Кто в тереме живет?... Уютный офис в центре Москвы, воссозданный из полуразвалившегося старинного дома по воле пионеров компьютерного бизнеса новой России, словно «Теремок» из детской сказки, населен разными жильцами. Вряд ли стоит персонально вспоминать персонажей сказки, но, как и там: кто пироги печет, кто на охоту ходит, кто владения охраняет. Сейчас под крышей дома живет учебный центр, живут отделы, занимающиеся телекоммуникационными проектами, живут и люди, помнящие «Микроинформ» с первого дня его основания...
«Под крышей дома моего»
Рассказывает генеральный директор компании «Микроинформ» Борис Фридман
«Жизнь подтвердила мой тезис о том, что определенная независимость от кадрового состава — признак стабильности компании. Конечно, очень многое зависит от людей. Но когда механизм хорошо отлажен, то даже при смене коллектива поколебать позиции фирмы довольно трудно», — так говорит сегодня глава фирмы.
А положение компании еще совсем недавно было достаточно сложным. Особенно трудными оказались последние два года. 1995-й стал годом расставания с «романтическими программными идеями», 1996-й — годом реорганизации сетевого подразделения. Сотрудники «Микроинформ» считают, что «преодолеть трудности удалось только благодаря нашей устойчивости».
По данным справочника «Кто есть кто на компьютерном рынке России», основные направления деятельности компании «Микроинформ»: разработка и внедрение комплексных сетевых проектов, системная интеграция, авторизованное обучение по сетевым технологиям. «Микроинформ» представляет интересы компаний 3Com Corp. (Networking Partner), Bay Networks (Authorized Partner), Compaq Computer Corp. (Authorized Training Center), Fluke (Authorized Partner), Microsoft Corp. (Authorized Training Center), Mod-Tap (Authorized Installer), Novell Inc. (Authorized Training Center). В компании 92 сотрудника, причем 18 — сертифицированные специалисты.
Сегодня, полагает Борис Фридман, компания прошла критическую точку и находится на пути к подъему.
Для многих «Микроинформ» — целое понятие. Это ухоженное здание на Малой Ордынке, несколько «патриархальные» отношения между людьми,... «Лексикон», Веселов, Дергунова. «Недавно ко мне пришел руководитель представительства одной крупной фирмы, — рассказывает Фридман. — Раньше мы работали над некоторыми вопросами вместе, но он не был в нашем здании довольно долго. Мой знакомый вспомнил, как я говорил тогда: ты придешь через пять лет, и все здесь будет так же: то же здание, та же фирма. Ну, вроде как Ленин и Уэллс. Так и произошло. Вот это для нас крайне важно, потому что мы все время старались создать свою структуру — с одной стороны, состоящую из людей, а с другой — не сильно от них зависящую».
«Микроинформ», наверное, самая старая из активно работающих ныне российских компьютерных компаний — она была создана в 1988 г. Несколько раньше появился «Диалог», но он давно распался на более мелкие фирмы. Где-то близко по времени родилось «Интерквадро», но этой компании на рынке уже нет...
«Микроинформ» появилась как СП — иной путь к самостоятельности в те времена придумать было невозможно. «Мы нашли самых хороших учредителей в мире, поскольку им было совершенно все равно, что мы будем делать», — говорит Борис Фридман. Иностранной стороной в СП стало венгерское предприятие «Телефондиар», а советским соучредителем — Центральный межведомственный институт повышения квалификации в строительстве. Денег учредители практически не внесли, вновь созданная компания зарабатывала на себя сама. С самого начала было избрано три направления деятельности: разработка ПО, обучение и поставка программно-аппаратных комплексов. Все были уверены, что программы наверняка станут покупать и уж здесь-то проблем не будет. Учебное направление избрали из соображений практических — нужно же готовить грамотных пользователей. Но о том, что оно окажется прибыльным, никто и не думал — ведь образование должно быть бесплатным, это главное достижение социализма.
