Российские разработчики программного обеспечения с трудом пробиваются на мировой рынок

Россия по-прежнему незаметна на мировом рынке ПО. И это несмотря на некоторые достижения российских разработчиков, победы студентов на чемпионатах мира по программированию и маркетинговую активность объединений софтверных компаний. Как оказалось, чтобы завоевать репутацию и известность, этого недостаточно. Нужно делать еще кое-что. Например, пробиваться в отчеты крупнейших исследовательских компаний. Кроме того, многим за рубежом сильная и авторитетная в сфере разработки ПО Россия не нужна. Все это стало особенно очевидно на прошедшем в июне под Петербургом третьем Международном форуме «Возможности России в области экспорта услуг по разработке ПО» (Software Outsourcing Summit 2003, SOS).

Его организаторы — петербургский Консорциум разработчиков ИТ «Форт-Росс», Российская ассоциация разработчиков ПО «РусСофт», Ассоциация сотрудничества со странами Северной Европы «Норден» и компания Digital Design. В форуме приняло участие около 450 человек, представлявших более 160 компаний и организаций. Примерно столько же, сколько в 2002 г.

Иностранных гостей оказалось довольно много — около 90 человек, почти все из известных в мире ИТ-компаний и национальных объединений разработчиков ПО. Большинство приехали в Россию не впервые. Да и многие компании и организации, которые они представляли, например Intel, Sun Microsystems, Siemens, Nokia, TeliaSonera, уже давно сотрудничают с российскими разработчиками ПО.

Так что новых контактов между зарубежными заказчиками и местными фирмами на SOS 2003 не могло быть много. Возможно, в будущем ситуация изменится. Однако пока предпосылок для приезда более внушительных делегаций из-за рубежа нет. Сначала нужно изменить имидж России и убедить страны Запада в мощи российской софтверной индустрии. Впрочем, кое-что, наверное, уже есть. Имеется большой потенциал в сфере разработки ПО на экспорт, которого, скорее всего, нет ни у одной страны мира. Однако за границей этого почти не видно.

Организаторы форума пригласили в Петербург аналитиков из Gartner Group, IDC и Forrester/Giga Information Group. Правда, в своих выступлениях исследователи не отводили России какую-то особую роль на мировом рынке, даже в перспективе. Возможно, из-за отсутствия достаточной информации о российской софтверной индустрии. Хотя Gartner и IDC уже провели в России соответствующие исследования, об их результатах выступавшие на SOS аналитики ничего не сказали.

Да здравствует аутсорсинг!

Аналитики посвятили свои выступления глобальным процессам — развитию и перспективам ИТ-индустрии и аутсорсинга (не только в сфере ПО). При этом дали ряд советов разработчикам, стремящимся найти и сохранить зарубежных заказчиков.

Ян Мариотт, аналитик Gartner Group, акцентировал внимание на росте аутсорсинга в мире. Так, в Западной Европе объемы работ, передаваемых зарубежным исполнителям, растут на 40% в год. Поставщиков услуг еще не много, при этом хорошие возможности есть даже у маленьких компаний.

В сфере офшорного программирования по-прежнему доминирует Индия. Однако ее доля будет сокращаться, поскольку усиливается конкуренция — на этот рынок выходят все новые страны. Канада и Мексика уже успешно работают на США. Нацелены на рост экспорта услуг по разработке ПО многие восточноевропейские страны, Вьетнам, Северная Ирландия.

В то же время, по мнению Яна Мариотта, имеется множество факторов, сдерживающих развитие аутсорсинга, хотя в глобальном масштабе они вряд ли смогут быть сильнее экономического давления, вызванного стремлением экономить затраты. В частности, заказчики нередко опасаются потерять контроль над процессом разработки, они не обладают достаточной информацией об исполнителях во многих странах. Против аутсорсинга выступают профсоюзы, которые стремятся изменить законодательство в своих странах с целью затруднить передачу заказов за рубеж. Эти выступления особенно заметны в США, Австралии и Великобритании. Кроме того, сказываются культурные и языковые различия.

Программисты, нацеленные на экспорт своих услуг, в основном знают из иностранных языков только английский. Однако на таких важных рынках, как Испания, Германия и Франция, сложно работать без знания местного языка. Позже, на одной из пресс-конференций в рамках SOS, об этом же говорила Эйла Руммукайнен, старший вице-президент компании TeliaSonera, демонстрируя при этом неплохое знание русского языка.

Наконец, препятствием является продолжающаяся рецессия на мировом рынке ИТ. Правда, некоторый подъем уже наметился, и та же рецессия стимулирует сокращение затрат, которого можно добиться с помощью аутсорсинга.

