В рыночном противостоянии смартфонов и планшетов, возможно, победа будет за фаблетами — гаджетами с диагоналями экранов от пяти до семи дюймов, занимающими промежуточное положение между смартфонами и планшетами, но которые традиционно включают в «смартфонную» статистику.
IDC отмечает быстрый рост сегмента фаблетов: если в I квартале прошлого года, по данным компании, они занимали 4,3% рынка смартфонов, то в последнем уже 10,5%. Прогнозов по развитию ситуации IDC не дает. По данным, объявленным BI Intelligence, в ближайшие пять лет в этом сегменте поставки в натуральном выражении будут расти на 27% ежегодно, в то время как для всего рынка смартфонов этот показатель составит не более 15%. Если, согласно прогнозам BI Intelligence, в 2014 г. доля фаблетов на мировом рынке составляет 35% общего числа проданных смартфонов, то в 2019 г. она достигнет уже 59%.
Перспективы фаблетов обусловлены развитием технологий создания дисплеев. Их стали делать с очень узкой «рамочкой» по периметру, что улучшило эргономику устройств (проще говоря, их стало удобней удерживать одной рукой в процессе разговора), и с высоким разрешением, что обеспечивает просмотр HD-контента.
Бурный рост сегмента фаблетов оказывает давление на рынок планшетов. Это вполне объяснимо — пользователю удобней иметь одно устройство вместо двух по вполне понятным причинам: не нужно синхронизировать данные, проще процесс администрирования, цена и вес фаблета меньше, чем у комплекта планшет+смартфон... Конечно, фаблет не универсален — он не подойдет, например, людям с маленькими руками. Комплект остается актуальным для пользователей с ослабленным зрением, для применяющих «таблетку» в качестве альтернативы ноутбуку, для предпочитающих использовать в голосовом общении традиционную сотовую «трубку» и т. д. Как видно, при росте популярности фаблетов планшет постепенно оказывается нишевым устройством.
Какие выводы из этого следует сделать участникам канала? Если мы говорим о продвижении самих устройств, то, наверное, никакие — рост спроса на фаблеты будет идти достаточно плавно для того, чтобы дистрибьюторы и реселлеры плавно меняли товарное предложение в соответствии с запросами покупателей, без каких-либо резких действий в канале.
Но вот к тому, что «окружает» сегмент фаблетов, следует присмотреться повнимательней. Например, у пользователей таких устройств большей популярностью будут пользоваться гарнитуры — удерживать у уха семидюймовый девайс во время длительного разговора непросто, а по громкой связи удобно говорить не всегда и не везде. Кроме традиционных гарнитур «а-ля секьюрити» это могут быть беспроводные наушники со встроенным микрофоном, фан-гарнитуры и т. д. Пользователи фаблетов наверняка заинтересуются опциями, которые раньше были более востребованы владельцами планшетов, — стилусами, чехлами (особенно теми, которые защищают крупный экран) и т. д.
Крупные вендоры обычно не предоставляют таких товарных позиций в необходимом ассортименте, поэтому за ними придется обращаться к малоизвестным у нас компаниям из Юго-Восточной Азии. Однако для азиатских производителей российский рынок обычно не представляет особого интереса — маленький, далекий, непонятный. Для массового распространения китайских решений подойдут другие решения, уже, заметим, апробированные — появление «российских производителей», наладивших поставку сертифицированных и локализованных товаров под своими брендами, как это уже сделано с планшетами и смартфонами (пример: Explay и другие).
Примеры есть и в том, что касается опций, но пока эти примеры не столь известны и немногочисленны. Например, изящным решением для пользователя фаблета является гарнитура-«трубка», выполненная в форм-факторе привычного сотового телефона, но устанавливающая связь с гаджетом по Bluetooth-каналу и подхватывающая содержимое адресной книги основного устройства. С такой трубкой работать и привычно, и удобно — ее можно не только использовать как гарнитуру для разговора, на ней также можно набирать или выбирать номер, писать SMS и т. д. Но такое устройство на российском рынке пока одно — micrON-4, и поставляет его «Бизнес-бюро» под собственной торговой маркой bb-mobile. Если другие российские компании начнут двигаться в этом же направлении, то ко времени массового распространения фаблетов они могут успеть создать разветвленную сеть по торговле опциями и неплохо заработать на продвижении продукции под своими брендами.
