Компания основана в 1992 г.
Руководство: генеральный директор — Расколов Сергей Николаевич.
Количество сотрудников: более 7 тыс. человек.
Бизнес-показатели:
По итогам 2013 г. выручка компании составила 141,7 млрд. руб. (рейтинг Forbes). По итогам 2014 г. этот показатель был равен 188,2 млрд. руб. (рейтинг Forbes).
Структура продуктового портфеля
- По видам продуктов (доля продуктовой группы в обороте компании, %). Данные представлены на рис. 1.
- По вендорам: более 450 брендов, свыше 300 прямых дистрибьюторских контрактов. Крупнейшие поставщики дистрибьютора (в алфавитном порядке): Acer; Apple; ASUS; Bosh; Dell; Digma; HDS; HP; Huawei; IBM; Intel; Ippon; Lenovo; LG; Microsoft; Philips; Samsung; Seagate; WD; «Бюрократ».
Структура дилерской сети
- Количество дилеров: по итогам 2013 г. с дистрибьютором работало более 10 900 компаний. Из них 7200 — активных. В октябре в 2015 г. численность дилерской сети дистрибьютора сократилась до 8600 партнеров, из которых активных — 5500 компаний.
- Максимальная доля одного дилера (торговая сеть) по итогам 2013 г. в обороте дилерской сети — 8.2%.
- Специализация партнеров (доля партнеров данной специализации, % от общего количества партнеров). Данные представлены на рис. 2.
- Региональная структура дилерской сети (доля партнеров в каждом регионе, % общего количества партнеров). Данные представлены на рис. 3.
Региональная структура бизнеса
Региональная структура бизнеса (доля региона, % общего оборота компании). Данные представлены на рис. 4.
Филиалы: в настоящий момент у компании семь филиалов в городах: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара.
Новые направления бизнеса, открытые в 2014–2015 гг.
В 2014 г. компания Merlion приобрела дистрибьюторский бизнес компании ВИАТ по тонким клиентам Dell WYSE, в результате чего значительно упрочила связи с системными интеграторами. Другое важное событие этого года — слияние с компанией DNA SCS — позволило Merlion существенно усилить свои компетенции в области пассивного сетевого оборудования и, в частности, решений СКС.
Также в 2014–2015 гг. компания вышла на рынок видеоконференцсвязи (ВКС), подписав прямые дистрибьюторские контракты с LifeSize и Polycom.
В 2015 г. был открыт «Центр технологических решений IBM» — уникальная площадка, объединяющая программные и аппаратные решения, а также компетенции разработчиков и инженеров Merlion, IBM и компаний-партнеров.
Новые партнерские статусы, полученные от вендоров
В 2014–2015 гг. компания Merlion подписала более 50 новых дистрибьюторских контрактов, в том числе эксклюзивных (ZNV, Compaq и др.): ACCO Brands, ACTi, AEG, Acronis, Axis, Beats by dr.Dre, Bettermann, Beward, Brocade, Canon, Commvault, D-Color, Delta Battery, Emzior, Endever, GBS, Hercules, HGST, Honeywell, iiyama, Inspur, ITV | AxxonSoft, Lexar, Lexmark , LifeSize, M-audio, Nardi, Native Instruments, Novation, OBO, Onkyo, Plantronics, Polycom, Real Cable, Rexel, Rikon, Rittal, Sapphire, Skil, TP-LINK, Trassir, Transcend, «Сигнал».
В большинстве своем — это расширение компетенций Merlion в сфере VAD-дистрибуции.
Были также подписаны соглашения с российскими ИТ-производителями: ЦМО, ДКС, «Рикор.ИТ», «Доктор Веб». С производителями бытовой техники: MORA и эксклюзивные соглашения с TCL, Sinbo. С производителями канцелярских товаров: Caran d’Ache (эксклюзив), Parker & Waterman, Piquadro.
Основной принцип работы с партнерами
Наша задача — не увеличить свой бизнес в партнере, а увеличить бизнес партнера!
Основное конкурентное преимущество вашей компании
Масштабность бизнеса, надежность и финансовая устойчивость компании. Широта предлагаемого ассортимента и доступность товара на складе. Развитая система логистики и партнерских сервисов.
Основные события, произошедшие в компании в 2013–2015 гг.
Накануне 2015 г. Merlion серьезно усилил свои позиции на Урале — в Екатеринбурге открыт крупный логистический хаб, позволяющий партнерам получать товары напрямую от вендоров, минуя столицу. Это дает региональному бизнесу ощутимые преимущества — от сокращения логистического плеча и сроков поставки до более выгодной отпускной цены. Из «отрицательных» событий можно отметить факт закрытия офиса в Казахстане (летом 2014 г.).
Самое большое достижение компании в 2014–2015 гг.
Merlion укрепил свои позиции в качестве одного из ключевых игроков на рынке VAD-дистрибуции, особенно в сегменте Enterprise-решений. Компания уверенно входит в топ-3 на рынке дистрибуции бытовой техники. Успешно развивается собственное производство офисной мебели и изделий из пластика, полученное в результате слияния с одноименной компанией «Бюрократ», — сейчас оно крупнейшее в России, а по возможностям решения различных задач в рамках одного предприятия не имеет аналогов в Европе. На ежегодном форуме DISTREE EMEA компанию Merlion отметили наградой «EMEA Channel Academy: 2014 Awards» — статус «Дистрибьютор года в России и странах СНГ».
Изменения во взаимоотношениях с партнерами, произошедшие с конца 2013 г.
Стратегия остается прежней — сохранение масштабов бизнеса канала, остающегося самым крупным в России, и неуклонное повышение качества услуг, которые мы оказываем партнерам. При этом, чтобы придерживаться выбранной стратегии, приходится менять тактику — выстраивать все более тесные отношения как с вендорами, так и с каналом. В нынешних условиях ключевую роль играет оперативность принятия решений, где максимально учитываются потребности всех заинтересованных сторон — производителей, поставщиков, а также сервисных организаций. Растущие потребности российского рынка в высококвалифицированных ИТ-услугах побуждают нас активно развивать VAD-направление. Убеждены, что именно VAD-дистрибуция, объединяющая компетенции вендоров, интеграторов и ресурсы самого дистрибьютора, включая техническую экспертизу, логистику и финансовые возможности, способна обеспечить потребности рынка в квалифицированных ИТ-сервисах даже в условиях ограниченных ИТ-бюджетов заказчиков. Интерес поставщиков к нашему широкому каналу сбыта, так же как и прежде, будет привлекать к нам новых вендоров, заинтересованных в российском рынке. Обладая возможностью выбора, мы, как и ранее, будем стремиться предлагать партнерам лучшее из того, что есть на российском и мировом рынках.
Основные планы развития компании на ближайшие три года
Планомерное развитие бизнеса в регионах, повышение эффективности бизнеса региональных партнеров за счет расширения возможностей логистических хабов и прямых поставок от производителей.
Развитие VAD-дистрибуции и сервисного направления за счет агрегации компетенций вендоров, партнеров и собственных специалистов в рамках подразделений Технического центра Merlion Engineering (включая «Центр технологических решений IBM»).
Укрепление взаимодействия с каналом и вендорами с учетом особенностей турбулентного рынка и политики импортозамещения.
Дальнейшее развитие розничных проектов («Ситилинк» и ПОЗИТРОНИКА) и «Сети компьютерных клиник», а также производства собственных торговых марок, таких как iRU, «Бюрократ».