Оценивая итоги последних лет, руководители холдинга «Корус» отмечают несколько достижений: начало разработки специализированного ПО для федеральных заказчиков — ЦБ РФ и ГТК (ныне Федеральная таможенная служба. — Ред.), создание направления КИС, инвестирование в собственную Интернет-инфраструктуру на базе оптических каналов связи, а также развитие сервисного центра как бизнес-направления.
За 2002—2003 гг. оборот компании вырос с 8,4 до 10,1 млн. долл., т. е. в 1,2 раза. Зато вдвое увеличился за этот период объем реинвестиций в развитие бизнеса. Сейчас в состав холдинга (в его штате — 160 человек) входят системный интегратор «Корус АКС», Интернет-провайдер «Корус ИСП» и сервисный центр «Корус».
Традиционно в бизнесе холдинга доминировала системная интеграция, но в последние годы она уступает место новым направлениям бизнеса, ее доля в обороте постепенно снижается (с 92,5% в 2001 г. до 79% в 2003 г.), еще быстрее уменьшается доля системной интеграции в прибыли — с 92,5 до 65%.
«В ближайшие два года мы собираемся увеличить долю услуг за счет разработки ПО, внедрения ERP-систем, расширения сервисного центра и развития Интернет-услуг. Ну, а общий объем бизнеса должен удвоиться» — Борис Шиманович, президент
омпания «Корус АКС» начинала в 1989 г. с поставок ПК и разработки бухгалтерских программ. Со временем она превратилась в холдинг, бизнес которого, ориентированный на крупных корпоративных заказчиков, охватывает всю территорию Уральского федерального округа.
Большой вклад в достижения компании внес ее президент — Борис Шиманович*, выпускник математико-механического факультета Уральского государственного университета. Себя он считает неавторитарным руководителем. «Я уверен в своих решениях, — говорит он, — но всегда даю время убедить меня в «обратном». И добавляет, что никогда не принимает решение, если хоть один человек среди его коллег — против.
В начале и середине 90-х годов компания стала дилером очень многих работавших на российском рынке мировых поставщиков. Но еще в конце 90-х гг. руководители компании поняли, что следует свернуть простые продажи техники и ПО и переориентироваться на поставку решений.
Уже тогда компания сделала ставку на создание добавленной стоимости, а ее можно получить на внедрении решений, на разработке ПО, на консалтинге — там, «где прикладываются голова и руки».
Если в 2001 г. на долю разработки заказного ПО приходилось лишь 4,5% оборота, то к 2003 г. она достигла 10%. Доля же этого сегмента бизнеса в общей прибыли компании более чем утроилась, увеличившись с 6% в 2001 г. до 20% в 2003 г. Также примерно вдвое выросла доля бизнеса, связанного с Интернетом (с 3 до 6%). Доля же в общем обороте направления КИС, появившегося в компании в 1997 г., достигла в прошлом году 5%, но оно уже приносит прибыль (6% в 2003 г.). Пока, конечно, немного, что компанию не очень удовлетворяет, но тенденция очевидна.
По словам Бориса Шимановича, в 2003 г. впервые, наряду с ростом оборота, доля услуг превысила маржинальный доход от поставок оборудования.
* Вошел в число победителей конкурса «25 лучших управляющих региональных ИТ-компаний», проведенного редакцией CRN/RE осенью 2001 г.