Общие расходы производителей аппаратного обеспечения на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), которых требует жесткая конкуренция в области компьютерной и информационной технологий, в 1997 г. резко возросли и не проявляют тенденции к снижению.
У двадцати компаний отслеживаемый по биржевому индексу CRN компаний, занятых в сфере высоких технологий, расходы на НИОКР выросли с 17,6 млрд. долл. в 1996 г. до 19,3 млрд. долл. в 1997 г. Тридцать пять процентов компаний увеличили долю отчислений на НИОКР по сравнению с предыдущим годом, 25% уменьшили ее, и у 35% — этот показатель не изменился.
На первом месте по отчислениям на НИОКР стоит Advanced Micro Devices, выделившая 467,9 млн. долл., или 20% объема продаж. За ней следуют National Semiconductor (15%), VLSI Technology (14%) и Silicon Graphics (13%).
По мнению аналитиков, увеличение расходов на НИОКР среди производителей компонентов аппаратного обеспечения отражает растущую конкуренцию в отрасли. Однако давление конкуренции неравномерно. Меньше других затратили на НИОКР производители ПК — Compaq Computer, Dell Computer и Gateway 2000; все они выделили на разработку продуктов менее 4% объема продаж.
Даже для IBM Corp., которая лидирует среди производителей по абсолютной величине расходов на НИОКР (4,9 млрд. долл. в 1997 г.), эта сумма составила менее 6% объема продаж, что, по меркам отрасли, довольно умеренно.
Наибольшее давление, по словам аналитиков, испытывают производители компьютерных компонентов, особенно полупроводниковых приборов. С 1996 г. изготовители микросхем, по некоторым оценкам, потратили на разработку более 75 млрд. долл., хотя их общий доход уменьшился на 5 млрд. долл.
Аналитики считают, что увеличение расходов на НИОКР с акцентом на технологические новшества уменьшает доходность всех компаний, кроме крупнейших. «Это не может продолжаться бесконечно, — сказал Тед Лафонтен, управляющий директор по исследованиям фирмы Dominick & Dominick. — Компании, поставляющие микросхемы по убыточным ценам, не удержатся в бизнесе. У многих южнокорейских компаний возникают проблемы в результате непрерывного роста затрат на НИОКР».
Давление ощущают и американские компании. Два крупнейших события 1997 г. в сфере производства полупроводников — приобретение компанией National Semiconductor фирмы Cyrix и передача DEC лицензии на производство своих процессоров Alpha компании Intel — свидетельствуют, по мнению аналитиков, что для прибыльности разработки, производства и сбыта микросхем необходимы большие масштабы производства и большие капиталовложения.
Но даже могущественной Intel есть повод задуматься. Хотя производительность полупроводниковых приборов растет экспоненциально, и некоторые аналитики считают, что число транзисторов на одной подложке в ближайшие годы увеличится с 10 до 120 млн., прибыльность микросхем будет падать, так как они используются в постоянно дешевеющих компьютерах.
«Законы физики работают против Intel, — сказал Лафонтен. — Если компания хочет сохранить нынешний уровень доходности, она должна искать продукты и рынки, где сможет понадобиться избыточная мощность ее микросхем».
Фирма VLSI Technology, поставляющая решения для телекоммуникационных систем, беспроводной связи, локальных и региональных сетей Gigabit Ethernet, и телевизионных приставок, считает, что у нее есть ответ. В последнее время она перераспределила свои исследовательские усилия в направлении нестандартизованных устройств, в частности — сотовых телефонов, большая часть стоимости которых приходится на заказные устройства, в том числе микросхемы.
«Мы вкладываем в наши микросхемы большие средства, — сказал Райева Лахри, вице-президент VLSI по НИОКР. — В беспроводных телефонах, компоненты для которых мы разрабатываем, стандартные межплатформные технологии типа Pentium II не используются. И инвестиции окупаются большой прибылью».
Там, где вложение средств в разработку продуктов не дает должного эффекта, некоторые компании избавляются от проектов, не приносящих прибыли или ведущихся в направлениях, в которых позиции компании в конкурентной борьбе слабы.
Примером такого подхода является DEC. В последние годы она сократила диапазон исследований, чтобы высвободить средства для четырех основных направлений: продукты для Интернета, программный инструментарий, а также клиентское программное и аппаратное обеспечение. Чтобы избежать соревнования с разработками более мощных компаний, в жертву были принесены не приносящие прибыли изделия, такие, как принтеры, диски, микросхемы и сетевые интерфейсные платы.
«Мы закрыли эти направления, чтобы сосредоточиться на стратегически важных для нас целях и иметь возможность выделить достаточно средств на НИКР для оставшихся направлений, — сказал вице-президент Digital по исследованиям и развитию Роберт Супник. Это укрепит наши позиции в конкурентной борьбе. — Такое решение отражает наше мнение, что НИОКР наиболее эффективны, когда они ориентированы на системные требования. Сегодня уже нельзя оставаться просто поставщиком компонентов».
Превращение поставщика компонентов в поставщика систем — характерно не только для DEC. Аналитики считают, что такая трансформация отражает растущую тенденцию, которой подвержены даже компании, традиционно ориентированные на поставку компонентов, а не систем, как Xerox, которая в последние годы сосредоточила свои усилия на разработке продуктов для интеграции в сети предприятий.
«Репрографические продукты Xerox — цветные цифровые сканеры, копировальные аппараты и принтеры — все больше интегрируются в сетевую корпоративную архитектуру, обеспечивая быстрое преобразование документов из печатного формата в электронный и наоборот», — сказал Марк Майерс, вице-президент Xerox.
Когда технологические достижения плохо вписываются в стратегическую модель компании, порой приходится искать новые направления разработки продуктов. Майерс сказал, что Xerox часто передает исследовательские проекты своей дочерней фирме New Enterprise Business, действующей независимо.
DEC также образует новые компании, если результаты исследований лежат в стороне от основного направления ее деятельности. Так, например, была создана компания Internet Exchange, занимающаяся новыми аппаратными и программными технологиями и обслуживающая 20-Гбит широкополосные сети и работающая более чем с 40 поставщиками услуг Интернета в северной части Калифорнии.
Лидеры по затратам на НИОКР среди производителей аппаратного обеспечения
(М — млн. долл., B — млрд. долл.)Компания | 1996 г. | % дохода | 1997 г. | % дохода |
---|---|---|---|---|
Advanced Micro Devices | 401,0 М | 21 | 467,9 М | 20 |
National Semiconductor | 349,9 М | 13 | 372,1 М | 15 |
VLSI Technology | 105,2 М | 12 | 98,4 М | 14 |
Silicon Graphics | 353,5 М | 13 | 479,1 М | 13 |
QMS | 11,3 М | 9 | 13,5 М | 11 |
Sun Microsystems | 653,0 М | 8 | 826,0 М | 10 |
Motorola | 2,4 B | 7 | 2,7 B | 9` |
Digital Equipment | 1,1 B | 8 | 1,0 B | 8 |
Hewlett-Packard | 2,7 B | 7 | 3,1 B | 7 |
Intel | 1,8 B | 8 | 2,3 B | 7 |
Источник: отчеты компаний.