Конец зимы в Санкт-Петербурге был богат событиями на рынке ИТ. Назовем прежде всего выставку систем связи и телекоммуникаций «Норвеком». Помимо семинаров и других мероприятий, проводимых в рамках самой выставки, можно отметить конференцию «Решения для комплексной автоматизации предприятий», организованную санкт-петербургским журналом Read.me, а так же семинар компании Elko, представившей новейшую продукцию Intel и Western Digital.
Едва приехав в Санкт-Петербург, любой москвич непременно принимается сравнивать. Особенности петербургского рынка по сравнению с московским видны сразу. Московский — рынок всей страны, питерский — Cеверо-Запада и Балтии. Отличительной чертой местного рынка считают кулуарность (все всех знают), ограниченность средств и близость финской границы. Сами же петербуржцы говорят, что в Москве «крутится» 50% всех российских денег; что дилерам, скажем, из Красноярска куда проще приехать в Москву и закупить там все, чем тащиться в далекий (?) Санкт-Петербург; что местная фирма, создав филиал в Москве, вскоре сама становится подобна филиалу своего московского отделения и т.д.
С точки же зрения обывательской, Москва — действительно перекресток торговых путей, но ведь Санкт-Петербург — «окно в Европу»!
«Норвеком»: каждому свое
Пятая по счету выставка «Норвеком», проводимая компанией «Ростек», оказалась достаточно представительной и шумной. Около 200 отечественных и зарубежных компаний, работающих не только в области телекоммуникаций, но и в иных сферах ИТ; многочисленные посетители самого разного толка — от представительных «корпоративных клиентов» и вездесущих студентов до случайной публики, охотящейся за пакетами и шариками. Кстати, последний вид посетителей на московских выставках уже вымер, сказывается столичная пресыщенность. Отличий от московских выставок здесь тоже предостаточно. Прежде всего, несмотря на определенную специализацию выставки, здесь присутствовало немало фирм иного направления — просто для того, чтобы отметиться. Мнения участников о выставке — самые разные. Так заместитель генерального директора компании «Метроком» Виктор Шмытинский полагает, что: «Операторы уже не просто участвуют в выставке, а представляют свои последние достижения. Замечательно, что здесь не только структуры «Телекоминвеста», но и компании, созданные без ПТС и иных государственных структур. Это показывает, что уже сформировано поле для нормальной конкуренции». Специалист, работающий на стенде компании «Эдванс», на вопрос, чем отличается эта выставка от предыдущей, ответил: «Для меня все настолько одинаковое...» Генеральный директор компании MCS Бронислав Горелик откровенно заявил: «К этой выставке мы отнеслись как к имиджевому мероприятию — если тебя тут нет, про тебя забывают. В Питере вообще ситуация с выставками плохая. Цены очень высокие (порядка 30 млн. мы отдали за этот хиленький стендик), все друг друга знают, выставки почти неэффективные, организация безобразная, даже по сравнению с Москвой».
Бронислав Горелик — о кулуарности санкт-петербургского рынка:
«Здесь все друг друга знают, причем еще по школе. Если посмотреть на тех, кто возглавляет питерские компьютерные компании, — то это либо выпускники 30-й математической, либо 38-й физической, либо 239-й физико-математической. Впрочем, выпускников этих заведений можно увидеть и среди тех, кто возглавляет некоторые департаменты в администрации президента США, в Международном валютном фонде...»
На выставке имело смысл познакомиться с чем-то отличным от Москвы. И хотя метрополитен — явление привычное, санкт-петербургская компания «Метроком» умудрилась представить нечто присущее только их городу.