Вендоры пока не делают почти ничего, продолжая выпускать все новые и новые модели смартфонов, фаблетов и планшетов. Но есть и приятные исключения. Например, LG, продвигая свои планшеты (G Pad модели хорошие, но, к сожалению, малоизвестные), не только акцентирует внимание покупателей на миграции технологий со смартфонов («таблетки» поддерживают Knock Code, «съемку с помощью жеста» и другие «фишки», известные, в частности, по LG G3), но и подчеркивает доступные возможности интеграции планшета с телефоном. На новых моделях предустанавливают программу QPair 2.0, которая позволяет перенаправлять входящие звонки и сообщения с телефона на планшет, то есть последний становится «гарнитурой», или, если хотите, «терминалом», для смартфона, что делает более удобным практическое использование тандема из этих двух устройств. Возможно, что и другие вендоры начнут предлагать аналогичные решения, которые смогут принести пользу каналу, позволяя продвигать комплекты «плантшет + смартфон» или давая возможность реселлерам продавать «в нагрузку» второе устройство тому, кто пришел лишь за одним девайсом из этого комплекта.
В любом случае давление фаблетов на рынок планшетов заставит вендоров предлагать простые, но интересные технические решения для «таблеток», на что каналу нужно быстро реагировать, чтобы «снимать сливки» с каждой новой ситуации, возникающей в этом динамичном сегменте.
Российский рынок планшетов во II квартале 2014 г.
По данным IDC Quarterly Tablet Tracker, за II квартал 2014 г. в Россию было поставлено около 1,72 млн. планшетов. Это на 9,8% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. В денежном выражении рынок сократился на 42,2%.
По итогам II квартала крупнейшим поставщиком стала компания Lenovo (14% всех поставленных за отчетный период планшетных компьютеров). Далее следуют ASUS (11,1%), Samsung (8,8%), Apple (7,6%) и teXet (5,6%).
«Устройства Lenovo сегодня пользуются доверием отечественного потребителя. Компания является лидером по поставкам персональных компьютеров в России и продолжает уверенно завоевывать новые сегменты, — комментирует старший аналитик IDC Наталья Виноградова. — Укрепление позиций в общем зачете по поставкам планшетных устройств связано с увеличением производства линейки с разнообразными характеристиками и в разных ценовых категориях. Для того чтобы говорить о серьезном успехе, необходимо дождаться того момента, когда планшеты Lenovo возглавят список лидеров продаж».
Что касается снижения долей Apple и Samsung, то Наталья Виноградова отметила: «Большинство планшетов, которые производит Apple, ориентированы на сегмент премиум-класса. На сегодняшний день владельцы дорогих планшетов не спешат заменять уже имеющиеся, такие устройства пользователи меняют реже, чем телефоны. Те, кто планирует покупку нового гаджета, зачастую отдают предпочтение фаблетам — смартфонам с диагональю от 5,5 до 7 дюймов. В новых моделях нет какого-то значительного увеличения функционала. Эти факторы замедляют темпы роста продаж».
Напомним, что год назад (II квартал 2013 г.) крупнейшим поставщиком была компания Samsung (14,9% всех поставленных за отчетный период планшетных компьютеров в штуках). Apple занимала второе место с долей 14,4%, но в денежном выражении продолжает лидировать. Компания Prestigio была на третьем месте. Пятерку лидеров замыкают teXet и ASUS. Т. е. еще год назад Lenovo даже не входила в топ-5 планшетного рынка в России.
Во II квартале 2014 г. средняя цена устройств продолжила снижаться, достигнув отметки 211 долл. Самой популярной операционной системой остается Android — ее доля составила 89,7%. iOS принадлежит 7,6%, а доля устройств на Windows увеличилась до 2,7%.
«На рынке планшетных ПК наметились две важные тенденции, негативно влияющие на его динамику. Большинство потребителей дорогих устройств не спешат заменять уже имеющиеся, а те, кто планирует покупку нового гаджета, зачастую отдают предпочтение фаблетам (устройствам с диагональю от 5,5 до 7 дюймов). Планшеты отодвигаются на второй план, так как телефоны с большими дисплеями могут выполнять почти все те же задачи, имея при этом меньший вес и размер», — отмечает Наталья Виноградова.