Одним из первых решений при создании фирмы было: иметь свое здание и именно в этом месте. Сколько усилий потратили на получение полуразвалившегося особняка! Но тогда это сделать было много проще, чем сегодня. И надо сказать, «Микроинформ» очень поддержал первый секретарь Москворецкого райкома партии. Малая Ордынка — заповедная зона старой Москвы, при восстановлении здания было много ограничений, все согласовывалось с Моcархитектурой. Внутри же здание совершенно современное, со всеми необходимыми коммуникациями. Интерьеры оформляли московские художники. Вообще, «Микроинформ» своими контактами с московскими галереями сильно отличается от многих компьютерных компаний, придерживающихся спартанской строгости при создании своих интерьеров.
Компания существует в одном и том же качестве девять лет. Сменялись правительства, предпринимались попытки переворотов и начинались войны, а в «Микроинформе» — все шло своим чередом. Сохранять фирму практически в первозданном виде слишком тяжело, на это уходит много усилий и средств. Куда проще уйти с «ядром» людей и основать новую компанию. «Микроинформ» же пытается пробиваться вперед, «не меняя форму одежды».
Работы над выпуском программных продуктов были начаты чуть ли не с первого дня существования компании. Все сотрудники пришли из различных НИИ и ВЦ. В частности, Борис Фридман — из ГВЦ Миннефтегазстроя. При этом каждый ощутил на себе давление жесткой структуры, когда независимо от должности никаких решений ты принять не можешь. И вот забрезжила возможность заниматься чем-то самостоятельно, и прежде всего разработкой ПО.
По рукам ходила масса программ на дискетах, многие что-то разрабатывали, но все это носило характер какой-то игры, потому что собственно «продукт» — пусть не для рынка, а хотя бы для коллег — выпустить было невозможно. Различные ГОСТы, инструкции, нормоконтроль убивали еще не родившийся продукт. Изготовление продукта для массовой продажи казалось недостижимой мечтой.
Когда же появилась долгожданная самостоятельность, сотрудники «Микроинформ» поняли, что нет более очевидного решения, чем взяться за «Лексикон», тогда робко заявивший о себе. Создание команды программистов стало довольно сложным и длительным процессом. Но без основного разработчика — Евгения Веселова — всерьез начинать было нельзя. Он тут же вошел в контакт с сотрудниками «Микроинформ», передал все тексты, но долго думал, прежде чем перейти из ВЦ Академии наук в новую фирму. И только после того, как этот переход состоялся, начали вкладывать деньги. С приходом Веселова и передачей авторских прав на текстовый редактор «Лексикон» и интегрированную систему «Мастер» начались серьезные работы и к 1991 г. «микроинформовская» версия продукта была готова.
Всего было выпущено пять DOS-овских версий «Лексикона». В 1995 г. «Микфоинформ» объявила о выпуске версии под Windows. Прошла презентация, версия демонстрировалась на «Комтеке», но это была лишь бета-версия, уровень готовности которой составлял 70%.
В том же году компания решила отказаться от разработки ПО, а Евгений Веселов перешел в IBS.
Этот период Борис Фридман описывает так: «1995-й — год расставания с нашими разработками ПО, с романтическими идеалами. Работы требовали гораздо большего финансирования, чем то, которым мы располагали. Все годы это было убыточное направление, мы его поддерживали и «ни грамма не жалеем». Прошел естественный жизненный цикл — родилось, жило и нет его».
Одно время обсуждалась идея ведения дальнейших работ над «Лексиконом» совместно с компанией «БИТ», но партнерство не состоялось. В 1996 г. торговая марка «Лексикон» была передана компании «Арсеналъ». Идея передачи принадлежала руководителю «БИТ» Давиду Яну.
«Новый «Лексикон» — совершенно другая разработка, сделанная другой командой, — говорит Борис Фридман. — Этот редактор никакого отношения к нашему «Лексикону» не имеет. Судьба продукта Веселова на самом деле трагична. Ведь по сути завершить разработку не удалось. Три года мы трудились над Windows-версией «Лексикона», и хотя работа уже близилась к концу, завершением это назвать было нельзя. Необходим был серьезный маркетинг, а на него не хватило средств. Уже была коробка, оформленная художником Леонидом Тишковым, а продукта, по сути, не было. Я до сих пор жалею, что «БИТ» не решился заканчивать с нами ту версию. А она могла бы конкурировать с Microsoft Word. Но опять же маркетинг... Он просто невозможен, нужно очень много денег».
