Прошедший год по праву можно считать годом заметных перемн на рынке портативной техники. Первый факт, который следует отметить, — смена лидера в пятерке ведущих мировых производителей мобильных компьютеров. Три года возглавлявшую этот список компанию Toshiba оттеснила на второе место фирма Compaq. Борьба между ними не утихала никогда, но в 1997 г. она приобрела особенно острый характер. Уже в первые месяцы Compaq обошла своего конкурента по объемам розничных продаж, но Toshiba, выпустив в первом полугодии ряд новых моделей и последовательно снижая цены на свои ПК-блокноты, смогла вернуть свою долю рынка и удержать ведущую позицию.
Compaq ответила в августе выпуском серии новых ноутбуков Presario, которые имели огромный успех у розничных покупателей и значительно улучшили положение фирмы на рынке. В результате Compaq уже осенью стала «номером 1» среди продавцов мобильных компьютеров. О том, насколько драматично складывалась ситуация в этом соревновании, свидетельствуют данные объемов продаж ПК-блокнотов на рынке США, представленные исследовательской фирмой Computer Intelligence (CI) (табл. 1), из которых видно, что перелом в соперничестве двух фирм наступил на рубеже августа—сентября.
Реселлеры за океаном уже не раз упрекали Toshiba в недостаточной поддержке и нестабильной поставке портативных компьютеров, хотя признавали их отличное качество. Значительные трудности возникали, в частности, при продажах наиболее дорогих моделей высококлассных ПК серии Tecra. Во второй половине года эта негибкая политика по отношению к партнерам обернулась для фирмы потерей первого места на рынке. Причем, по данным CI, Compaq потеснила Toshiba как в канале розничных продаж, так и в дилерском канале.
Однако новый лидер не должен забывать, что, кроме ритейлового канала, ему следует поддерживать тесные связи с дилерским, так как другие его конкуренты из пятерки ведущих производителей традиционно ориентированы на клиентов корпоративного рынка и имеют обширный круг реселлеров, помогающих им расширять продажи портативных компьютеров.
Корпорация IBM, занимающая третье место, ранее не уделяла внимания розничному каналу продаж. Но в середине прошлого года она предприняла первые шаги по проникновению в этот сектор рынка, выпустив адресованный розничному покупателю дешевый ThinkPad 380. В ноябре 1997 г. с целью увеличения своей доли рынка за счет расширения дилерского канала сбыта она включила выпускаемые ею ПК-блокноты ThinkPad 770 в программу Authorized Assembler Program (AAP), в которой участвуют многие крупные реселлеры. Согласно этой программе, производитель направляет последним базовую конфигурацию ПК-блокнотов с процессором, а окончательную сборку (установку жесткого диска, памяти, накопителя CD-ROM, операционной системы и других компонентов) по желанию покупателя дилеры осуществляют самостоятельно. IBM может теперь предлагать конечным пользователям и бизнес-партнерам конфигурации и настройки, сравнимые по уровню с теми, которые используются в коммерческих настольных системах и ПК-серверах. Ранее Fujitsu уже объявила о подобной программе выпуска ноутбуков, однако IBM утверждает, что именно она первой применила эту схему в работе с реселлерами.
Список первых пяти наиболее активных участников рынка замыкают две фирмы — Dell Computer и Hewlett-Packard. Обе имеют солидный опыт поставки портативных компьютеров на корпоративный рынок. В 1997 г. высокие темпы роста продаж ПК-блокнотов Dell отмечены практически всеми наблюдателями. Так, за прошедший год, по данным IDС, прирост поставок ноутбуков с маркой Dell составил 77%. Причем если Hewlett-Packard придерживается традиционной формы работы через дистрибьюторов и дилеров, то Dell напрямую продает клиентам свои портативные ПК. В конце 1997 г. на рынке появилось несколько новых моделей с маркой Dell, позиционируемых как компьютеры для разных секторов корпоративного рынка — крупных корпораций, компаний малого и среднего бизнеса.
Стоит отметить, что фирма Toshiba с заметным опозданием отреагировала на потерю первого места на рынке ноутбуков, объявив, что вслед за Dell в апреле 1998 г. также начнет поставку корпоративным клиентам своих ПК-блокнотов Satellite и Satellite Pro, а затем развернет кампанию за возврат утерянного лидерства.
