовителями (исполнителями, продавцами) , органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами), предусмотренных Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» от 9 января 1996 г.
Постановлением Правительства РФ № 1259 от 29.09.97 утверждена Федеральная целевая программа развития особой экономической зоны в Калининградской области на 1998—2005 годы.
Одним из приоритетных направлений Программы является стимулирование создания нетрадиционных для области конкурентоспособных производств (в том числе по выпуску персональных компьютеров, сложных бытовых приборов и других высокотехнологичных товаров), в том числе путем учреждения локальных свободных экономических зон производственной ориентации и перепрофилирования существующих предприятий.
В Программе указано, что стратегическое значение имеет удовлетворение потребностей Калининградской области в независимых от иностранных государств каналах связи и телекоммуникаций. С этой целью планируется реализация следующих проектов:
- строительство подводной оптоволоконной линии связи Калининград — Санкт-Петербург, что позволит обеспечить устойчивую и надежную связь для государственных органов, сухопутных вооруженных сил, военно-морского флота и других абонентов как в повседневных, так и в экстремальных ситуациях;
- завершение строительства наземной станции космической связи, ее дооборудование, настройка и пуск в постоянную эксплуатацию;
- строительство новой телевизионной станции за пределами г. Калининграда.
Письмом ГТК РФ № 02-06/18902 от 02.10.97 направлены сведения о внесении дополнений в Перечень нормативных актов ГТК РФ, регламентирующих контроль за доставкой товаров, к Временному положению доставке и транзите товаров, перемещаемых под таможенным контролем между российскими и белорусскими таможенными органами, утвержденному ГТК РФ и ГТК Республики Беларусь 3— 4 августа 1995 г. Список дополнений состоит из 36 документов (приказов, указаний, писем ГТК РФ).
Приказом ГТК РФ № 598 от 10.10.97 в связи с вступлением в силу 10 октября 1997 г. Инструкции о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК РФ № 478 от 06.08.97 признаны утратившими силу некоторые правовые акты ГТК РФ в области взимания налога на добавленную стоимость и таможенного оформления.
Письмом ГТК РФ № 07-16/19986 от 20.10.97 для ускорения и упрощения процедуры таможенного оформления товаров, для которых требуется подтверждение их безопасности при ввозе на территорию РФ, с использованием ответов рабочей группы ГТК РФ и Госстандарта РФ предложен следующий порядок взаимодействия:
Рабочая группа направляет письма с решением факсимильной связью в три адреса: в Управление тарифного и нетарифного регулирования ГТК РФ, в таможню, производящую оформление товара, и заявителю. Вопрос о таможенном оформлении решается таможней. В зависимости от содержания письма разъяснения по процедуре таможенного оформления осуществляются Управлением тарифного и нетарифного регулирования ГТК РФ по тел./факс (095)742-00-55.
Письмом ЦБ РФ № 529 от 14.10.97 в связи с введением в действие новых Правил ведения бухгалтерского учета в ЦБ РФ и Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, изменяются расположение и размерность полей бланка платежного поручения. В письме приведены новый формат платежного поручения, а также примеры заполнения платежных поручений клиентами и кредитными организациями.
После вступления в действие новых Правил ведения бухгалтерского учета в ЦБ РФ и Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, к обработке в расчетную сеть ЦБ РФ будут приниматься платежные поручения, выписанные только на бланках нового образца.
Приказом ГТК РФ № 596 от 09.10.97 в целях совершенствования таможенного оформления и повышения эффективности таможенного контроля в Москве создан таможенный пост «Центр таможенного оформления» в составе Московской выставочной таможни Московского таможенного управления.
Телетайпограммой ГТК РФ № Т-18507 от 13.10.97 таможенным органам предписано принимать гарантии КБ «Монтажспецбанк» только при наличии письменного разрешения ГТК РФ.
Письмом ГТК РФ № 14-15/16852 от 02.09.97 в связи с перерегистрацией и изменением статуса московских филиалов Инкомбанка, а также необходимостью переоформления паспортов сделок Управление валютного контроля ГТК РФ информирует об особенностях формирования номеров паспортов сделок, оформляемых Инкомбанком в соответствии с требованиями совместных Инструкций ЦБ РФ и ГТК РФ № 19 и № 01-20/10283 (соответственно) от 12.10.93 и № 30 и № 01-20/10538 (соответственно) от 26.07.95. Предоставлено НПК «Клевер»