Постановлением Правительства РФ № 108 от 02.02.98 внесены изменения и дополнения в Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Согласно изменениям и дополнениям:
- при направлении покупателю счетов-фактур по почте датой представления следует считать дату сдачи счета-фактуры на почту;
- в счете-фактуре указывается не дата представления (как раньше), а дата составления счета-фактуры;
- отныне в счете-фактуре не требуется подписи покупателя;
- в список обязательных реквизитов, которые должен содержать кассовый чек при реализации товаров за наличный расчет непосредственно населению за наличный расчет с использованием контрольно-кассовых машин, включен идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) продавца;
- нумерация бланков счетов-фактур осуществляется в пределах отчетного года. В начале отчетного года нумерация начинается с цифры 1.
Кроме того, внесены изменения в бланки счетов-фактур, книги продаж и книги покупок.
* * *Письмом ГТК РФ № 01-15/2022 от 02.02.98 разъяснен порядок уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров.
Таможенный орган, предоставивший разрешение на временный ввоз (вывоз) с частичным освобождением от уплаты периодических таможенных пошлин, налогов, устанавливает конкретные сроки уплаты периодических таможенных платежей. При этом таможенный орган не вправе требовать уплату периодических таможенных платежей более чем за три месяца сразу.
Периодический таможенный платеж подлежит уплате не позднее окончания установленного срока. Неуплата периодического таможенного платежа в установленный срок является нарушением таможенных правил и «влечет наложение штрафа в размере от ста до трехсот процентов суммы требуемых, полученных или невозвращенных таможенных платежей, выплат и иных возмещений с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва» (ст. 284 Таможенного Кодекса РФ).
Контроль за фактическим поступлением сумм периодических таможенных платежей осуществляется таможенным органом, а должностное лицо таможенного органа, контролирующее своевременность поступления платежей и обнаружившее признаки неуплаты таможенного платежа в установленный срок (либо в случае получения материалов, указывающих на признаки неуплаты), обязано немедленно составить протокол о нарушении таможенных правил.
В случае если данные, полученные из поступившей информации, недостаточны для составления протокола о нарушении таможенных правил, проводится проверка такой информации. Сроки проверки определяются периодом таможенного оформления и временем нахождения товаров под таможенным контролем либо проверка должна быть закончена в срок не более трех суток со дня получения информации, а в исключительных случаях — в срок не более десяти суток.
Таможенным органам рекомендуется указывать в протоколе о нарушении таможенных правил возможно более полные сведения о лице, привлекаемом к ответственности за нарушение таможенных правил (для физических лиц: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место проживания, телефон; для юридических лиц: полное наименование лица, юридический адрес и адрес нахождения подразделений юридического лица, место осуществления им коммерческой деятельности, код ОКПО, номер расчетного и иных известных таможенному органу счетов), для привлечения его к ответственности и исполнения постановления о наложении взыскания. Копия протокола о нарушении таможенных правил должна передаваться под расписку лицу, привлекаемому к ответственности.
Лицо, совершившее нарушение таможенных правил, не освобождается от обязанности по уплате периодических таможенных платежей и других требований, предусмотренных таможенным режимом временного ввоза (вывоза), в том числе пени за просрочку уплаты периодических таможенных платежей.
* * *Телетайпограммой ГТК РФ № Т-1732 от 30.01.98 сообщается, что в соответствии с указом Президента РФ № 1392 от 31.12.97 с 1 февраля 1998 г. товары, происходящие с территории Украины, не облагаются НДС при ввозе на таможенную территорию РФ.
* * *Письмом ГТК РФ № 01-15/2702 от 10.08.98 для упрощения процедуры таможенного оформления товаров таможенным органам предлагается при установлении статуса товаров, происходящих с территории Республики Белоруссия:
- использовать транспортные, товаросопроводительные и другие документы, содержащие косвенные признаки, позволяющие определять страну происхождения товаров, или результаты осмотра товаров (внешний вид, маркировка, упаковка и т.п.);
- применять сертификаты происхождения товаров по форме СТ-1 только в отношении подакцизных товаров и товаров, а также в случаях, когда проверка не позволяет отнести товары к категории происходящих с территории Республики Белоруссия, либо при наличии веских оснований полагать, что товары не происходят с территории Республики Белоруссия;
- установление статуса товаров производить в приоритетном порядке и принимать все меры по максимальному сокращению времени, необходимому должностным лицам таможенных органов для определения статуса товаров.
- не производить повторное подтверждение статуса товаров по пути их дальнейшего следования по территории РФ.
Телетайпограммой ГТК РФ № 1305 от 26.01.98 сообщается, что в соответствии с письмом Минфина РФ № 11-01-08/459 от 31.12.97 прекращается проведение любых форм зачетов по обязательствам организаций по уплате налогов в федеральный бюджет. В связи с этим прекращается с 1 января 1998 г. таможенное оформление без взимания таможенных платежей в соответствии с указаниями ГТК РФ о проведении зачетов Минфином РФ без зачисления на счета таможенных органов.
