Вы можете назвать это обслуживанием заказчиков или комплексной поддержкой, но если ASP-компания (application service provider — поставщик услуг, по предоставлению доступа к ПО) хочет продать такую услугу, ей придется изрядно потрудиться.
Любому профессионалу в области ИТ трудно решиться на передачу контроля за всеми аспектами своей информационной инфраструктуры на сторону, не говоря уже о передаче всего этого новой и непроверенной группе поставщиков услуг, которые называют себя ASP. Главный вопрос, который не дает покоя ИТ-менеджерам, — насколько надежна эта услуга?
Разместить приложение в центре данных может каждый. Клиенты хотят, чтобы ASP избавили их от всех проблем.
Джеймс Барри, глава отделения информационных систем корпорации Hoyts Cinema, все же решился на этот шаг. Частная сеть кинотеатров Hoyts арендовала приложения PeopleSoft у компании Corio.
Рынку ASP сейчас уделяется повышенное внимание. Однако перечень услуг еще четко не сформулирован. Предложения заказчикам от ASP-компаний значительно отличаются друг от друга.
Одной из наиболее важных ролей ASP может стать оказание поддержки заказчикам из одного центра. В то же время существует возможность обострения отношений между поставщиками ПО и поставщиками услуг.
Некоторые ASP, например Corio, Interliant, USinternetworking и Breakaway Solutions, заявляют, что они берут на себя полную ответственность за работу информационных систем заказчика. Компания USinternetworking предлагает соглашения с уровнем обслуживания, обеспечивающим коэффициент готовности 99,999%.
Что объединяет все ASP-компании — так это наличие возможности и квалификации для размещения приложений и управления ими. Сюда входят адаптация прикладных программ в соответствии с требованиями заказчика, оказание поддержки заказчику, а также обслуживание серверной части, если центром данных владеет или управляет не ISP (поставщик Интернет-услуг), а ASP.
Критерии ASP
Предоставление широкого спектра услуг, не ограничивающихся только размещением приложений.
Услуги должны удовлетворять крупных корпоративных клиентов.
Полная ответственность за поддержку.
Пристальное внимание взаимоотношениям с заказчиками.
Хорошее знание обслуживаемых рынков.
Высококвалифицированный персонал.
Тщательный выбор партнеров.
Ясная маркетинговая политика.
Аналитики отмечают, что ASP не нужно создавать или поддерживать свой собственный центр данных или разрабатывать свои собственные предложения для того, чтобы выступать в качестве единственного поставщика услуг. В идеале им нужно выработать четкие условия соглашений об уровне услуг, разделяющие компетенции ASP, операторов связи, поставщиков аппаратных или программных средств и VAR'ов.
"Неполное удовлетворение требований заказчика будет означать конец для ASP, но ASP также зависят от операторов связи, поставщиков ПО и платформ, — сказал Лу Холлербах, старший аналитик компании Aberdeen Group. — Я бы посоветовал ASP тщательно выбирать партнеров".
По мере того как ASP будут утверждать себя и проникать на рынок малых предприятий, а также на нишевые рынки, партнерство с ASP станет для VAR'ов важным делом. Некоторые ASP уже пытаются наладить отношения с реселлерами.
"Мы получаем от 10 до 15 звонков в месяц от ASP-компаний, желающих сотрудничать с нами", — говорит Джим Шерриф, главный управляющий реселлерской фирмы Stonebridge Technologies.
Однако сегодня взаимоотношения с заказчиками, рассматривающими услуги ASP-компаний как продолжение их собственного бизнеса, имеют для ASP первостепенное значение.
Клиенты ожидают от ASP, что те будут хорошо разбираться в их бизнесе и рынках, на которых они работают.
Чтобы соответствовать этим требованиям ASP-компаний начали повышать свою эрудицию в области вертикальных рынков и отраслей промышленности.
Широкопрофильные компании, предлагающие ERP-системы и приложения для управления отношениями с заказчиками (CRM), стали обращать внимание на фирмы, начинающие работать в Интернете, технологические компании и организации, предлагающие профессиональные услуги.
"Выживут те ASP, которые будут ориентироваться на различные вертикальные и отраслевые рынки", — сказала Марти Грюн, вице-президент компании Summit Strategies.
Действительно, сейчас возникает категория ASP, которая размещает управляемые приложения и начинает совместную работу со специализированными поставщиками средств связи, которые создают комплексы приложений и услуг, необходимые для конкретных отраслей или вертикальных рынков.
Однако некоторые ASP считают, что ориентация на узкую базу заказчиков может создать представление об ограниченности их возможностей и услуг.
ASP-компании проповедуют модель "одна для многих". Это не означает, что одна услуга предоставляется многим заказчикам; но это означает, что если заказчик решил воспользоваться услугами для какого-то одного приложения, то вслед за этим он, вероятнее всего, поступит так и с другими. Именно так, по мнению ASP, заказчики будут взаимодействовать с поставщиками.
"Заказчики не хотят, чтобы одним их приложением занимался этот ASP, а другим -- тот, — сказал Джонатан Ли, основатель компании Corio. — Действительно, мы ориентированны на отрасли и знаем их достаточно хорошо, но мы предлагаем заказчикам широкий спектр приложений".
Жанетт Кеннеди, директор по развитию рынка электронной торговли в Sun Microsystems добавила, что она тоже советует ASP предлагать более широкий спектр услуг. "Интересны те ASP, которые предлагают набор взаимодополняющих услуг — от серверной части до электронной торговли", — подчеркнула она.
В консалтинговой компании Ovum считают, что, возможно, потребуется несколько лет, прежде чем станут понятны реальные возможности рынка ASP.
Аналитики предсказывают, что рынок ASP в ближайшие несколько лет ожидает взрывной рост. Его общий объем в 1999 г. оценивался в 1 млрд. долл., в 2004 г. он составит, по расчетам фирмы Ovum, 44 млрд. долл.