Руководитель: Алексей Малышев.
Победа в рейтингах «25 лучших региональных ИТ-компаний»: 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 гг.
CRN/RE: Что, по вашему мнению, может быть счастливым случаем на ИТ-рынке? Можно ли научиться превращать «случайности» в «счастливые случаи»? В каких сегментах ИТ-рынка «счастливые случаи» чаще всего происходят? Какие «счастливые случаи» случились с вами за прошедший год?
Алексей Малышев: Развитие любой компании всегда идет двумя путями: первый состоит из маленьких последовательных улучшений, а второй — из озарения, переосмысления, пересборок.
Поэтому ни один процесс создания чего-то принципиально нового не обходится без серендипности. Способность заметить то, что не замечают другие, соединить между собой незаметные разрозненные фрагменты, решить нерешаемую, казалось бы, задачу — это именно то, что отличает предпринимателей от всех других людей.
И любой предприниматель знает, что «серендипность» не имеет ничего общего со «случайностью». «Серендипность» — это набор очень важных soft skills. Их надо постоянно развивать и прокачивать. И это — отдельный навык.
Если же говорить о том, где именно подобные «счастливые случаи» происходят чаще всего, то, несомненно, на новых рынках. В процессе становления последних активно появляются и исчезают новые технологии и продукты, рождается максимальное количество новых лидеров рынка, и уходят в тень те, кто раньше был таковыми. В такие моменты кажется, что успешные компании или решения возникают из ниоткуда, а их успех — это «случайность». Но я убежден: такие «случайности» — результат кропотливой работы по формированию видения, анализу рынка, тестированию разных гипотез, выбору вектора развития и, в конце концов, по развитию предпринимательского таланта.
Например, в 2020 г. мы поставили цель — стать одним из лидеров цифровой трансформации в отрасли промышленности, и теперь активно развиваем это направление. Возможно, постороннему наблюдателю, человеку, не вовлеченному в процесс, это решение покажется спонтанным. Но только не тому, кто хоть раз долго и кропотливо создавал свою «счастливую случайность». Такие люди понимают, что каждая «случайность» — закономерный результат системной работы.
CRN/RE: Опыт из каких областей работы вашей компании помогает лучше замечать и не пропускать «счастливые случаи»?
А. М.: Я уже говорил про две составляющие любого развития. Чтобы бизнес развивался гармонично, важно приучить себя идти не только по пути постоянных маленьких улучшений, и но и по пути «озарений» и переосмыслений. И это очень непросто. Озарение происходит не так часто, как нам хотелось бы. Чтобы замечать «случайные подсказки», переосмысливать происходящее, пересобирать что-то привычное в принципиально новое, надо тренироваться думать по-новому. И если на пути «постоянных небольших улучшений» виден результат каждого сделанного шага, то на пути «озарений и переосмыслений» принимаются стратегические решения.
CRN/RE: Поиск в каких сферах деятельности помогает повысить уровень «интуиции» вашей компании?
А. М.: Сейчас в «Сонет» как раз происходит трансформация через пересборку. Изменения, которые мы вносим во внутренние бизнес-процессы (в первую очередь — в управление персоналом и построение корпоративной культуры) позволяют выйти на новый качественный уровень управляемости и эффективности компании. В перестройке принимают участие не только руководители высшего и среднего уровня, но и рядовые сотрудники: сами предлагают новые интересные решения. Конечно, не все из «принесенного» получится встроить в работу компании. Но мы рассматриваем каждое предложение. Вдруг это и есть наш «счастливый случай»!
CRN/RE: Как врожденная «серендипность» помогает вашей компании работать на ИТ-рынке? Насколько от нее зависит успех, и какая доля в успехе приходится на четкое выполнение установленных правил?
А. М.: Я счастливчик! Мне всю жизнь везет с людьми! Это и есть врожденная серендипность. «Сонет» 22 года, и все это время основным богатством компании были именно люди. Находить самых лучших, самых талантливых — это особое умение на уровне врождённого везения. Именно оно и помогает быть успешными: когда рядом работают лучше, ты и сам становишься лучше.
CRN/RE: Может ли выжить ИТ-компания, если не обладает серендипностью?
А. М.: По идеологии менеджмента количество всегда должно переходить в качество. Иначе компания, достигнув «потолка», сначала останавливается, а затем начинает умирать.
Поэтому, как мне кажется, без серендипности жить, наверное, можно, но быть успешным — вряд ли. Ведь именно она постоянно подбрасывает что-то новенькое: заставляет меняться и находить нестандартные решения.
Это одно из базовых качеств и человека, и компании для выживания в условиях высокого уровня неопределенности, в которых мы сейчас находимся и будем находиться еще достаточно долго. И причина такой «турбулентности» не в COVID — пандемия лишь «подсветила» те процессы, которые уже идут, придала им дополнительный импульс. Мы стоим на пороге четвертой промышленной революции, на наших глазах происходит глобальная смена технологий. Многое из того, что было разработано в виде «концепта» и долгое время не находило практического применения, сейчас стало доступно широкому кругу потребителей. И это меняет все: и образ жизни каждого из нас, и общемировую экономику. Многие рынки формируются заново, меняется ландшафт бизнес-среды. Поэтому всем надо тренировать навыки быстрой пересборки отжившего, переосмысления старого и поиска нового.
Справка о компании
Год основания: 1999.
Состояние бизнеса компании: оборот компании составил 2 865 196 000 руб.
Филиалы: Москва.
Важные события и достижения за последний год: открыто новое направление бизнеса «Цифровая трансформация предприятий».