К юбилею компания НЭТА подошла с впечатляющими результатами — в прошлом году ее оборот достиг 30,3 млн. долл. (в 2001 г. — 23 млн. долл.).
Отделения НЭТА активно работают в крупных городах Сибири — в Новосибирске, Кемерово, Новокузнецке, Красноярске, Барнауле, Омске. В прошлом году открыто первое региональное отделение за пределами Сибирского федерального округа — в Перми.
Из небольшой фирмы, торговавшей расходными материалами, НЭТА вырастает в ИТ-компанию российского масштаба. Помимо поставок широкого ассортимента компьютерного и телекоммуникационного оборудования и комплектующих НЭТА занимается производством ПК под собственной торговой маркой (в прошлом году было собрано около 15 тыс. компьютеров), сервисным обслуживанием, услугами в области системной и сетевой интеграции.
Десятилетие отмечалось по-сибирски широко и гостеприимно. Весной по всем сибирским городам, где есть отделения компании, прошло road show «Путешествие в страну НЭТА». Отличившиеся сотрудники награждены фирменными памятными значками, в том числе золотыми и серебряными.
На логотипе компании изображен симпатичный бурундучок со «старинной» пятидюймовой дискетой. Такой зверек, отличающийся смекалкой и предприимчивостью, когда-то жил на даче у основателя и бессменного руководителя компании Владимира Сидорова. Во всяком случае, так гласит одна из многочисленных легенд, окружающих компанию.
Неслучайно на логотипе присутствует и пятидюймовая дискета — именно с этого товара начинался бизнес НЭТА.
«Два доцента, три студента...»
Владимир Сидоров был в числе первых выпускников Новосибирского электротехнического института (НЭТИ) по специальности «вычислительная техника».
Затем — аспирантура в Ленинградском электротехническом институте, защита кандидатской диссертации, научно-преподавательская работа в НЭТИ. По его словам, фирму организовали «два доцента и три студента». Сегодня эти три бывших студента НЭТИ занимают в компании ключевые посты: Андрей Базлов — директор по общим вопросам, Всеволод Сидоров (сын Владимира Сидорова) — финансовый директор, Вадим Татюк — коммерческий директор.
Эта команда сложилась в самом начале 90-х. Свое дело начинали «с нуля», какие-то деньги заняли у знакомых. После того как были проданы первые две коробки дискет, взяли на реализацию расходные материалы, оптические фильтры для мониторов.
Известно, что в самом начале 90-x компьютерный рынок, особенно в регионах, находился в зачаточном состоянии. Как вспоминает Владимир Сидоров, в те времена было выгодно слетать на самолете в другой город и привезти оттуда для продажи, например, несколько картриджей для принтера. Совершенно незнакомому человеку буквально «под честное слово» могли дать на реализацию десяток компьютеров... Но все же основной бизнес компании в то время строился на продаже расходных материалов, только в них вкладывались оборотные средства.
Основатели компании могут вспомнить множество историй, случавшихся в те «смутные времена». Успехи чередовались с «проколами», но, несмотря на многочисленные трудности, бизнес развивался, накапливался необходимый опыт.
В течение двух лет команда Владимира Сидорова работала по договору с научно-техническим центром (только так в те времена можно было легально заниматься коммерцией, не регистрируя при этом собственную фирму). АООТ НЭТА было создано в феврале 1993 г. Придумали удачный рекламный слоган — «Фильтры, картриджи, дискеты покупайте в фирме НЭТА!». Короткое и звучное название фирмы тоже оказалось весьма удачным, положительную роль сыграла ассоциация с известным не только в Сибири, но и за ее пределами Новосибирским электротехническим институтом. Звонили даже одно время в приемную ректора НЭТИ, расспрашивая об ассортименте предлагаемой компьютерной техники...
Основным направлением бизнеса какое-то время оставались расходные материалы, но мало-помалу НЭТА стала заниматься и реализацией компьютеров. Сначала продавала ПК одной московской фирмы, но потом было решено организовать собственную сборку.
В 1995 г. компания открыла свой первый торговый зал в Новосибирске. Вложили около 20 тыс. долл., но окупились эти затраты достаточно быстро. Примерно в это же время НЭТА начинает заниматься продажей кондиционеров. По словам Владимира Сидорова, за год после открытия торгового зала капитал компании в рублях увеличился в 15 раз.
До и после кризиса
Дела шли весьма успешно, компания завоевывала известность, а вместе с ней — и новых клиентов. В 1995 г. открываются отделения НЭТА в Кемерово и Новокузнецке, создается сервисный центр. В 1996 г. компания получает сертификат Росстандарта на компьютеры, выпускаемые под собственной торговой маркой, становится авторизованным партнером Hewlett-Packard и Epson.
