Согласно методике, в число «25 лучших региональных компаний» вошли те игроки рынка, за которых эксперты отдали наибольшее количество голосов. Поэтому полученные результаты можно рассматривать в том числе и как рейтинг «известности» региональных игроков ИТ-рынка. Но это только одна сторона медали. Ведь представители вендоров и дистрибьюторов, выбирая претендентов на звание «лучшего», основываются на собственном опыте общения с тем или иным партнером. И вряд ли наши эксперты поставят «плюс» компании, известной в широких кругах поставщиков, например, как злостный неплательщик. Таким образом, мы можем смело сказать, что уже в седьмой раз победителями рейтинга CRN/RE становятся не просто самые достойные участники ИТ-рынка, а самые известные из самых «положительных», или самые «положительные» из самых известных.
Бесспорно, представить нашим читателям список финалистов, отобранных на основании такой интегральной оценки, как «положительная известность в широких кругах поставщиков», — это уже немало. Но «раздавать» призовые места, основываясь только на этом критерии отбора, на наш взгляд, все-таки не совсем корректно. Поэтому, как и в предыдущих проектах «25 лучших региональных ИТ-компаний», в этом году в общем списке победителей мы не распределяли места, а расположили компании в алфавитном порядке.
Одновременно с выбором «самых положительно известных» ИТ-компаний мы попросили экспертов оценить финалистов по расширенной системе критериев, позволяющей гораздо лучше понять, чем они (эксперты) руководствовались, включая того или иного претендента в список лучших. Ведь понятие «лучший» само по себе весьма субъективно. Для каждого поставщика существуют свои критерии выбора идеального партнера. Можно ли сказать однозначно, что важнее: чтобы партнерский бизнес не стоял на месте, а развивался и рос, опережая рынок, или чтобы партнер сохранял стабильность и мог регулярно закупать много товара? Какую компанию предпочесть: ту, которая не замечена в махинациях с кредитами, или ту, в штате которой работают высококлассные специалисты, способные грамотно продать, установить и обслуживать оборудование? А может быть, можно простить некоторую «нечистоплотность» в ведении бизнеса только за то, что руководство компании обладает прекрасной бизнес-интуицией? Каждый вендор и дистрибьютор выбирает главный критерий, исходя из собственного отношения к бизнесу и стоящих перед ними целей.
В этом году список критериев, в соответствии с которыми эксперты должны были оценивать кандидатов рейтинга, остался таким же, как и в 2013 г. В него вошли «Масштаб бизнеса», «Динамика бизнеса», «Профессионализм команды», «Репутация на рынке». Мы просили экспертов выставить каждому из названных ими претендентов оценки от 1 до 10 (10 — наивысшая) по каждому из этих критериев. Далее для каждой компании была рассчитана средняя оценка (сумма всех оценок, полученных претендентом по данному критерию, деленная на количество голосов, отданных за эту компанию). Таким образом, были получены четыре «частных» рейтинга. В каждом из них места между претендентами распределялись в соответствии с полученной средней оценкой по данному критерию (чем выше оценка — тем выше занимаемое место). Напомним, что по традиции в частных рейтингах участвуют только те фирмы, которые вошли в число «25 лучших региональных ИТ-компаний», т. е. за которых было отдано наибольшее число голосов экспертов.
Но прежде чем познакомить с итоговыми таблицами и результатами, полученными компаниями в каждой из перечисленных выше номинаций, следует сказать вот о чем. В этом году возвращенная в предварительный список претендентов на победу компания «АйСиЭл-КПО ВС» (входящая в Группу компаний ICL) не только потеснила одного из прошлогодних финалистов, заняв его место в итоговом списке «25 лучших региональных ИТ-компаний 2014», но и «перекроила» итоговые таблицы во всех четырех частных рейтингах. Получив высшие оценки во всех четырех категориях, она заставила лидеров 2013 г. переместиться на более низкие ступени.