Говоря о значении имиджа страны, Ян Мариотт, возможно, имел в виду Россию: «Сама компания, может быть, очень хороша, но ей будет трудно найти заказчика, если у страны, которую она представляет, плохая репутация. Кто не борется с пиратством, тот не может рассчитывать на то, чтобы стать провайдером услуг».

В заключение представитель Gartner Group добавил ложку меда в бочку дегтя, упомянув ряд российских компаний — Novosoft, Reksoft, Luxoft и Belsoft, которые, хотя и находятся пока где-то в третьем эшелоне, но уверенно движутся в сторону лидеров.

Владимир Кроа, представитель компании IDC, был также осторожен в отношении перспектив России на мировом рынке офшорного программирования. По его словам, российский рынок ИТ сделал за последние 2—3 года большой скачок, однако он ориентирован в основном на «железо», продажи ПО растут (в прошлом году на 21,6%), но его доля по-прежнему невелика.

«У России... очень много конкурентов. Например, Чехия, которая имеет хорошую школу программирования и находится в сердце Европы. Кроме того, чешские программисты знают не только английский, но и немецкий язык. Недостаток Чехии — предстоящее вступление в Евросоюз, за которым последует резкий рост заработной платы. Другой пример — Китай, который имеет огромные трудовые ресурсы и очень агрессивно действует на мировом рынке», — считает Владимир Кроа.

«Нужно бороться со стереотипами потенциального клиента и его негативными представлениями, касающимися страны, которую вы представляете. Однако нельзя отрицать существование проблем. Если клиент считает, что у вас сильна бюрократия, то нужно убедить его, что вы можете помочь справиться с этой бедой. Нельзя отрицать наличие пиратства, но стоит акцентировать внимание зарубежного партнера на том, что с пиратами уже начали бороться. Помогайте вашим клиентам оценивать вас. И учтите, что держаться на рынке только за счет низких цен в будущем будет очень сложно. Нужно иметь и другие козыри», — советует Йост Хопперманн, аналитик Forrester/Giga Information Group.

Проекты, инициативы, соглашения

Представленная аналитиками картина получилась не слишком радужной. Более оптимистично звучали выступления представителей иностранных компаний и организаций, которые уже не первый год общаются с российскими разработчиками.

«Компания Sun осознала огромный потенциал России еще лет 12 назад. Мы давно и успешно сотрудничаем с российскими компаниями. Например, ключевые элементы популярной сегодня платформы Java создавались здесь, в Петербурге, в 1996 г. При этом финансирование разработок в России со стороны Sun продолжает расти», — говорит Джейсон Хоровитц, менеджер по развитию бизнеса компании Sun Microsystems.

«Германские компании давно сотрудничают с Индией. Сейчас они пересматривают стратегию. Растет потребность в кооперации с российскими фирмами, которые в Германии пока малоизвестны. Совместно с ассоциацией «РусСофт» мы создаем условия для более тесного сотрудничества. Собираемся проводить road show и другие мероприятия. Да и политическая ситуация благоприятствует расширению сотрудничества России и Германии», — считает Матиас Вебер, старший менеджер по международной кооперации ассоциации BITKOM, которая объединяет 1250 ИТ-компаний Германии.

На форуме представители BITKOM и «РусСофт» объявили о подписании соглашения о сотрудничестве. Правда, на самом взаимодействии двух ассоциаций оно вряд ли отразится. «Мы давно и плодотворно сотрудничаем. Соглашение нужно для признания официального статуса этого сотрудничества. Для германских фирм это важно. Подобное соглашение есть и с индийской ассоциацией разработчиков ПО, но дружеские отношения у нас только с «РусСофтом», — уверяет Матиас Вебер.

В апреле 2003 г. ассоциация «РусСофт» подписала аналогичное соглашение с Американо-Российской торгово-промышленной палатой Новой Англии (регион, включающий несколько штатов на Восточном побережье США; здесь расположен ряд престижных университетов и множество венчурных компаний). Даниель Сатинский, представлявший на SOS эту организацию, рассказал: «С Россией мы сотрудничаем с 2001 г. Первые контакты были с петербургским консорциумом «Форт-Росс». Совместно мы уже провели ряд мероприятий в США, в которых участвовали многие американские компании.

В Новой Англии нет гигантов мировой ИТ-индустрии. В основном малые и средние фирмы, которые могут найти таких же партнеров в России. Это самый быстрорастущий сектор, поэтому для расширения сотрудничества есть все основания. Три российские компании — Auriga, Star Soft и VDI — уже неплохо зарекомендовали себя в Новой Англии».