Не менее активным производителем ПК-блокнотов показала себя в прошедшем году компания Hewlett-Packard. В начале 1997 г. она обнародовала программу расширения спектра всех типов компьютеров. В соответствии с этой программой вся серия ПК-блокнотов была перепроектирована, и уже в 1998 г. компания планирует выпустить не менее девяти новых модификаций портативных компьютеров, что позволит ей к 2000 г. войти в лидирующую тройку изготовителей ноутбуков.
Как отмечают реселлеры — партнеры Hewlett-Packard, этот производитель, всегда лишь следовавший за технологическими лидерами рынка портативной техники, в 1997 г. не только развернул активную маркетинговую программу, но и вступил в жесткую ценовую войну, многократно снижая цены на свои мобильные ПК.
Другим заметным явлением 1997 г. стало исчезновение с рынка США «дешевых» ПК-блокнотов, которое наблюдатели расценивают как явное нежелание покупателей приобретать лишенные многих необходимых функций мобильные системы. По данным аналитиков, к концу года доля систем стоимостью менее 1000 долл. по сравнению с 1996 г. сократилась с 7,4 до 1,2%. Зато резко возрос объем продаж мобильных ПК в ценовом диапазоне 1—1,5 тыс. долл. — Доля таких систем поднялась до уровня 14,7%. При этом средняя цена проданных на американском рынке ноутбуков составила 2300 долл., т. е. осталась на уровне 1996 г.
Это объясняется тем, что в последний год процесс «вымывания» дешевых систем шел параллельно с технологическим совершенствованием основных компонентов ПК-блокнотов. В то же время цены на дорогие high end портативные системы и компьютеры среднего класса неуклонно и быстро снижались всеми без исключения производителями. Причем, в отличие от практики Toshiba, которая объявляла о снижении цен только при анонсе новых моделей, Compaq, Hewlett-Packard, Dell более низкие цены на ПК-блокноты связывали не с выпуском новинок, а с рыночной ситуацией. В результате, например, стоимость ноутбука Dell Latitude LM M166ST на американском рынке к ноябрю 1997 г. за 7 мес упала с 3999 до 3199 долл., а в декабре цены на эту модель были снижены еще на 10%.
В этой противоречивой динамике — вытеснении «дешевых» функционально неполных моделей при снижении цен на современные системы — второй процесс идет явно активнее, что объясняется стремлением производителей заполучить как можно большую долю рынка. В декабре появились первые предположения о том, что в начале 1998 г., по аналогии с настольными системами, производители выпустят новые ПК-блокноты стоимостью менее тысячи долларов. Ориентированные на продажу студентам и учащимся школ такие ноутбуки могут комплектоваться процессором Pentium 133 МГц, 16 Мбайт EDO-памяти, жестким диском емкостью 1 Гбайт, цветным экраном с пассивной матрицей, накопителем CD-ROM с 10-кратной скоростью и батареями, способными поддерживать автономное функционирование компьютера в течение 1,5 ч. Подобное предположение полностью подтвердилось. Уже 2 февраля Acer объявила об очередном снижении цен на свои портативные компьютеры — модель Extensa 391C, оснащенная процессором Pentium MMX 133 МГц, 16 Мбайт памяти, жестким диском емкостью 1,6 Гбайт и 12,1-дюйм экраном с активной матрицей (АМ), оценена всего в 1199 долл. А в первых числах марта Compaq объявила о снижении цен на всю серию ноутбуков Armada, в результате которого одна из моделей Armada 4131T с процессором Pentium с 133 МГц и 12,1-дюйм АМ-экраном стала продаваться за 999 долл. Менее двух лет назад ноутбуки такой конфигурации стоили около 4 тыс. долл.
Стоит также отметить еще одну особенность прошедшего года. В 1997 г., наконец, четко обозначились сегменты рынка портативных компьютеров. Ранее все они обычно предлагались как средство обработки информации и связи с удаленными базами данных для «мобильных» пользователей, а технологические особенности отдельных моделей представлялись как достижение конкретного производителя. В прошедшем году каждая из фирм анонсировала выпуск новых моделей, соотнося их с одним из четырех классов, сложившихся на рынке.
