На одном из занятий по бизнес-реинжинирингу в московском Центре обучения компании Price Waterhouse Business Solutions * приводится простая «формула», бытующая среди консультантов по управлению:
OO + NT = EOO**.
** Компания Price Waterhouse Business Solutions (первоначальное название LVS/ Price Waterhouse Business Solutions) создана в феврале 1997 г. в результате объединения фирмы LVS и подразделения управленческого консультирования фирмы Price Waterhouse.**Ни одно из входящих в формулу буквосочетаний не является торговой маркой ни одной из фирм.
Расшифровывается это так: Old Organization + New Technology = Expensive Old Organization, а по-русски означает примерно следующее: добавление новых технологий в старую организацию дает лишь более дорогую старую организацию.
Действительно, несколько последних десятилетий — это период широчайшего проникновения ИТ во многие сферы жизни, особенно связанные с производством, бизнесом и управлением. Благодаря трем важнейшим качественным скачкам — персонализации вычислений, компьютерным коммуникациям и технологиям групповой работы — и сами ИТ претерпели глубокие изменения. Однако расчеты на то, что ИТ сами по себе способны решить возникающие там проблемы, не оправдались. Известно, например, что с 60-х годов, когда на предприятиях США началось активное внедрение компьютеров, общие затраты на них составили более двух триллионов долларов. Однако ожидаемый и как бы адекватный этим инвестициям рост производительности так и не был достигнут. А основная причина в том, что применение ИТ мало что меняло в способе ведения бизнеса: сохранялись в основном прежние траектории и объемы потоков бумаг, не менялись «конфигурация» и число лиц, принимающих решения, и т.п.
С середины 80-х годов изменения в сфере производства и бизнеса во многих странах мира происходят ускоренными темпами. Основные симптомы этих перемен — глобализация конкуренции, сокращение длительности жизненного цикла товаров и особенно времени их жизни на рынке, рост требований к качеству товаров и услуг. В России, отчасти благодаря ее «особому» историческому пути, эти изменения во многих отношениях проявляются особенно наглядно.
Компания Price Waterhouse, входящая в «большую шестерку» мирового консалтинга, и ее российское подразделение Price Waterhouse Business Solutions (PWBS) работают, как правило, с крупными фирмами и организациями, руководство которых осознало необходимость серьезных перемен в своей деятельности и готово к их проведению. В частности, и это особенно актуально для условий нашей страны, PWBS помогает перейти на принятые в мире правила ведения бизнеса, сделать его прозрачным для зарубежных деловых партнеров, тем самым способствуя выводу отечественных фирм на мировой рынок
У Центра обучения, рассказывает его директор Валерий Булычев, две основные задачи. Первая — это обучение персонала тех фирм, которые уже «осознали» и стали клиентами PWBS. А выполняемые компанией консалтинговые проекты предусматривает, как правило, и соответствующее обучение специалистов фирмы-клиента, преимущественно в области ИТ. Для них читается около 30 учебных курсов, авторизованных компаниями Lotus, Metier Plancon B.V., Microsoft и Oraclе.
Вторая задача — расширение круга потенциальных клиентов Price Waterhouse. Каким образом? Обучая специалистов из фирм среднего размера, так сказать, «второго эшелона», знакомя с современными подходами к управлению и применению ИТ и готовя их к тому, чтобы они могли разговаривать с Price Waterhouse на одном языке. «Как нам представляется, это компании, которые хотят стать крупными в своем бизнесе и могли бы этого добиться, но им нужен небольшой толчок», — говорит Булычев.
Именно на эту аудиторию ориентированы новые, недавно разработанные в Центре курсы по системам управления производством, системам управления проектами, системному проектированию и бизнес-реинжинирингу (BPR). Последний из них - он посвящен перспективным технологиям создания и развития систем управления предприятиями и ориентирован на тех, кто принимает решение о внедрении информационных систем или реорганизации бизнеса, — и может послужить таким толчком, может инициировать перемены, считает Евгений Зиндер, менеджер по управленческим консультационным услугам PWBS, который подготовил этот курс и преподает его. Кстати, термин бизнес-реинжинириг (BPR) сегодня в большой моде в одних кругах и вызывает неприятие в других, поэтому сотрудники Центра стараются пользоваться им аккуратно. Но дело не в словах — по словам слушателей этого курса, потребность в реструктуризации хозяйственной деятельности испытывают очень многие отечественные предприятия.