Мелисса Лэйрд, глава подразделения Intel Software and Solutions Group, рассказала о новой инициативе корпорации по поддержке российских разработчиков ПО (подробнее см. с. 1).

Проект, нацеленный на установление прямых контактов с российскими поставщиками ИТ-продуктов, представила компания Nokia.

Состоялась также презентация проекта Russia ICT Connector (Финляндия), предполагающего различные виды поддержки российских разработчиков, прежде всего в Северо-Западном регионе.

Возможно, какие-то заказы сделает компания TeliaSonera. Правда, она образовалась совсем недавно (в результате объединения фирм Telia и Sonera), и ее стратегия развития еще не сформулирована в деталях. «Этот вопрос будет решен осенью. Однако перспективы для сотрудничества хорошие, потому что и Telia, и Sonera имеют продолжительный и позитивный опыт взаимодействия с компаниями из России», — говорит Эйла Руммукайнен.

Растите, но только незаметно

В том, что российский экспорт услуг по разработке ПО будет расти, причем быстро, не сомневаются ни отечественные разработчики, ни эксперты, ни аналитики. Однако стать заметными на мировом рынке ПО России и российским компаниям будет очень нелегко.

Дело в том, что многие западные партнеры не торопятся популяризировать достижения российских программистов, даже наоборот — стараются умалчивать. Да и некоторые планы, касающиеся сотрудничества, могут быть не реализованы из-за различного рода препятствий.

«Репутация на мировом рынке очень важна. Посредством PR-акций ее не достичь. Нужно создавать ее постепенно, выполняя заказы в срок и качественно», — советует Мелисса Лэйрд. Однако тут же прозвучал вопрос: «Кто и когда узнает о том, что мы работаем хорошо, если западные заказчики, как правило, стараются не разглашать факт сотрудничества с российской компанией?». Ответить Мелисса Лэйрд не смогла, сказав лишь, что «корпорация Intel заранее согласует с партнером, что будет разглашаться, а что — не будет».

Ведущие исследовательские компании, может быть, и рады включить в свои отчеты цифры по России, но получить достоверные данные трудно — практически ни одна компания не раскрывает доходы от экспорта услуг, и, вероятно, большая часть отрасли находится в тени.

Еще одна проблема — не везде на Западе российским программистам будут рады. Вот что говорят, например, некоторые участники форума, которые побывали в Новой Англии: «Соглашение с «РусСофтом» подписано, и американские компании не возражали против этого, поскольку оно их ни к чему не обязывает. А вот к реальному сотрудничеству они еще не совсем готовы, в частности, из-за противодействия со стороны программистов, которые боятся потерять работу в результате привлечения российских разработчиков».

«Я уже третий раз участвую в форуме и вижу прогресс у российских разработчиков. Следует учесть: прошло всего три года, а для освоения новых рынков необходимо 5—10 лет. Однако, если вы будете предоставлять только услуги, о вас никто в мире не узнает. Нужно разрабатывать и продвигать на мировом рынке собственные программные продукты. И обращать внимание не только на Европу и США, но и на другие страны. В СНГ, например, рынок ИТ растет гораздо интенсивнее, чем во всем мире», — говорит Эйла Руммукайнен.

Нужно делиться

Создание и продвижение программных продуктов на зарубежных рынках стало одной из основных тем, обсуждаемых на SOS 2003. Некоторые российские компании поделились собственным опытом.

«Сначала мы решили, что наша гостиничная система Edelweiss достаточно хороша, и мы сможем продавать ее в Швейцарии самостоятельно. Однако тогда с трудом удалось продать за год четыре лицензии. В 1998 г. свои услуги по продвижению этой системы в Швейцарии, Австрии и Германии нам предложила компания Sulcus Hospitality Schweiz. Затем, в 1999 г., было подписано дистрибьюторское соглашение с компанией Eltrax. В результате продажи резко выросли. На сегодня имеется уже 424 инсталляции по всему миру», — рассказал Александр Егоров, генеральный директор компании Reksoft.

Успешно продают свои продукты через зарубежных партнеров также компании SPIRIT и «Лаборатория Касперского».

___________________________
Отчет о форуме SOS 2002 см. в CRN/RE № 12/2002, с. 1.

Мнения

Адриан Девитт, старший аналитик Forfas
(организация, представляющая интересы разработчиков ПО Ирландии).

CRN/RE: Чувствуют ли ирландские разработчики конкуренцию со стороны российских софтверных компаний?

А.Д.: Нет.

CRN/RE: А есть ли опасения, что подобное соперничество возникнет и Россия отнимет у Ирландии часть мирового рынка?

