Необходимо несколько миллионов долларов на развитие фирмы, но нет желания тратиться на первичное размещение акций (IPO)? Или вы не хотите передавать контрольный пакет своих акций венчурному капиталисту? Тогда следует рассмотреть возможность прямой продажи акций (direct public offering — DPO).
Метод DPO, позволяющий собрать до 5 млн. долл. путем открытой или частной продажи акций, известен уже более двух десятилетий. Но с пришествием Интернета появились компании, включая реселлерские, предлагающие инвесторам финансовые, юридические и маркетинговые услуги для проведения DPO на Web-сайтах.
Три основные причины обратиться к прямому размещению акций (DPO)
- Затраты составляют четверть от IPO.
- Пригодно для компаний, которым нужно до 5 млн. долл.
- Механизм маркетинга инвестиций в Интернете постоянно развивается.
«Одно из преимуществ DPO через Интернет заключается в возможности прямой продажи ценных бумаг широкой аудитории», — сказал Дэйв Берг, президент Sparta Group, подразделения Virtual Wall Street, компании, занимающейся маркетингом DPO в Интернете.
При использовании DPO уменьшение гонораров андеррайтеров (гарантов по размещению ценных бумаг) и возможность прямого обращения к эмитирующей компании позволяет собрать необходимый капитал при значительно меньших расходах — несколько тысяч долларов против нескольких сот тысяч, уходящих на оплату IPO.
«До появления DPO в Интернете компании, желавшие увеличить капитал на несколько миллионов долларов, сталкивались с неорганизованным рынком, — сказал Брэд Синод, президент и генеральный директор IPO.Com. — Большинство инвестиционных банков не заинтересованы в предоставлении гарантий на относительно небольшие суммы. Остаются венчурные капиталисты, требующие обычно немалой доли в компании, и инвесторы-альтруисты, которых не просто найти».
Ранее предложение могло быть сделано только в том штате, где зарегистрирована компания. Этот порядок был изменен в 1980 г., когда Комиссия правительства США по ценным бумагам и биржевой деятельности, вслед за принятием Конгрессом США Акта о поощрении инвестиций в малый бизнес, сняла это ограничение, оставив в ведении штатов надзор за суммами продаж, не превышающими 1 млн. долл.
«Интернет — идеальное средство передачи финансовой информации потенциальным клиентам, — сказал Крег Вайбл, президент и генеральный директор MeterNet, провайдера услуг аутсорсинга, в данный момент организующей DPO через IPO.Com. — Через Интернет мы получили данные о тысячах перспективных фирм, из которых, правда, только малая доля пригодна к акционированию — те, чья чистая стоимость не менее 250 тыс. долл.».
Однако некоторые наблюдатели не считают, что DPO можно рассматривать как универсальное средство для наращивания капитала.
«Перспективы Интернета как средства DPO пока весьма и весьма туманны, — говорит Тед Кэмпбелл, президент и генеральный директор Campbell Mello Associates. — Пока у компании нет продуманного плана маркетинга и пока она не готова потратить немалое время на организацию продажи акций, нельзя ожидать, что предложение увенчается успехом».