Чтобы повысить продуктивность применения ИТ, нужно выйти за рамки ИТ — «преподавать» эту истину здесь стали, пожалуй, одними из первых в стране, опираясь при этом как на собственные силы, так и на огромный опыт и потенциал — интеллектуальный, методический, кадровый — Рrice Waterhouse.
Пока преобладают авторизованные курсы по ИТ, но доля курсов, посвященных управлению производством и организации бизнеса, постепенно будет расти — в соответствии с основным профилем деятельности PWBS.
Обеспечение должного уровня обучения в соответствии с требованиями авторизующей фирмы — в этом все авторизованные учебные центры, вероятно, одинаковы. И все-таки у некоторых есть отличия, свои «изюминки». Например, у учебного центра «Микроинформ», по словам его директора Олега Литвина, это массовый поток, хорошо раскрученный «маховик учебы» плюс наличие ряда договоров на обучение, носящих эксклюзивный характер в СНГ и даже в Восточной Европе. Директор «Сетевой академии» ЛАНИТ Ольга Владимирова акцентирует внимание на том, что публикует на своем Web-узле график занятий на полгода вперед и готова учить по широкому спектру курсов всех желающих — с любым уровнем подготовки, индивидуально и группами.
Говорят «студенты»:
Дмитрий Ладашин, руководитель отдела сетевых технологий и компьютерной техники компании Telecom-Service:
«Наша компания хочет развивать услуги в области автоматизации, и мы понимаем, что внедрение управленческого ПО «как есть» — это довольно просто, но не дает необходимого задела на будущее. [На занятиях по бизнес-реинжинирингу] я получил большинство ответов на свои вопросы и даже больше, чем предполагал. Но материалов так много, что времени [пять рабочих дней], чтобы прослушать и усвоить весь курс, не хватает. Было бы хорошо и побольше практических занятий...»
Игорь Прутов, заместитель генерального директора по развитию и планированию концерна «Нефтяной»:
«Я хотел получить представление о том, что же такое бизнес-реинжиниринг и насколько он нужен. Ведь многие фирмы ставят рядом понятия «проект автоматизации» и BPR. Я понял, что BPR — не панацея. Занятия помогли мне сориентироваться, что нам нужно и что не нужно. По крайней мере, это уберегло нашу фирму от финансовых потерь. Сам учебный курс дал неплохой обзор технологий проектирования, показал альтернативы... Мы не исключаем, что со временем станем клиентами Price Waterhouse».
Центру обучения PWBS присуща ориентация прежде всего на профессионалов в области управления и ИТ и «тяжелые» программные продукты. «На нашем знамени написано: продвинутое обучение для специалистов», — говорит Булычев. Поддержание высокого статуса — «удовольствие» достаточно дорогое. Тем не менее стоимость обучения здесь в 2—3 раза ниже, чем в аналогичных организациях в западных странах, хотя и несколько выше, чем в большинстве других учебных центров в Москве. «Устанавливая такие цены, — поясняет он, — мы учитываем высокий уровень обучения и нашу марку — Price Waterhouse, необходимость обеспечения рентабельности и накопления средств на развитие — разработку новых учебных курсов, техническое оснащение и т.д. К тому же, будучи подразделением всемирно известной фирмы, мы обязаны выдерживать все российские нормы, какими бы жесткими они ни казались».
Стоимость новых учебных курсов, связанных с бизнесом, существенно выше, чем традиционных курсов по ИТ. И вполне обоснованно, считает менеджер Наталия Обухова, потому что создание собственных курсов по такой сложной проблематике требует очень больших затрат, в то время как материалы по авторизованным курсам Центр получает от своих партнеров практически в готовом виде.
Если говорить о соотношении между двумя направлениями работы Центра, то, по словам Валерия Булычева, примерно две трети ресурсов поглощает обучение персонала фирм в рамках долгосрочных контрактов с PWBS. В остальное же время, говорит Наталия Обухова, «мы открыты для всех, никому не отказываем с порога. Но и погони за клиентами, характерной для некоторых учебных центров, у нас нет, поскольку мы предпочитаем работать с солидными заказчиками на основе длительных контрактов».