Начав пять лет назад как оператор, предоставляющий широкополосные волоконно-оптические каналы связи, «Метроком» сейчас ведет работы с корпоративными сетями, с Интернетом, с каналами телевидения. Направления деятельности просто трудно перечислить, поэтому стоит отметить некоторые своеобразные начинания. Так, все банки Петербурга охвачены волоконно-оптической сетью «Метроком» в системе электронных торгов. Это единственная в России сеть подобного рода, работающая в режиме он-лайн. (Следует учесть, что «Метроком», чьими учредителями стал петербургский метрополитен и американская корпорация «Эндрю», — практически муниципальная структура, и ее кабели на 85—90% проходят в прекрасно защищенных каналах метро). И разумеется, все, что связано с автоматизацией в метро, — забота «Метроком». Стоит остановиться на сети для использования магнитных карт для прохода в метро и таксофонов, которые также работают в этой сети и установлены прямо в переходах и на платформах. Исключительным своеобразием отличается и еще одна система — игровых автоматов. По словам г-на Шмытинского, это единственная в мире сеть, где люди могут заниматься игровым бизнесом на любой станции метро, тем самым играя со всем городом. Сеть использует компания «Русское радио», к игре приглашают автомобилистов всего города. Таким образом, возможный выигрыш еще увеличивается, ведь чем больше участников, тем больше максимальная сумма. Правда, объединенные в сеть автоматы есть еще в одном городе — в Лос-Анджелесе, но там они почему-то не в метро, а в специальном здании. Но отечественных специалистов это не смущает, они предлагают подсоединиться к этому зданию, благо до этого города есть прямые оптоволоконные каналы, созданные компанией AT&T совместно с «Метроком».
На вопрос о дилерах почти все петербургские компании отвечают крайне уклончиво и названий стараются не произносить — то ли боятся сглазить, то ли опасаются, что дилеров переманят.
В выставочном зале был торжественно, как памятник вождю или урна для голосования, выставлен специальный сенсорный монитор для входа в Интернет. Подобные компания «Метроком» предлагает установить в общественных местах города.
На «Норвекоме» был весьма распространен такой вариант: московская компания — петербургские дилеры. Так, на стенде компании «Компас-Р», занимающейся дистрибуцией систем радиосвязи (партнер японской фирмы), работали специалисты местной компании «Сайлекс». Владимир Суровицкий — ее генеральный директор — выставкой вполне доволен, и считает, что сейчас самое время представлять новую технику — происходит смена технологий, и все старые клиенты обращаются вновь в связи с модернизацией оборудования. Клиентов немало: и налоговая полиция, и службы МЧС города, и автотранспортные предприятия и т.д. При этом весьма отрадно, что «Компас-Р» старается создать в регионе твердую дилерскую сеть. А насколько удалось понять, с твердыми дилерами на северо-западе непросто.
Практически все компании, занимающиеся телекоммуникационным оборудованием и телефонией, отмечают резкую активизацию рынка. Именно сейчас здесь начали покупать, причем по-серьезному. Может быть, поэтому компания «Марвел» познакомила местную публику с новейшей техникой фирмы Ericson — мобильным телефоном SH 888 и устройствами для офисов — GC 25 (факс-модем) и MC 16 (карманный компьютер, телефон, модем) еще до того, как они были представлены в Москве.
«Светлое время» для системных интеграторов
Серьезную активизацию санкт-петербургского рынка ИТ отмечает и менеджер по маркетингу и рекламе компании «Гэлэкси СПб» Наталия Гущина и объясняет ее прежде всего тем, что в городе наконец-то появились деньги.
«Гэлэкси Спб» — местное представительство «Нового Атланта». Список внедрений модулей системы «Галактика» в Северо-Западном регионе весьма внушительный. Достаточно привести несколько названий производственных предприятий: «Химволокно», «Потешный промысел», «СКБ Котлостроения», «Павловский завод», «Выборгский пивзавод» и т.д. Так что покупательная способность питерских фабрик и заводов явно повысилась. И не зря редакция Read.me в период проведения выставки организовала конференцию «Решения для комплексной автоматизации предприятий» (серийное и непрерывное производство).
Спонсорами выступили Acer, «АйТи», SOCAP, Sun Microsystems. К сожалению, в число докладчиков входили только представители фирм-интеграторов, разработчиков систем или производителей оборудования. Были и специалисты по консалтингу. Вот только от заказчиков никто не выступал, хотя «производственников» в зале было достаточно. В обсуждениях за «круглым столом» клиенты реальные и потенциальные тоже практически никак себя не проявили — наверное, устали. Впрочем, информации они получили достаточно. Темы докладов были разделены по трем направлениям, названия которых были традиционны: «Комплексная автоматизация предприятий», «Предпроектный консалтинг», «Базовые технологии и автоматизация». Стоит отметить выступление Марии Ильиной, рассказавшей о системах ERP (планирование ресурсов предприятия), которые призваны помочь отечественным заводам и фабрикам наконец-то соотнести свои представления о производстве с «индивидуальными особенностями клиентов». Короче говоря, производить то, что будет покупаться, и ровно столько, чтобы не произошло затоваривания. Представленная фирмой TopC система BAAN порадовала присутствующих тем, что помимо бизнес-процессов поддерживает и проектно-конструкторские работы. А петербургская компания «Би Питрон» постаралась разобраться наконец-то с управлением подготовкой производства машиностроительного предприятия, что позволяет сделать система «Технокласс 2000».
