По словам Дэвида Йена, исполнительного вице-президента Sun по масштабируемым системам, новая технология, включая процессор Niagara, появится уже в 2005 г. и обеспечит системам Sun верхнего уровня значительные преимущества перед соперниками. «Мы надеемся выйти на совершенно другой уровень как по соотношению цена/производительность, так и по мощности, — заявил Дэвид Йен в интервью CRN. — Мы имеем в виду не 20—30% и даже не двукратное увеличение производительности. Мы говорим о нескольких порядках. [...] Это уже не ради конкуренции, это необходимость».
В условиях конкуренции с другими поставщиками, использующими процессор Itanium 2 от Intel в своих серверах, а также предлагающими другие RISC-системы, Sun заключила в 2003 г. соглашение с компанией Advanced Micro Devices и начала поставку систем на базе недорогих процессоров x86.
Тем не менее преобладающая часть продаж Sun по-прежнему приходится на серверы с ее собственными процессорами UltraSPARC и SPARC и операционной системой Solaris, хотя рыночная доля этой платформы и уменьшается.
Новый процессор Niagara создан на базе 90-нанометровой технологии и поддерживает 32 потока. Нынешний процессор Gemini — двухпоточный.
«Профессиональные системы SPARC корпоративного уровня еще требуют доработки, — говорит Норман Шокли, бывший партнер Sun, а ныне президент компании Adeara, реселлера Hewlett-Packard. — Sun вкладывает так много усилий в Opteron, потому что клиенты уходят толпами. Многие из наших прежних заказчиков ушли от Solaris и SPARC, видя в Opteron и Linux более дешевую альтернативу. Их расходы на лицензирование заметно снизились».
Результаты исследования рынка подтверждают это мнение. Согласно ежемесячному опросу реселлеров, проводимому CRN, процент реселлеров, считающих Unix-серверы от Sun лучшими в своей категории, неуклонно снижался в течение последнего года. Так, за период с сентября 2003 г. по сентябрь 2004 г. доля Sun в продажах Unix-серверов через канал упала с 24 до 14%. За тот же период доля HP, IBM и «безымянных» систем, продаваемых через канал, заметно возросла.
Тем не менее, как утверждают Дэвид Йен и другие руководители Sun, у них есть все основания полагать, что ситуация скоро кардинально изменится. Помимо развития систем на базе процессоров AMD и технологии Niagara компания занята созданием новой модели вычислений по требованию. В ее основу заложена программа N1 Grid. Плата для пользователей grid-системы составит 1 долл. за 1 процессор в час.
Кроме того, компания готовит реселлеров к работе в соответствии с новой стратегией, предусматривающей реализацию оборудования Sun с отрицательной маржей ради заключения сделок.
Руководители Sun пока не говорят, будут ли системы Niagara продаваться также с отрицательной маржей, но Йен намекнул, что компания хорошо понимает, насколько велико влияние Unix/RISC-бизнеса на итоговые показатели. «Основная часть нашего дохода приходится на платформу SPARC/Solaris», — сказал Йен.
Когда Sun объявила о своих планах агрессивного наступления с целью возврата на прежние рубежи, положительная реакция наблюдалась, по крайней мере, в том, что акции Sun на Уолл-стрит выросли с середины лета примерно на 50%. Новое высокопроизводительное оборудование с высокой маржей представляет интерес для канала реселлеров, где маржа уже достигла рекордного минимума и может стать еще ниже. «Сделки все похудели, — жалуется Шокли. — Маржа еле держится на очень низком уровне».
Профиль вендора: Sun
Дэвид Йен, исполнительный вице-президент по масштабируемым системам:
«Мы надеемся выйти на совершенно другой уровень как по соотношению цена/производительность, так и по мощности. Мы имеем в виду не 20—30% и даже не двукратное увеличение производительности. Мы говорим о нескольких порядках».
Дэвид Йен возглавляет развитие серверного бизнеса Sun на базе RISC-процессоров SPARC, который остается для компании важнейшим источником дохода — даже в условиях перехода на новые процессоры вместе с новым партнером Advanced Micro Devices.