Класс 1 — «полноценная замена desktop’а для корпоративного пользователя». Если прежде мобильные ПК проигрывали настольным системам по многим показателям: производительность их была ниже, экраны меньше и худшего разрешения, емкость средств хранения данных была недостаточна, то уже в ноябре на осенней выставке Comdex’97 появились высококлассные «мега-ноутбуки», которые ни в чем не уступали средним настольным системам.
Этому немало способствовала Intel, выпустив в начале сентября новые версии процессоров Pentium с технологией MMX. Новые процессоры ориентированы на применение в портативных ПК (специальный корпус, низкий уровень рассеиваемой мощности), а повышенные тактовые частоты (200 и 233 МГц) позволили создавать на их основе мобильные системы высокой производительности.
К таким «мега-ноутбукам» можно отнести IBM ThinkPad 770 с процессором Pentium 233 МГц, 14,1-дюйм АМ-экраном, жестким диском емкостью 5 Гбайт и накопителем DVD-ROM. Еще один вариант «мега-блокнота» представила фирма DEC, выпустив ноутбук HiNote Ultra 2000 с таким же 14,1-дюйм дисплеем.
Столь большие экраны в этих портативных ПК смогли появиться благодаря интенсивным разработкам фирм—производителей ЖК-матриц — NEC, Samsung, Sharp, Toshiba и других, которым удалось решить основные проблемы их производства. Например, на осенней выставке Comdex’97 IBM, Samsung и Mitsubishi продемонстрировали 14- и 15-дюйм ЖК-дисплеи, стоимость которых составляла от 1,5 до 2,5 тыс. долл. Аналитики компании Stanford Resources считают, что в течение 1998 г. цены ЖК-матриц и дисплеев должны резко снизиться, и потому спрос на них возрастет.
Но исследования в области повышения эффективности плоскопанельных экранов не прекращаются. На той же выставке фирма Toshiba представила 12,1-дюйм экран ноутбука, созданный на основе новой технологии «низкотемпературного аморфного кремния» (LTPS). Она позволяет резко упростить электронные схемы, управляющие изменением потока света в отдельной ячейке, а также повысить яркость и степень разрешения. Кроме того, такие экраны значительно легче, тоньше, более надежны и намного проще в производстве — их себестоимость может быть снижена на 60% по сравнению с выпускаемыми сейчас АМ ЖК-дисплеями. Компания продемонстрировала также 15-дюйм TFT дисплей для ноутбука, оснащенный цифровым интерфейсом с ПК, что упрощает схему обработки потока данных, выводимых на экран. И хотя производитель не рискнул оснащать свои высококлассные ПК-блокноты серии Tecra подобными панелями, возможно, в ближайшее время Toshiba выпустит high end системы с новыми большими экранами, эквивалентными 17- и 19-дюйм мониторам.
Объявление Intel в начале года нового «мобильного» процессора Pentium MMX 266 МГц, естественно, было подхвачено такими компаниями как Compaq, Dell, Digital Equipment, Toshiba, Gateway 2000, которые поспешили анонсировать новые, еще более производительные модели портативных ПК. В табл. 2 представлены показатели некоторых из них.
Во всех «мега-ноутбуках» наряду с процессорами Pentium 266 МГц применены жесткие диски большой емкости, накопители CD-ROM с 20-кратной скоростью чтения и встроенные модемы со скоростями передачи данных до 52 кбит/с, а в ПК-блокнотах Digital HiNote встроенные модемы объединены с адаптерами LAN Ethernet.
Создатели таких систем считают, что на рабочем месте вообще не нужно иметь настольный компьютер — пришел, соединил ноутбук с портом-репликатором или станцией расширения и работай. Уходишь — уноси с собой компьютер. Правда, подобные «переносные» замены desktop’ов обладают рядом недостатков — работа с очень большим экраном, расположенным непосредственно перед пользователем, большой вес и габариты. Да и приобрести подобные ПК может лишь ограниченный круг лиц. Кто в состоянии заплатить от 6 до 8 тыс. долл. за такой ноутбук?