НЭТА первой из сибирских фирм, работающих на ИТ-рынке, начала публиковать свои финансовые результаты. В 1997 г. ее оборот составил 12,5 млн. долл., более половины дала продажа расходных материалов и аксессуаров. Конкуренты, похоже, все еще не воспринимали НЭТА в качестве серьезной компьютерной компании. Кризис августа 1998 г. расставил все на свои места: НЭТА от него, скорее, выиграла, чем проиграла.
Увы, без убытков не обошлось — по оценке Владимира Сидорова, в результате кризиса НЭТА потеряла порядка 200 тыс. долл. Тем не менее смогла не только сохранить, но и значительно укрепить свою репутацию и позиции на рынке: «Конечно, в деньгах мы потеряли очень много, но приобрели репутацию надежного и честного партнера, а это дорогого стоит. Мы смогли рассчитаться или договориться об условиях расчета со всеми поставщиками и заказчиками, что удалось далеко не всем компаниям. Любой кризис имеет не только отрицательную, но и положительную сторону, как говорится, «нет худа без добра». И мы смогли максимально использовать эту положительную сторону. После кризиса уже не осталось сомнений: НЭТА — безусловный лидер на ИТ-рынке Новосибирска». Существенно изменилась и структура продаж — значительно выросла доля от реализации ПК собственной сборки.
Сложный 1998 г. Владимир Сидоров считает поворотным в жизни компании: «Мы начали ставить перед собой более масштабные задачи». Была реформирована структура компании, улучшена схема логистики, открылись новые региональные отделения в Барнауле и Красноярске. В 2000 г. НЭТА превысила докризисные показатели, ее оборот составил 13,5 млн. долл.
«Кто платит нам зарплату?»
Есть в компании НЭТА такой контрольный вопрос для новичков... Правильный ответ звучит так: «Покупатель».
«Уважение к клиенту и учет его интересов — это не рекламный лозунг, а необходимое условие для успешного бизнеса, — уверен Владимир Сидоров. — Сделка, которая невыгодна одной стороне, в конечном итоге окажется невыгодной для обеих».
Естественно, в первую очередь покупатели обращают внимание на качество и надежность предлагаемого оборудования. Владимир Сидоров долгие годы занимался научной работой в области надежности вычислительной техники, и это, возможно, сказалось на качестве ПК под торговой маркой НЭТА. В прошлом году к сертификату соответствия Росстандарта прибавилась сертификация производства ПК по международному стандарту ISO 9002.
«Мы не имеем права продавать то, что не купили бы сами», — утверждают менеджеры компании.
Сервисному обслуживанию НЭТА уделяет особое внимание, ее сервис-центр авторизован более чем 30 ведущими производителями. Интересно, что около 60% клиентов обращаются сюда с техникой, приобретенной не в НЭТА, а в других компаниях.
От розницы — к корпоративным проектам
Работами в области системной и сетевой интеграции НЭТА занимается уже несколько лет, но позиционировать себя как игрока на рынке крупных корпоративных проектов стала не сразу.
Отдел корпоративных решений был создан лишь в 2000 г. Руководит им Наталья Малышко, прежде она была директором одного из самых успешных компьютерных магазинов НЭТА.
Развитие этого направления потребовало значительных инвестиций. Сегодня работу на корпоративном рынке руководство компании считает наиболее перспективным направлением развития бизнеса. Помимо поставок оборудования и ПО заказчикам предлагается комплекс работ по системной интеграции — проектирование и построение вычислительных, кабельных, телефонных и мультисервисных сетей, систем энергоснабжения, видеонаблюдения, кондиционирования и вентиляции.
НЭТА пока не планирует самостоятельно заниматься внедрением ИС, но если заказчику это необходимо, компания обращается к своим партнерам. «Имея федеральную лицензию на функции генерального проектировщика и подрядчика, мы можем привлекать дружественные организации для решения поставленных задач», — говорит Наталья Малышко. Вместе с тем, по ее мнению, спрос на ИС у многих потенциальных заказчиков пока не обеспечен деньгами.
В прошлом году специалисты отдела корпоративных решений потратили немало времени и сил, разрабатывая вместе с заказчиками, крупными новосибирскими предприятиями, планы развития их ИТ-ресурсов (при этом, увы, далеко не все сочли необходимым оплатить эту работу). «К сожалению, некоторые руководители ИТ-служб не способны мыслить категориями завтрашнего дня и не могут оценить перспективы роста своих систем», — сетует Наталья Малышко.
