Возможно, она будет разделена или продана

Начиная с сентября прошлого года компания Lucent Technologies несет убытки и, похоже, до конца этого года положение ее вряд ли изменится в лучшую сторону. В прошлом квартале валовая прибыль составила всего 17%, в то время как два года назад этот показатель был на уровне 49%. Объем наличных средств понизился до 1,4 млрд. долл. по сравнению с 3,8 млрд. долл., зафиксированных еще три месяца назад. Для того чтобы удержаться на плаву, компании пришлось заняться продажей своих активов.

В ближайшее время Lucent надеется продать свое подразделение по выпуску волоконно-оптического и кабельного оборудования. По оценкам специалистов, в 2000 г. это подразделение компании принесло около 2 млрд. долл. дохода, а в текущем году его рост может составить почти 40%. Но, несмотря ни на что, Lucent готова от него отказаться. Выручка от продажи может составить от 5 до 8 млрд. долл., что позволит компании выровнять свое финансовое положение.

Помимо этого, вот уже несколько месяцев Lucent пытается найти покупателей на свои заводы в штатах Огайо и Оклахома, производящие коммутационную аппаратуру и средства беспроводной связи, на которых занято более 9 тыс. человек.

Еще в январе главный управляющий Генри Б. Шахт объявил о планах консолидации компании, преследующих цель слить 11 существующих подразделений Lucent в четыре новых. Но, несмотря на последовавшие увольнения (10 тыс. человек, или 9% персонала) и получение кредитной линии в размере 6,5 млрд. долл., некогда процветающая телекоммуникационная компания так и не выбралась из тупикового положения.

По сравнению с лучшими котировками за последние 52 недели, когда стоимость акций Lucent достигала 67 долл., сегодня их цена упала почти до уровня 1996 г., когда Lucent отделилась от AT&T и за ее акции предлагали всего по 7 долл.

В 1996 г., после обретения независимости, основной задачей компании считалось расширение ассортимента предлагаемой продукции и услуг, и никто и не говорил о том, что необходимо сконцентрироваться лишь на нескольких перспективных направлениях. В других компаниях, поставляющих коммуникационное оборудование и услуги, рассуждают иначе. "Мы приобретаем наилучшую технологию и стараемся самостоятельно интегрировать ее в наши решения, - пояснил Ричард Г. Элленбергер, главный управляющий компании Broadwing. - На мой взгляд, одному производителю очень трудно лидировать по всем категориям оборудования".

Однако в Lucent придерживаются другой стратегии. Руководство компании заявляет, что не так важно иметь какой-либо уникальный продукт или технологию, намного важнее предложить телефонным компаниям полный спектр услуг, включая сетевые решения и услуги по установке и обслуживанию оборудования. Но, по мнению многих наблюдателей, на деле оказывается все наоборот: многие заказчики Lucent приобретают основные виды оборудования у ее конкурентов. Такая тенденция особенно характерна для быстро развивающегося рынка оптического оборудования и Интернет-маршрутизаторов. Например, компания Verizon Communications, будучи одним из крупных клиентов Lucent, все же закупает маршрутизаторы у Cisco Systems.

Первая пятерка производителей телекоммуника
КомпанияОборот в 2000 г., Оборот в 1999 г., Рост, %
млрд. долл.млрд. долл.
Nortel29,921,041,6
Ericsson27,724,015,4
Nokia27,220,135,4
Lucent*25,833,8-23,5
Cisco23,915,059,3

*Без учета компании Avaya; совокупный оборот составил бы 33,23 млрд. долл.
Источник: Gartner Dataquest.

По мнению обозревателей, Lucent уступит свои лидирующие позиции на рынке коммуникационного оборудования, если ей не удастся предложить конкурентоспособную продукцию. "К концу года Lucent может скатиться с первого на третье или четвертое место", - считает Стивен Д. Леви, аналитик компании Lehman Brothers.

Все упреки в распылении сил и нежелании сконцентрироваться на одном-двух важных направлениях руководство Lucent отвергает, будучи уверенным, что конкуренты, бросившие все свои силы на какое-то одно "модное" направление, долго не выдержат и в итоге потерпят фиаско. Как заверяет Шахт, "в долгосрочной перспективе выжить смогут лишь те компании, которые предложат полный спектр услуг для больших телефонных компаний".

Руководство Lucent настаивает на правильности занимаемой позиции. Оно считает, что трудности на телекоммуникационном рынке продлятся недолго, но за этот период спада многие недавно народившиеся компании не выдержат конкуренции и обанкротятся, а на рынке останутся лишь сильнейшие игроки. Выживут только такие, как компания Verizon и ей подобные телефонные гиганты, которые являются основными заказчиками Lucent.