А.Д.: Конкурентами мы вряд ли станем, и эту тему даже не стоит поднимать. У России и Ирландии свои преимущества и недостатки. Наша страна небольшая и имеет ограниченные людские ресурсы. Зато уже хорошо известна на мировом рынке ПО. Мы можем только дополнять друг друга. Перспективы сотрудничества просматриваются очень хорошо.

CRN/RE: Что помогло Ирландии занять ведущие позиции?

А.Д.: Во многом правительство страны, которое поняло, что офшорное программирование выгодно — оно позволяет получать большие доходы компаниям, дополнительные налоги — государству, высокие зарплаты — программистам. В тесном взаимодействии с представителями отрасли определяются сильные и слабые стороны, выявляются ключевые зоны, в которых можно достичь конкурентных преимуществ, и корректируется законодательство.

Валентин Макаров, президент ассоциации «РусСофт».

CRN/RE: Что изменилось за прошедший год?

В.М.: Отношение к России в мире. Мы также увидели свое место на мировом рынке — наши разработчики готовы предлагать нестандартные решения. Другим стало отношение к отрасли российского правительства. Так что началась хорошая стадия развития. Кроме того, в нашу ассоциацию стали вступать компании из Украины и Белоруссии.

CRN/RE: В чем конкретно проявляется изменение отношения властей? Что-то оно не заметно...

В.М.: На форум впервые приехал представитель высших органов власти РФ. В рамках программы «Электронная Москва» предполагается выделение 300 млн. руб. на поддержку офшорного программирования в столице.

CRN/RE: Почему маркетинговые акции ассоциации «РусСофт» не ориентированы на российский рынок?

В.М.: Мы занимаемся продвижением отрасли на мировом рынке, а Россия — это часть мирового рынка.

Контуры рынка

На пленарном заседании SOS 2003 прозвучали две оценки российского экспорта продуктов и услуг по разработке ПО, правда, без каких-либо ссылок на источник: в 2002 г. — 330 млн. долл., в 2003 г. — 425 млн. долл., а возможно, он достигнет полумиллиона долларов. Скорее всего, эти оценки опираются на результаты опросов, проводимых в последнее время в России.

Исследования российского рынка разработки ПО на экспорт производились в 2000—2002 гг. ассоциацией «РусСофт», Американской торговой палатой в России, компаниями Market-Visio (Gartner Group), Aberdeen Group и Ernst&Young. По данным ассоциации «РусСофт», в России действует не менее 3000 компаний, занимающихся разработкой ПО, из них около 1000 частично или полностью экспортируют свои продукты и услуги.

В оценках объемов экспорта существует значительный разброс. Например, по итогам 2002 г. Market-Visio оценивает его в 300 млн. долл., Ernst&Young — 230 млн. долл., а «РусСофт» — 330 млн. долл. Некоторые участники SOS 2003 считают, что даже данные «РусСофта» существенно занижены. Возможно, в несколько раз. То, что экспорт услуг российских софтверных компаний на самом деле значительно превышает 330 млн. долл., можно вполне допустить, если знать методику изучения этого сектора рынка в России.

Дело в том, что исследования проводились путем опросов компаний. Однако далеко не все фирмы известны исследователям, а многие отказались отвечать на вопросы. Есть сомнения и в достоверности ответов тех, кто согласился участвовать в опросе, поскольку российские компании с помощью легальных способов уходят от проблем, связанных с валютным, налоговым и таможенным регулированием экспорта. Тем не менее лучшей методики исследования на сегодня нет.

Еще труднее, как оказалось, оценить потенциал России. Так, участники SOS 2003 безуспешно пытались определить, сколько же ежегодно готовится специалистов, которые могут работать программистами. По данным компании Auriga, 187 тыс. человек, что значительно больше, чем в Индии (60 тыс.) и Китае (50 тыс.). По другим оценкам, не более 10—12 тыс. Данных российских государственных органов пока нет.

Оценки объемов экспорта продуктов и услуг в области разработки ПО 2001—2003 гг. (млн. долл.)

Организация, год Услуги по разработке ПО (с учетом центров разработки зарубежных компаний) Готовые программные продукты

Нелегальный бизнес (оценка «РусСофт»)

Суммарный экспорт
Market-Visio
2001 213 20 233
2002 265—270 30 295—300
2003* 348 40 388
Ernst&Young
2001 150 20 170
2002 200 30 230
2003* 250 40 290
«РусСофт»
2001 230 20 15 265
2002 280 30 20 330
2003* 360 40 25 425

* Прогноз.
Составлено ассоциацией «РусСофт».