Направления работы «Микроинформ» постепенно трансформировались — продажу «просто» компьютеров сменило сетевое направление, появился техцентр, занимающийся созданием сетей. Но одно оставалось неизменным — забота о существовании «дома», о жизни фирмы.
Все надежды Бориса Фридмана связаны со стабилизацией рынка: «Очень нестабильная экономика, меняющиеся правила рынка — работать в таких услових крайне сложно. И это основной бич. Не плохие законы, а их нестабильность. Пусть законы будут плохие, но главное — постоянные.
«Мой дом — моя крепость»
Об учебном центре (и не только) — его директор Олег Литвин
«В первые годы доход от продажи компьютеров значительно превышал доходы учебного центра. В 1988—1991 гг. cоотношение было примерно 30/1. На весомые обороты учебный центр выходил очень и очень медленно. В 1993 г. появилась реальная доля от продаж ПО. По-прежнему доля техцентра значительно превышала все остальные, хотя имидж компании складывался именно за счет ПО. Пик продаж ПО был достигнут в 1994 г. — единственный год, когда реализация «Лексикона» принесла реальную прибыль.
А учебный центр постепенно рос, увеличивалось число классов — с двух до пяти. Еще годик продержалась продажа ПО, затем пошел «Лексикон» под Windows, а к 1995 г. это направление уже сильно «зашаталось». У техцентра в этот период началась лихорадка: заказы то есть, то нет. Затем — полугодовой провал и смена всего персонала техцентра. Пришли новые люди, новый руководитель, но стабильной ситуации здесь, на мой взгляд, по-прежнему нет, хотя в телекоммуникационном направлении тенденция положительная.
В какой-то период, пожалуй, с конца 1995 г. учебный центр стал неким стабилизирующим фактором.
Хочу подчеркнуть: определились два разных направления — телекоммуникационное и учебное — и попытки их как-то связать, дополнить, скажем, использовать учебный центр как маркетинговый отдел, на мой взгляд, нелогичны. Учебный центр дает свой устойчивый доход и, честно говоря, в последние два года был тем «плавсредством», на котором держалась компания.
Ольга Дергунова, генеральный директор Microsoft АО, работала в компании «Микроинформ» c 1992 по 1994 г.
Как человек, ныне работающий в компании, созданной 25 лет назад, я не могу считать, что возраст — помеха для успешной работы. Возраст — это опыт, в данном случае опыт существования на разных стадиях развития компьютерного рынка. «Микроинформ» — пионер нашего рынка, а пионерам тяжелее всего адаптироваться к быстро меняющимся условиям. К тому же накапливается усталость. Но все это, я полагаю, уравновешивается благодаря притоку «новой крови», приходу молодых сотрудников. Бесконечно важен и опыт, который компания «Микроинформ» могла бы передать фирмам, не так давно пустившимся в опасное плавание по нашему рынку.
Я рада, что мне посчастливилось работать в этой команде. Для человека, делающего карьеру, такая работа была необходима. Хочется подчеркнуть, что именно Борис Михайлович Фридман дал нам возможность творить свою судьбу, приветствуя наши идеи и оказывая материальную поддержку. И, по сути, он ведь в свое время сделал невозможное — способствовал появлению на рынке первого отечественного программного продукта — текстового редактора «Лексикон».
Передача имени «Лексикон» другой компании вполне естественна. Вопросы продажи торговой марки и интересы пользователя, по сути, совсем не связаны. Пользователь приобретает тот продукт, который ему нужен, а известная торговая марка только помогает продажам. Если уж компания изменила направление своей деятельности и не занимается больше разработкой ПО, почему торговая марка должна быть забыта?
В свое время в «Микроинформ» приняли правильное решение, начав разработки и продажи ПО. Тогда горизонтальный рынок был совершенно не заполнен, и продукт, подобный «Лексикону», был необходим. В дальнейшем ситуация изменилась, и были выбраны иные направления деятельности.
А вообще приятно вспомнить, как весело мы жили в «Микроинформе». И когда я решила сменить место работы, я уходила не из компании «Микроинформ», я уходила заниматься новым бизнесом.
Можно ли в таком случае отделиться?... Нет. «Микроинформ» — это слишком весомое слово».