Поэтому в 1997 г. на рынке появился другой, более дешевый класс ноутбуков — «все в одном». Эти ПК-блокноты производители считают наилучшим решением для малых и средних компаний. В таких ноутбуках есть все необходимые компоненты — достаточно емкие жесткие диски, накопители CD-ROM, флоппи-дисководы, а производительность системы при менее мощных процессорах Pentium 166 МГц, часто используемых в этой группе ноутбуков, обеспечивает установка 16—32-Мбайт ОЗУ. Типичный представитель такого класса мобильных систем — IBM ThinkPad 380ED, в котором (в зависимости от модели) используются процессоры Pentium MMX 150—166 МГц, расширяемая от 16—32 Мбайт оперативная EDO-память, 12,1-дюйм экран (TFT или DSTN), в корпусе установлены флоппи-дисковод, накопитель CD-ROM с 10—20-кратной скоростью и жесткий диск емкостью до 5,1 Гбайт. Подобные модели представляют на рынке Compaq (Presario SB), Toshiba (Satellite Pro 480CDT и Tecra 530 CDT), Dell (Latitude LM), Hitachi (VisionBook Elite), Acer (Extensa 390) и др. Цены на них колеблются от 1800 до 2500 долл., и, по наблюдениям аналитиков из фирмы PC Data of Reston, осенью прошлого года в этом классе портативных ПК наблюдался пик продаж — их доля возросла до 34%.
Утвердилась на рынке и еще одна разновидность мобильных ПК — «сверхлегкие и ультратонкие» ноутбуки, о чем свидетельствует стремление выпускать модели такого класса не только brandname фирмами, но и малоизвестными производителями. Так, в январе полностью мультимедийный ПК-блокнот толщиной 3,8 см с 13,3-дюйм АМ-дисплеем на американском рынке анонсировала фирма Seanix Technology.
Однако несомненным лидером в этом классе портативных систем по праву считается разработанный совместно фирмами Hewlett-Packard и Mitsubishi ПК-блокнот (HP выпустит его под маркой Omnibook 3000, а Mitsubishi — Pedion), масса которого около 1,4 кг при толщине 1,78 см. Разработчики из Hewlett-Packard так объясняют его появление: «Эти системы предназначены для руководителей больших корпораций, которым необходимо оптимальное сочетание компактности высокой производительности и больших функциональных возможностей».
По-видимому, подобного мнения придерживаются фирмы Compaq, Digital и Dell, создавшие свои версии «облегченных» портативных ПК Compaq Armada 4200, DEC HiNote Ultra 2000 и Dell Latitude CP M233ST. При толщине около 2,5—3 см и массе 1,8—2,4 кг они также оснащены мощными процессорами, емкими жесткими дисками и достаточно большими (12,1 и 13,3 дюйма) экранами.
В этом же ряду «ультрапортативных» блокнотов хорошо зарекомендовали себя ноутбуки серии Portege фирмы Toshiba и ThinkPad 560 IBM. Оба производителя выпустили уже не одну модификацию этих компьютеров, но подходили к их модернизации по-разному.
IBM, выпуская свой ThinkPad 560, постоянно стремилась представить его как ПК, насыщенный предельно мощными компонентами по формуле «сверхпортативность без компромиссов». 1996 г. — в компьютере использовался процессор Pentium 133 МГц, жесткий диск емкостью 1,1 Гбайт, 12,1-дюйм АМ-экран. В конце прошлого года в ThinkPad 560 уже применялся процессор Pentium 233 МГц, а емкость жесткого диска возросла до 4 Гбайт при сохранении прежних размеров (толщина корпуса 3,1 см) и масса (1,86 кг).
Успех среди различных групп пользователей, сопутствовавший этому ПК-блокноту, дал возможность IBM объявить, что в апреле фирма выпустит новую серию ноутбуков ThinkPad 600, которой будут присущи «сверхпортативность» (толщина корпуса не более 3,6 см) и высокая производительность high end систем. В них будут применены новые мобильные процессоры Intel Pentium II 233—266 МГц, 13,3—дюйм АМ-экраны и встроенные накопители CD-ROM нового формата 12,5 мм.