* * *Телетайпограммой ГТК РФ № Т-1505 от 27.01.98 таможенным органам предписывается с 1 февраля 1998 г. начать применение
- бланков документа контроля за доставкой товаров (ДКД) (утверждены приказом ГТК РФ № 304 от 20.05.96 «О доставке товаров под таможенным контролем»);
- бланков гарантийных сертификатов (утверждены приказом ГТК РФ № 18 от 11.01.96 «Об использовании таможенными органами банковских гарантий при транзите и доставке товаров под таможенным контролем»);
- договоров поручительства (утверждены приказом ГТК РФ № 287 от 14.05.96)
- и обеспечить применение указанных приказов в полном объеме.
Постановлением Правительства РФ № 120 от 02.02.98 в целях совершенствования таможенно-тарифной политики Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике поручено представить в IV квартале 1998 г. в Правительство РФ предложения по максимальному размеру ставок таможенного тарифа РФ.
* * *Приказом ГТК РФ № 65 от 04.02.98 с целью унификации нормативно-справочной информации, используемой для таможенных целей при заявлении сведений о товарах, внесены следующие изменения и дополнения в приложения к приказу ГТК РФ № 774 от 25.12.96 «О классификаторах и списках нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей»:
• раздел 2 (Особенности перемещения товаров) Классификатора процедуры перемещения товаров через таможенную границу РФ (приложение 1) дополнен пунктами «43. Перемещение товаров в рамках кооперации по оборонным отраслям промышленности. 43» и «44. Перемещение товаров с целью ремонта. 44»;
• Классификатор формирования идентификационного таможенного номера (приложение 2) дополнен словами «99: Организации, которые в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.10.94 «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» подлежат до 01.07.99 преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы»;
• коды «276» (Немецкая марка), «726» (Суданский динар), «200» (Чешская крона) в Классификаторе валют, используемых для таможенных целей (приложение 8), заменены кодами «280», «736», «203» соответственно.
* * *Распоряжением ГТК РФ № 01-14/136 от 04.02.98 в связи с началом поэтапной оплаты причитающихся таможенных платежей по делам о нарушении таможенных правил при перевозках товаров по процедуре МДП белорусская транспортная компания «Белтехносервис» исключена из списков перевозчиков-нарушителей российского таможенного законодательства (указание ГТК России от 25.03.97 № 01-14/351, приложение 2, № 9).
* * *Распоряжением ГТК РФ № 01-14/149 от 05.02.98 сообщается о прекращении деятельности в качестве общероссийского таможенного перевозчика организации АООТ «Ивановский автотранспортный комбинат» (лиц. № 900/0009а от 15.06.97) в связи с истечением срока действия лицензий.
* * *Приказом ГТК РФ 41 от 27.01.98 внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (приложение 1 к Приказу ГТК РФ 162 от 25.04.94), в приложения к Приказу ГТК РФ 343 от 05.07.94. Приказом изменено определение понятия «таможенная стоимость» в Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (ГТД); изменены правила заполнения графы 46 «Статическая стоимость» ГТД; изменен перечень граф ГТД, заполняемых декларантом при помещении товаров под таможенные режимы: таможенного склада, реимпорта товаров, временного режима ввоза (вывоза), магазина беспошлинной торговли, реэкспорта, переработки вне таможенной территории РФ, переработки под таможенным контролем. Указанный приказ о внесении изменений и дополнений вступает в силу с 1 марта 1998 г.
* * *Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ письмом № 16-00-17-13 от 30.01.98 сообщает, что периодические лицензионные платежи, предусмотренные договором о предоставлении пользователю исключительных прав по использованию товарного знака и «ноу-хау», подлежат отнесению на затраты по производству продукции как расходы, обуславливающие технологию производства и товарный вид выпускаемой продукции. Относительно вопроса о принятии для целей налогообложения начисленных, но фактически не перечисленных периодических лицензионных платежей (роялти) указанным письмом сообщается, что для организаций, определяющих выручку от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения по методу отгрузки, включение начисленных периодических лицензионных платежей в затраты производства или издержки обращения является правомерным.
* * *Телетайпограммой ГТК РФ № Т-1753 от 31.01.98 отложено вступление в силу приказа ГТК РФ № 757 от 24.12.97 «О мерах по усилению контроля таможенной стоимости» до особого указания ГТК РФ.
* * *Письмом ГТК РФ № 11-06/2116 от 03.02.98 направлен реестр общероссийских таможенных перевозчиков по состоянию на 30 января 1998 г.
