...Сокровища Вселенной
Мерцают, словно дышат,
Звенит потихоньку зенит,
А есть такие люди,
Они прекрасно слышат,
Как звезда с звездою говорит...
«Песня о звездах»
Что такое Вселенная? Вселенная, согласно интернет-энциклопедии, — это понятие из области астрономии и философии, не имеющее строгого определения. Нет-нет, не волнуйтесь, вы не перепутали издания. Вы все еще читаете CRN/RE, а не «Вестник звездочета». Просто всякий раз, когда приступаешь к вступительной статье для спецвыпуска, посвященного итогам одного из проектов нашего издания («Чемпионы канала» или «Лучшие российские ИТ-дистрибьюторы»), хочется найти для российского ИТ-рынка новый образ. И в последнее время все чаще на ум приходит сравнение с тем миром, в котором мы живем. С миром в самом широком смысле этого слова, т. е. с космосом или Вселенной.
У этих двух понятий (ИТ-рынок и Вселенная) есть много общего. Судите сами. Во-первых, словосочетание «ИТ-рынок» тоже не имеет строгого определения. Как и Вселенная, он постоянно пульсирует и постепенно расширяется «от центра к краям»: к ИТ-рынку начинают причислять те товары, которые никогда раньше не относились к тому, что мы понимаем под «информационными технологиями».
Во-вторых, так же как в случае с Вселенной, изучающие наш ИТ-космос до сих пор не могут прийти к единому мнению, где начинается (в отделе телевизоров или холодильников?) и где заканчивается (на поставках оборудования для Олимпиады или на создании отечественных процессоров) российский ИТ-рынок.
Зато все они сходятся в одном: он возник в результате Большого взрыва (а как еще назвать то, что происходило в нашей стране в 90-х?), когда на том месте, где сейчас находится наша ИТ-вселенная, не было вообще ничего, и вдруг это самое ничего взорвалось, породив удивительную и, самое главное, действующую модель мироздания.
Нужны еще примеры сходства нашего рынка и того, что мы называем космосом? Тогда вспомните вопрос, который интересовал каждого, кто хоть раз смотрел в ночное небо, и на который, судя по всему, еще очень не скоро будет получен ответ. Сколько на небе звезд? Та же самая неразрешимая пока загадка мучала каждого, кто пытался посчитать количество ИТ-компаний, работающих в нашей стране...
Как и положено настоящей Вселенной, ИТ-рынок состоит из отдельных галактик (рыночных сегментов), в которых, в свою очередь, существует бесчисленное множество «солнечных» систем (партнерских сетей). А в центре каждой такой солнечной системы находится своя звезда (дистрибьютор). Именно вокруг этих звезд и крутятся планеты (партнеры второго уровня), которых они смогли не только притянуть к себе, но и, самое главное, удержать. Если присмотреться, то можно заметить, что у некоторых «планет» есть свои спутники, для которых именно эта планета (которая уже становится не просто партнером, а субдистрибьютором) становится центром вселенной.
Как и в реальности, ИТ-галактики могут быть большими и маленькими, располагаться близко друг от друга или очень далеко. И жители разных планет, глядя в мерцающую бездну ИТ-рынка, периодически задумываются, есть ли жизнь там, за пределами их галактики. А самые смелые из них в поисках лучшей доли снаряжают экспедиции, осваивают новые миры (напомню, что в нашем случае это рыночные сегменты). В новых галактиках созданные ими колонии (новые подразделения и департаменты) рано или поздно начинают вращаться вокруг новой звезды, становясь одной из планет в ее партнерской сети.
Каждая ИТ-галактика — это Вселенная в миниатюре, она состоит из бесчисленного множества самых разных звездных систем (партнерских сетей): от огромных, включающих в себя большое количество планет, до совсем крошечных. Да и среди звезд (дистрибьюторов), благодаря которым создаются эти системы, вы не найдете двух одинаковых. Их мир богат и разнообразен. Существуют звезды маленькие и большие, горячие и холодные, яркие и тусклые, чрезвычайно разреженные и необыкновенно плотные. Есть звезды, медленно изменяющиеся с течением времени, и такие, на которых протекают бурные физические процессы. Гиганты и карлики дистрибьюторского бизнеса — всем им нашлось место в ИТ-вселенной. Звезды выделяют невероятное количество энергии (продуктов, дистрибьютируемых в соответствии с контрактами с вендорами), они становятся ее источниками энергии для всех планет, которые вращаются вокруг них. Да и вообще, без звезд во Вселенной не было бы жизни: именно они дарят свет и тепло (а в эти два слова можно вместить все то, что дистрибьюторы транслируют своему каналу: финансовую поддержку и программы формирования прибыли, консультации по проектам и маркетинговые фонды, широту продуктового портфеля и наличие всего, что в него входит со склада, или возможность быстрой доставки) практически всем живым существам ИТ-рынка, создавая тем самым теплый, полный жизни оазис в ледяном космосе.