Иначе трансформировались ПК-блокноты фирмы Toshiba. Два года назад фирма также пыталась вместить в корпус Portege 660СТ (толщина 4,9 см, масса 2,5 кг) максимум функциональных возможностей при наивысшем качестве. Тогда, в середине 1996 г., этот ноутбук использовал самый быстрый по тому времени процессор Pentium 150 МГц, имел большой 11,3-дюйм АМ-экран с разрешением XGA при цветопередаче 64 тыс. цветов, жесткий диск емкостью 1,4 Гбайт, встроенный CD-ROM с 10-кратной скоростью и полный набор мультимедийных средств. Но в прошлом году Toshiba даже пошла на некоторое снижение функциональных возможностей ПК-блокнотов, справедливо полагая, что масса и размеры «ультраноутбука» — главное. В появившемся Portege 300СТ установили процессор Pentium MMX 133 МГц, жесткий диск емкостью 1,6 Гбайт, и оснастили его 10,4-дюйм АМ-экраном нестандартного «широкого» профиля с соотношением сторон 16:9. Это позволило уменьшить толщину ноутбука (до 3,7 см), его размеры и снизить массу до 1,7 кг, вплотную приблизив Portege 300СТ к представителям еще одной категории мобильных систем — «мини-ноутбукам».
Их первый образец появился благодаря усилиям инженеров фирмы Toshiba еще в 1996 г. Названный Libretto 50CT, он был создан как полноценный ПК, оттестирован для ОС Windows 95, и использовал процессор Pentium 75 МГц, жесткий диск емкостью 770 Мбайт, 6,1-дюйм АМ-экран, встроенные слот для карточек PC Card, звуковую плату и динамики. Словом, полнофункциональный ноутбук, но при размерах (21 x 11,5 x 3,4 см) и массе (0,85 кг), лишь немногим больших, чем у выпускавшихся тогда электронных записных книжек.
В 1997 г. появилась модификация Libretto 70CT, в которой применен более мощный процессор Pentium ММХ 120 МГц. Первоначально продаваемый только в Японии, этот «мини-ноутбук» летом прошлого года появился на рынках Америки и Европы. Но здесь он столкнулся с массой конкурентов. На осенней выставке Comdex’97 рядом с ним было выставлено сразу несколько моделей «мини-ПК». Mitsubishi представила свою модель Amity CN массой 1,1 кг с 7,5-дюйм усовершенствованным экраном DSTN. Фирмы Hitachi и Sony предложили посетителям оценить их VisionBook Traveler и PCG-505, имеющие несколько большие 10,4-дюйм АМ-экраны. Но у Hitachi «мини-ноутбук» массой 1,25 кг, а у Sony PCG-505 — всего 850 г. При этом конкуренты Libretto оснащены современными процессорами Pentium ММХ 133 МГц.
В дни проведения выставки фирма NEC заявила, что она в ближайшее время намерена начать производство и поставки своего варианта «мини-системы» под названием MobioNX, в которой применен процессор Pentium MMX 120 МГц. К сожалению, IBM практически не представляет информации о параметрах своего «мини-ноутбука» ThinkPad 535, который в настоящее время продается исключительно в Японии.
Статья подготовлена по заказу Экспертно-аналитического центра СК-Пресс.Таблица 1
Производители | Январь-97 | Июль-97 | Август-97 | Сентябрь-97 |
---|---|---|---|---|
Compaq | 23,9% | 20,8% | 22,1% | 28,8% |
Toshiba | 35,5% | 34,4% | 31,8% | 25,3% |
IBM | 20,9% | 22,4% | 14,1% | 18,2% |
Остальные | 19,6% | 22,3% | 32,0% | 27,7% |
Таблица 2
Компания | Марка ПК | Емкость HDD, Гбайт | Размер экрана, дюйм | Цена, долл. |
---|---|---|---|---|
Compaq | Armada 7792 | 5 | 13,3 | 5,699 |
Compaq | ArmadaDMT 7380 | 4 | 12,1 | 4,999 |
Digital | HiNote 2000 | 4 | 14.1 | 5,699 |
Digital | HiNote VP 745 | 4 | 13,3 | 4,599 |
Gateway 2000 | Solo 5100 | 4 | 14,1 | 4,399 |
Gateway 2000 | Solo 2300 | 3 | 13,3 | 3,699 |
HP | OmniBook 3000 | 4 | 13,3 | 3,999 |
Toshiba | 550CDT | 4 | 12,1 | 3,999 |
Dell | Inspiron 3000M266XT | 2,1 | 13,3 | 3,299 |