Питерские сборщики вблизи
В Санкт-Петербурге существует не одна компания, занимающаяся сборкой специализированной компьютерной техники для различных видов производств, транспорта и т.д. Не зря в разговоре с генеральным директором MCS Брониславом Гореликом прозвучали такие слова: «Питерский рынок намного беднее деньгами, но богаче промышленными предприятиями».
Наталия Гущина о санкт-петербургском рынке ИТ:
«Сейчас для всех фирм, которые занимаются автоматизацией в нашем городе, светлое время. У клиентов появились деньги. Сему немало способствует то, что город получает субсидии от Европейского банка реконструкции и развития. К тому же открылось немало представительств иностранных компаний и совместных предприятий. Это заметно хотя бы по выставке. Инвестиционные проекты дают возможность предприятиям подниматься, а никакое развитие не возможно без реструктуризации и автоматизации».
В старину Санкт-Петербург был городом чиновников (вот где корпоративный клиент!). Нынче чиновники в Москве. Что же касается большего количества промышленных предприятий, то здесь, скорее всего, идет речь о «доселе сохранившихся». В Москве народ с них просто быстрее разбежался. То есть это все тот же корпоративный рынок (ВПК). Но есть и особенность — близость морских просторов. Так, компания MCR поставляет технику «для тяжелых условий эксплуатации, для всего, что движется, плавает, ныряет». Их компьютеры обслуживают очистные сооружения на острове Белый, целлюлозно-бумажные комбинаты, НПО «Аврора», железную дорогу. Особая статья — техника для спецприменений. На отсутствие клиентов не жалуются. В этой же нише на питерском рынке активно работают «Прософт», «Эврика», «Ниеншанц».
На петербургском компьютерном рынке предполагают наличие 500 фирм, но реально заметны — 50—70. И если столь большой интерес к специализированной технике — особенность местного рынка, то компаний, занимающихся сборкой традиционных ПК, тоже немало. Московская дистрибьюторская фирма Elko решила серьезно исследовать этот вопрос, выехала вместе с партнерами (Intel, Western Digital) в город на Неве и пригласила на свой семинар питерских сборщиков. Из участников семинара можно назвать «Хи-квадрат», Erimex, Ramec, «ПТФ Инсэл», «Альфа-компьютер», «Вега-компьютер», «Свега-Про» и ряд других. Генеральный менеджер Elko Александр Будилов рассказал: «Это наша первая крупная акция в Санкт-Петербурге. Надо сказать, что у нас пока нет регулярных и объективных сведений об этом рынке. Он достаточно своеобразный, закрытый — быть может, из-за особого менталитета людей, быть может, из-за особого воздуха северной столицы».
Представитель Intel Corp. Дмитрий Хмель, знакомя слушателей семинара с новейшими продуктами Intel, строил предложения весьма своеобразно: «Поднимите руки те, кто знаком с последними разработками компании в области сетевого оборудования», — и т. д. То есть г-н Хмель тоже старательно изучал и прощупывал своих настоящих и будущих партнеров.
А сами «настоящие и будущие» чувствовали себя, пожалуй, куда увереннее приезжих.
Господин Снопко, коммерческий директор «ПТФ ИНСЕЛ», беседуя с представителем компании Intel, между прочим, поинтересовался: «Почему бы вам не открыть в нашем городе завод?» Дмитрий Хмель не выказал особого удивления по поводу вопроса и лишь заметил, что с заводом стоит несколько повременить и все обдумать, дороговато обойдется это предприятие. И все же не было в его голосе железной нотки отрицания. Может быть, потому, что в холле Невского Палас-отеля, где проходил семинар, девушка играла на арфе (в Москве такого до сих пор не наблюдается). А пока компания «ПТФ ИНСЕЛ» чаще всего приобретает комплектующие на «сером рынке», так как «цивилизованный» здесь держит слишком высокие цены — в Москве с таможней умеют разговаривать по-другому. И все же в спокойном тоне вопроса господина Снопко чувствовалось — отсюда Европа ближе...