Упрекают Lucent и в отсутствии свежих идей и принципиально новых продуктов. Но разработка и внедрение новых технологий сейчас для компании весьма затруднительны. За последние месяцы ей пришлось принять ряд жестких мер экономии, и это может негативно сказаться на программах по созданию новых технологий. В последнем квартале компания смогла выделить на научно-исследовательские работы лишь 17% общего дохода, в то время как всего три месяца назад эта доля составляла 23%. По мнению аналитиков, к концу сентября бюджет Lucent на исследовательские проекты упадет до 15%. Однако в Lucent заявляют, что намерены вернуться к традиционному для компании уровню этих расходов, которые в прежние времена не превышали 12%. Для сравнения: в Nortel в прошлом году бюджет НИР составлял 13% оборота.

Шквал проблем, обрушившийся на Lucent, может привести к полному развалу компании. И хотя кредитная линия хоть как-то может предотвратить банкротство, рыночная капитализация активов заметно падает и подходит к 30 млрд. долл. В результате Lucent может быть продана либо полностью, либо по частям таким конкурентам, как Siemens или Alcatel.

Наиболее активную позицию занимает французская компания Alcatel. Первые слухи о слиянии двух компаний появились в апреле, однако представители обеих компаний не дают никаких комментариев по этому поводу. Теперь очевидно, что на деле речь идет не о слиянии равных, а о возможной покупке Lucent, хотя рыночная стоимость Alcatel лишь ненамного больше, чем у Lucent, - 39,5 млрд. долл. Если бы эта сделка состоялась, то на рынке телекоммуникационного оборудования появился бы новый гигант с рыночной капитализацией более 70 млрд. долл. и персоналом 250 тыс. человек.

P. S. В 20-х числах мая между Alcatel и Lucent велись интенсивные переговоры, и шансы заключения сделки оценивались как 50:50.

Однако 29 мая было неожиданно объявлено о прекращении переговоров. Компании не комментируют причины этого, но, по косвенным данным, их руководители, согласовав цену - 23,5 млрд. долл., не смогли договориться о принципе.

Lucent рассматривала сделку как слияние равных с сохранением своего руководства над объединенной компанией, а Alcatel - как приобретение Lucent и соответственно установление собственного руководства в будущей компании.

Но, возможно, это еще не конец истории...

Alcatel серьезный покупатель

Для компании Alcatel, а тем более для ее главного управляющего Сержа Чурука, приобретение крупной компании - дело не новое. Он уже не однажды пробовал себя на поприще кризис-менеджера, и каждый раз это ему удавалось. В середине 80-х он взялся за реструктуризацию французского нефтехимического концерна CDF Chemie, у которого убытки составляли около 500 млн. долл., а через несколько лет рыночная капитализация химического гиганта достигла почти 5 млрд. долл. Подобных успехов С. Чурук добился и с нефтедобывающей компанией Total SA. За пять лет работы он смог увеличить ее рыночную капитализацию более чем в четыре раза.

В компанию Alcatel-Alsthom SA (прежнее название Alcatel) Чурук пришел в 1995 г. и немедленно взялся за перестройку огромного конгломерата, имевшего десятки дочерних компаний и выпускавшего практически все: начиная с батареек и кончая пассажирскими судами. Чурук выработал новую стратегию развития компании, которая отныне сосредоточилась на телекоммуникационном оборудовании.

За последние годы Alcatel приобрела ряд фирм-изготовителей телекоммуникационного и сетевого оборудования в Северной Америке, включая американскую компанию DSC Communications и канадскую Newbridge Networks.

В результате Alcatel значительно увеличила ассортимент своей продукции. Сегодня компания занимает уверенные позиции на рынке оборудования для операторов связи, средств широкополосного доступа и оптических устройств. В прошлом году доходы Alcatel от продажи телекоммуникационного оборудования составили около 75% ее оборота.

Кризис, постигший многие американские компании, в гораздо меньшей степени коснулся европейских производителей, и Alcatel, получающая всего 22% доходов на рынке США, может теперь воспользоваться трудным положением заокеанских конкурентов.

Покупка Lucent сулила бы определенные выгоды Alcatel - она сможет использовать инфраструктуру беспроводного оборудования Lucent, которое базируется на другой технологии. Благодаря этому положение Alcatel на рынке коммуникационных услуг заметно улучшится, и она сможет выступать более уверенно в таких странах, как Китай. К тому же некоторые подразделения Alcatel, и в первую очередь производящие волоконно-оптическое оборудование, смогли бы воспользоваться широкой сетью сбыта Lucent.

Распад? поглощение? Или...

Продажа подразделений Lucent порождает самые различные комментарии аналитиков. Одни полагают, что распад Lucent неизбежен, другие уверены в том, что компания будет поглощена если не полностью, то по частям. Но сделки по продаже отдельных подразделений Lucent явно вызовут интерес в антимонопольных комиссиях как в Европе, так и в США. Например, по мнению экспертов, если волоконно-оптическое подразделение Lucent приобретет компания Corning, то новая объединенная компания будет контролировать почти половину мирового рынка волоконно-оптической кабельной продукции.

Не меньший интерес для покупателей представляет и другое подразделение Lucent, компания Bell Laboratories. Однако она задействована в выполнении ряда проектов, затрагивающих сферу национальной безопасности США, и можно предположить, что европейским покупателям, таким, как Alcatel, придется столкнуться с противодействием государственных структур США.