Но справедливости ради отметим и то, что появление одного лишь нового игрока не привело бы к таким значительным перестановкам в списке лидеров частных рейтингов. Так, сразу в трех номинациях «Масштаб бизнеса», «Динамика бизнеса» и «Репутация на рынке» в топ-10 рейтинга-2014 вошли лишь пять компаний, внесенных нашими экспертами в «первую десятку» в 2013 г. А еще в одной номинации — «Профессионализм команды» — таких компаний оказалось всего лишь три. Остальными победителями номинаций стали как новички рейтинга, так и компании, которые в предыдущем проекте не смогли войти в десятку лучших.
Масштаб бизнеса
Напомним, что год назад в этой номинации победила компания «Корпорация „Центр“» с результатом 8,53 балла. При этом средняя оценка, полученная компаниями по критерию «Масштаб бизнеса», в 2013 г. равнялась 7,3 балла. В этом году данный показатель немного «подрос», добравшись до значения 7,504 балла. Сравнивая итоги двух рейтингов, отметим также, что в 2013 г. разница результатов компаний, занявших первое и последнее место, составляла 3,59 балла. Год спустя оценка масштаба бизнеса тех компаний, которые расположились на верхней и нижней строчке данной таблицы, по мнению наших экспертов, отличается на 2,665 балла.
Конечно, сравнивать напрямую объемы бизнеса участников рынка из разных регионов, имеющих разные направления деятельности, не вполне корректно. Поэтому оценка «Масштаб бизнеса» отражает скорее субъективные мнения экспертов о том, насколько крупным и заметным является тот или иной игрок в соответствующем сегменте рынка своего региона.
Динамика бизнеса
Как и в прошлом году, средний балл, полученный победителями в критерии «Динамика бизнеса», самый низкий из всех четырех номинаций. Правда, в этом году его абсолютное значение (6,996 балла) немного выше, чем в 2013 г., когда он равнялся 6,77 балла. Возможно, такая низкая оценка— следствие не столько недовольства результатами работы, сколько ностальгии о былых временах, когда общие темпы роста рынка удовлетворяли всех, а динамика бизнеса отдельных компаний была более впечатляющей.
Напомним, что год назад в этой категории победила фирма «Офисный мир КМ» с результатом 7,93 балла. Сравнивая итоги двух рейтингов, отметим, что в 2013 г. разница результатов компаний, занявших первое и последнее места в данной номинации, составляла 2,93 балла. В 2014 г. динамика развития бизнеса тех, кто занимает верхнюю и нижнюю строчку данной таблицы, отличается не так сильно — на 2,167 балла. И это при том, что разница в оценках по этому критерию у лидера и у компании, расположившейся на 10 месте, менее одного балла.
Профессионализм команды
Напомним, что в 2013 г. победителем номинации «Профессионализм команды» стала компания «Галэкс» с 8,57 балла. Тогда средняя оценка по данному критерию равнялась 7,86 балла. Год спустя значение этого показателя заметно подросло — теперь оно равняется 8,037 балла. А вот разница в оценках компаний, стоящих на первом и на последнем местах, сократилась более чем в полтора раза: в 2013 г. она составляла 3,04 балла, а в 2014 г. — 1,793 балла. И это при том, что показатели лидера и компании, замыкающей десятку самых профессиональных команд, отличаются на 0,9 балла.
Репутация на рынке
В категории «Репутация на рынке» самая высокая средняя оценка из четырех частных рейтингов — 8,368 балла. И год, и три, и пять лет назад эта оценка в данной категории также была выше, чем в трех остальных, правда, тогда она равнялась 8,26; 8,081 и 7,926 балла соответственно. Это говорит только о том, что наши эксперты лучшими считают только тех, у кого нет проблем с «репутацией». Разница в результатах компаний, занимающих первое и последнее места в данной номинации, в этом году составила 1,756 балла. В 2013 г. этот показатель был равен 3,37 балла.
Напомним, что по итогам предыдущего рейтинга лидером данной категории стала компания «Снежный барс», набравшая 8,9 балла.