Слово «факторинг» происходит от английского factor — посредник. Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX в. в США. Они выполняли функции агентов немецких и английских поставщиков одежды и текстиля. В силу больших расстояний между населенными пунктами и различий в законодательствах разных штатов эти компании предоставляли разнообразные финансовые услуги производителям и поставщикам. Так, торговые агенты гарантировали оплату всех товаров, продаваемых от имени поставщика, даже в случае если клиент оказывался неплатежеспособным. В качестве компенсации за риск они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика.
Европейский факторинг начал развиваться к 50—60 гг. XX в. В это время в Европе по ряду товарных групп стал формироваться устойчивый «рынок покупателя». В этих условиях посредники, которые определяли основные условия сделок, настаивали на использовании рассрочки платежа. Многие из них испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем расплачиваться с собственными поставщиками. Таким образом, они гораздо охотнее пользовались не банковским, а коммерческим кредитом. При этом поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и часто просто не могли предоставить рассрочку платежа.
Факторинг помог решить возникшую проблему. Финансирование продавцов сразу после отгрузки товара в размере до 85—90% от суммы поставки позволяло поставщикам предоставлять покупателям значительные рассрочки платежа. Предложения таких компаний оказывались наиболее интересными рынку, спрос на их продукцию рос, а одновременно с продажами росло и финансирование поставщиков. Таким образом, факторинг стал средством, которое способствовало росту новых фирм, укреплению связей между поставщиками и покупателями, насыщению товарных рынков конкурентоспособной продукцией.
В начале 60-х гг. экспансия американских товаропроизводителей в Западную Европу привела к активизации деятельности европейских факторинговых компаний. Были созданы три крупнейшие факторинговые ассоциации: International Factors Group (IFG), Factors Chain International (FCI) и Heller International Group (HIG). Одна из международных ассоциаций, International Factors Group, охватывающая 28% мирового рынка факторинговых услуг, в настоящее время объединяет 60 компаний из 35 стран мира, в том числе российский банк— АБ «ИБГ НИКойл».
В России в качестве эксперимента факторинг был внедрен в 1988 г. Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР. Однако слабая подготовка работников, отсутствие соответствующей справочной и научной литературы, практического опыта, а также необходимость выполнения плана реализации, плана прибыли от реализации привели к неправильному пониманию сущности факторинга и к подмене его банковской гарантией.
Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг. Позднее факторинговыми операциями начали заниматься и коммерческие банки.
Международная практика показывает, что обычно на рынке отдельной страны работает 5—7 факторинговых компаний. Есть и исключения. Например, Турция, насчитывающая десятки компаний, занимающихся факторингом, кстати, большинство из них имеют к банкам лишь опосредованное отношение.
Вес факторинга в международных сделках постоянно возрастает. Так, по данным IFG, в 1998 г. общемировой оборот факторинговых операций составил 400 млрд. долл. Уже через год оборот факторинговых операций вырос более чем на 40%.