* * *Письмом ГТК РФ № 01-15/826 от 16.01.98 доведены списки действующих нормативных актов ГТК РФ по таможенным режимам при таможенном оформлении товаров. Списки включают в себя нормативные акты по следующим режимам: Переработка Уничтожение Кооперация Таможенный склад Магазин беспошлинной торговли Отказ в пользу государства Вывоз товаров для представительств Российской Федерации за рубежом Вывоз отдельных товаров в государства — бывшие республики СССР Выпуск для свободного обращения Свободная таможенная зона, свободный склад (Особая экономическая зона в Калининградской области) Реэкспорт Временный ввоз (вывоз) Реимпорт
* * *Письмом Госналогслужбы РФ № ВК-6-16/84 от 05.02.98 направлены Классификатор контрольно-кассовых машин (ККМ), используемых на территории Российской Федерации; Список моделей контрольно-кассовых машин, включенных в Государственный реестр контрольно-кассовых машин по состоянию на 01.01.98, с указанием разрешения к использованию в соответствующих сферах. Указанным письмом Госналогслужба РФ также обязывает госналогинспекции по субъектам РФ рекомендовать владельцам ККМ через публикации в местной печати и при регистрации ККМ в налоговых органах приобретение тех моделей ККМ из числа находящихся в Государственном реестре, которые согласно Классификатору ККМ разрешены к применению в соответствующей сфере.
* * *Телетайпограммой ГТК РФ № АТ-127 от 16.02.98 сообщается, что маркирование копий сертификатов соответствия специальными, защищенными от подделки знаками, несущими голографическое изображение знака соответствия при обязательной сертификации, будет происходить постепенно, по мере их изготовления, в течение 1998 года. К оформлению принимаются копии, заверенные по ранее существующему порядку.
* * *Письмом ГТК РФ № 05-11/2772 от 10.02.98 таможенным органам предписывается временно приостановить принятие банковских гарантий от банков «Мосэксибанк» и КБ «Сигма» в связи с превышением установленного лимита установленной суммы совокупных банковских гарантий.
* * *Постановлением Правительства РФ № 175 от 12.02.98 утверждено Положение о Комиссии Правительства Российской Федерации по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот. Комиссия создана для рассмотрения вопросов и подготовки предложений по проблемам экономической и социальной обоснованности предоставления налоговых и таможенных льгот, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти для контроля за предоставлением льгот. Основными задачами Комиссии являются: разработка предложений по осуществлению единой государственной политики в области предоставления налоговых и таможенных льгот; организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за предоставлением налоговых и таможенных льгот; разработка предложений по совершенствованию мер контроля за правомерностью применения налоговых и таможенных льгот юридическими и физическими лицами, а также исполнением федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов по вопросам льготного налогообложения. Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.
* * *Письмом Московского таможенного управления № 01-30-02/275 от 13.01.98 в целях упорядочения учреждения в Москве таможенных складов (ТС) и складов временного хранения (СВХ) до особого указания устанавливается следующий порядок учреждения ТС и СВХ: Документы на согласование решения таможен по повторно, а также вновь учреждаемым ТС и СВХ в Управление до 01.03.98 не направляются. По окончании срока действия лицензий на учреждение ТС и СВХ в декабре 1997 г. — марте 1998 г. срок действия таких лицензий может быть продлен на период до 31.03.98. В связи с вышеизложенным при продлении срока действия лицензии на учреждение ТС и СВХ владелец склада должен подать заявление о продлении срока действия лицензии. После принятия положительного решения владелец склада производит оплату такого продления. После подтверждения поступления перечисленной суммы на счет Управления отделами Управления (таможенных режимов и организации таможенного контроля) вносятся соответствующие изменения в региональный классификатор с последующей передачей информации в таможни и региональные управления.
* * *Письмом Московского таможенного управления № 01-58-02/367 от 12.01.98 таможенным органам предписывается не производить таможенное оформление товаров и транспортных средств без представления подтверждения отделов таможенных платежей таможен об отсутствии задолженностей по уплате таможенных платежей.
* * *Приказом Московской южной таможни Московского таможенного управления № 16 от 27.01.98 в целях исключения случаев необоснованного предоставления льгот по уплате таможенных платежей предписано производить обязательную регистрацию в отделе товарной номенклатуры и происхождения товаров (ОТНиПТ) Московской южной таможни (МЮТ) сертификатов происхождения формы «СТ-1» на товары, перечисленные в приложении 2 к указанию ГТК РФ № 01-14/677 от 29.05.97 (в приложение входят «Машины для автоматической обработки информации и их блоки:», «Части и принадлежности к машинам, указанным в товарной позиции 8471:» (коды товара по ТН ВЭД СНГ 8471 и 8473 30 000 соответственно). Регистрация сертификатов происхождения производится только при представлении следующих документов: а) копии ГТД, зарегистрированной в установленном порядке на таможенном посту и заверенной ЛНП должностного лица ОТОиТК таможенного поста; б) товаросопроводительных документов (товарно- транспортные накладные, коносаменты, инвойсы, счета- фактуры, упаковочные листы) — оригиналов или копий, заверенных ЛНП должностного лица ОТОиТК таможенного поста; в) акта таможенного досмотра и образцов товаров, изъятых при досмотре; г) описи документов, представляемых при таможенном оформлении. Кроме того, в отдел в обязательном порядке представляется комплект копий всех перечисленных документов.