Несмотря на то что выйти на рынок крупных корпоративных решений было непросто, за короткий срок НЭТА смогла завоевать здесь достаточно сильные позиции. В прошлом году доля этого сектора составила 35% общего оборота компании. Еще одним подтверждением успешной работы на корпоративном рынке стало получение в апреле 2003 г. звания «Партнер года на рынке малых и средних предприятий в регионе ЕМЕА» от компании Cisco Systems.
В числе клиентов НЭТА — Управление делами президента по Сибирскому федеральному округу, администрации Новосибирской и Кемеровской областей, мэрия Новосибирска, Сибирский Сбербанк РФ, ГУ ЦБ РФ по Алтайскому краю, ОАО «Новосибирскэнерго», АО «Кузбассэнерго» и др. Отделы корпоративных решений существуют в каждом региональном отделении НЭТА, а для выполнения наиболее масштабных проектов формируются рабочие группы, состоящие как из специалистов местного отделения, так и компании в целом. Недавно в Новосибирске создана лаборатория, где проходит тестирование сетевое оборудование, применяемое в проектах.
Весной объявлено о новом направлении деятельности отдела корпоративных решений — ИТ-консалтинге, включающем экспертизу ИТ-инфраструктуры, разработку стратегии ее развития, оптимизацию работы ИТ-подразделения заказчика и т. д.
Кадры решают все...
В настоящее время в компании НЭТА свыше 500 сотрудников, более 100 из них — специалисты, сертифицированные ведущими производителями.
При этом, по словам менеджеров компании, проблема с кадрами стоит остро, особенно сейчас, когда НЭТА активно развивается и растет.
По мнению Вадима Татюка, одна из причин дефицита кадров заключается в том, что нынешняя молодежь (кстати, самому Вадиму чуть более 30 лет) хочет получить «все и сразу». С ним согласен и Андрей Базлов: «Десять лет назад у нас был колоссальный стимул к работе — пустой карман, а потом появился такой интерес к бизнесу, который до сих пор заставляет нас работать с утра до ночи. Нынешние выпускники вузов отчасти избалованы родителями, отчасти околдованы рекламой красивой жизни, но при этом не хотят прилагать серьезных усилий, чтобы все это заработать».
Для решения кадровой проблемы в НЭТА создан собственный учебный центр. В отличие от традиционного понимания этой структуры как коммерческой организации, он будет готовить специалистов не для заказчиков, а для НЭТА. Руководство компании определило, какими знаниями и навыками должны обладать специалисты и менеджеры различных подразделений, и исходя их этих требований, составляются учебные курсы для каждой категории сотрудников. Обучение будут вести как собственные специалисты, так и приглашенные преподаватели. Цель этого проекта — не только повышение квалификации кадров, их карьерный рост и развитие, но и упорядочение вхождения новых сотрудников в компанию.
Руководство НЭТА уверено: чтобы коллектив смог успешно выполнять стоящие перед ним задачи, сотрудники должны быть хорошо информированы о стратегии компании, ее ближайших целях и задачах. Для этого разработана и утверждена «Декларация о развитии компании в 2003 г.», с которой ознакомлены все сотрудники НЭТА.
Особое внимание уделяется созданию хороших условий работы и заботе о здоровье сотрудников. К примеру, как и во многих западных фирмах, действует система материального поощрения за отказ от курения. А рабочие места всех женщин (они составляют примерно треть персонала) оснащены ЖК-мониторами.
Главный принцип — развитие
На вопрос о том, куда движется компания, менеджеры с улыбкой отвечают: «На Запад!». Действительно, открытие первого отделения НЭТА за пределами Сибирского федерального округа, в Перми стало одним из значимых событий прошлого года. Есть в планах и Екатеринбург...
В этом году генеральному директору НЭТА Владимиру Сидорову исполнится 63 года, но он по-прежнему полон оптимизма и энергии. Владимир Михайлович уже давно грозится «уйти на пенсию», оставив за собой «генеральскую» должность консультанта. На «заслуженном отдыхе» он хочет написать как минимум три книги — по теории изобретательства (эвристике), экономике и сельскому хозяйству (Владимир Сидоров — огородник с 30-летним стажем). Скорее всего, те самые «три студента» — Андрей Базлов, Всеволод Сидоров и Вадим Татюк — вполне могли бы работать самостоятельно. Тем не менее пока глава компании продолжает активно участвовать в развитии бизнеса и строит планы на будущее.
В планах НЭТА на 2003 г. — рост оборота на 45—50%, в частности увеличение производства компьютеров до 20—25 тыс.
«Главным принципом НЭТА провозгласила развитие. А это значит, что мы не стоим на месте, внедряем новые технологии, привлекаем новых людей, осваиваем новые территории», — утверждает Андрей Базлов.