Конечно, те партнеры, которые находятся возле звезды, обогреты и освещены гораздо лучше, чем их более удаленные собратья. На ИТ-рынке таким близким к центру орбитам присваивают привилегированные партнерские статусы. Их обладатели действительно получают более выгодные условия. И, в отличие от реальной Вселенной, где планеты миллионы лет вращаются по одним тем же орбитам , у любой ИТ-планеты есть возможность перескочить на орбиту поближе к своему Солнцу. Правда, в некоторых галактиках для такого скачка с одного партнерского уровня на другой необходима прямо-таки космическая энергия.
Увы, но, как и в реальном мире, в нашем космосе ничто не вечно. Случается, что одна из звезд исчезает с ИТ-небосклона. И тогда энергия, выделяющаяся при ее взрыве (напомню, что в нашем случае это продукты, дистрибьютируемые в рамках контрактов с вендорами), либо поглощается другими звездами, либо, что бывает гораздо реже, может спровоцировать появление новой звезды.
Как и положено настоящей вселенной, в ИТ-космосе не обошлось и без темной материи. В реальном мире ученые определяют ее как «то, что не видно глазу, однако ее присутствие доказано в ходе наблюдений за Вселенной. Одним из таких доказательств существования темной материи стало ее гравитационное влияние на другие объекты, в том числе на траекторию движения звезд и галактик: было обнаружено, что многие галактики вращаются быстрее, чем ожидалось». Идеальное описание того, что в ИТ-сообществе называют «серым» рынком. С течением времени сильно поменялось и отношение к тем, кто ведет себя подобно темной материи (т. е., оставаясь в тени, создает дополнительную «гравитацию» внутри различных рыночных сегментов), и понимание того, кого же относить к «серым» поставщикам. При этом как и реальные астрономы, так и наблюдатели за ИТ-вселенной, постоянно совершенствуя свои средства и методы изучения глубин космоса, получают все больше информации о том, что раньше было недоступно человеческому глазу. Вы спросите, какое место в этой системе отведено вендорам? Из всех небесных объектов им ближе всего туманности — облака космического вещества, которые по сути своей являются основными строительными блоками Вселенной. Ведь, по утверждению ученых, именно туманности содержат все те элементы, из которых потом и создаются звезды и звездные системы. А как поэтично теперь можно описать, насколько важен выбор правильного дистрибьютора для бизнеса вендора: «Звезды, которые находятся внутри этих туманностей, заставляют их светиться красивым цветом...» .
Что касается клиентов, как частных, так и корпоративных, то в нашей Вселенной — это не что иное, как черные дыры: «Несомненно, это самые странные и загадочные объекты в космосе. Их причудливые свойства могут бросить вызов законам физики Вселенной и даже природе существующей действительности. Распространенный миф о черных дырах говорит о том, что они всасывают всю материю вокруг себя». Точнее и не скажешь. Еще никому не удалось ни разгадать секрета черных дыр, ни предсказать их поведение. То же самое происходит и с ИТ-бюджетами заказчиков — пока никто не смог точно спрогнозировать, какое именно количество космической энергии (т. е. ИТ-продукции) поглотят те или иные клиенты за тот или иной период времени...
В каждой ИТ-галактике есть свой пояс астероидов — периодически возникающие новые виды партнеров второго уровня, которые еще не успели стать полноценными планетами, но уже влияют на жизнь нашей вселенной, подталкивая ее давнишних обитателей к изменениям.
Звездное небо испокон века привлекало человеческие взоры. Современные оптические устройства позволяют ученым не только отличать звезды от планет, но и заглядывать гораздо глубже в космос, на тысячи световых лет, раскрывая все больше тайн этого неизведанного пространства. Вот и в нашей Вселенной есть такие наблюдатели (например, CRN/RE), и такие оптические устройства. Наш рейтинг «Лучшие российские ИТ-дистрибьюторы» — это своеобразный телескоп Хаббл, делающий мгновенные фотографии ИТ-небосвода, на которых запечатляется все то, что произошло на рынке за время, прошедшее между двумя соседними снимками. Ведь мы, как опытные астрономы, прекрасно понимаем: все, что, как нам кажется, мы видим сейчас, — лишь проекция того, что уже когда-то произошло.
Да, итоги нынешнего рейтинга рассказывают только об одной составляющей нашего мира — о дистрибьюторах. Но наше исследование все равно дает представление о том, что происходит в ИТ-космосе, и позволяет строить предположения, к каким последствиям это может привести. Ведь, как и в реальной Вселенной, в нашей все и всё взаимосвязано. Просто надо непременно услышать, что именно говорят нам звезды.