Получение приличной прибыли от учебного процесса — целиком заслуга сотрудников учебного центра «Микроинформ» — этого не отрицает никто. Цены на обучение в области информационных технологий в значительной степени сформированы именно ими. «Мы полагаем, что это наше большое достижение и вклад в развитие компьютерного рынка страны», — замечает Литвин.
В компании сумели путем последовательных шагов поднять цены за пятидневное обучение с 20—30 долл. до 850 долл. (!). Это вполне достойная цена, хотя и в 2—3 раза ниже, чем в Германии или США, но, правда, выше, чем в Чехии или Польше. Цены в мире стабилизировались, у нас же идут вынужденные изменения, так как меняется налоговая политика, стоимость аренды и т. д. Цена формировалась постепенно, при этом чутко отслеживалась реакция рынка. Для молодой компании, начинающей учебный бизнес, это, конечно, вещь серьезная. Пригласить к себе хорошего специалиста в качестве преподавателя при таких ценах непросто. С другой стороны, не имея такого маховика, как цена за обучение, невозможно сделать из этого бизнес. И тем не менее, как ни сложно начать сейчас подобное дело, это все-таки возможно, — считает Олег Литвин..
Впрочем, фирмы, которые присылают людей учиться в «Микроинформ», вполне справляются с затратами. Обычно это процветающие компании. Три года назад это были банковские структуры, сейчас их значительно меньше. В последнее время много специалистов из добывающих отраслей, компаний по производству напитков и сигарет. У Литвина даже создалось впечатление, что они обучают на начальных курсах весь табачный бизнес России. Но для развивающихся компаний и молодых специалистов, процветание которых во многом зависит от сертификата учебного центра «Микроинформ», делаются определенные скидки.
Сейчас 90% обучения проходит в стенах «Микроинформа», преподают и в классах одного дружественного учебного центра. Но к созданию филиалов центра Олег Литвин относится крайне осторожно: «Филиалы в отдаленных регионах мы открывать воздерживаемся, так как не уверены, что сумеем обеспечить необходимое качество преподавания. Мы целиком отвечаем за свой сертификат. Не случайно 60% наших «учеников» приходит по рекомендации своих коллег, а это сокращает наши маркетинговые затраты».
За все время деятельности учебного центра в нем получили сертификаты 6 тыс. человек с полутора тысяч предприятий.
Преподаватели приходят из высшей школы, и в «Микроинформ» создают все условия, чтобы они росли в профессиональном плане — это надежнее и проще, чем сделать преподавателя из технического специалиста.
Об одном из них Олег Литвин рассказал особо: «Марина Беленькая пришла к нам преподавать как серьезный специалист в области сетевых технологий, в течение пяти лет мы приглашали ее вести различные курсы. Часто случалось, что ее слушали одни мужчины, и она при этом всегда демонстрировала очень высокий уровень подготовки и умение владеть аудиторией. Это я рекомендовал Марину Беленькую для работы в «Микроинформ».
«Есть у нас еще дома дела»
Слово техническому директору — Марине Беленькой
Говоря о нынешнем положении дел, Марина Беленькая, пришедшая в компанию в 1996 г., подчеркивает: «Сейчас полностью изменилась структура организации. Совершенно иная техническая политика». Связано это, по ее словам, с тем, что техцентр был структурой устаревшей, и теперь как такового его не существует. А то, что было вновь создано, отделом назвать уже нельзя. «Это не отдел, — поясняет Марина Наумовна, — это просто направление работы компании».
Cоздан ряд отделов: сетевых решений, проектных решений, логистики, маркетинга. Во всех отделах появились новые руководители. Но это лишь организационные изменения, но не менее важны финансовые. По словам Беленькой, прежняя схема финансирования техцентра была «в советском стиле», схема же финансирования системного интегратора должна быть совсем иной.
С приходом нового руководителя резко расширился спектр работ в области телекоммуникаций, привлечены новые фирмы-партнеры, поставщики, например Bay Networks и Fluke. В этот же период «Микроинформ» получила из «Мосстройлицензии» необходимые документы, связанные с прокладкой электрических и телефонных кабельных систем, с установкой вычислительной техники, телефонных станций — новые сотрудники не хотели и дальше вести подобные работы на полукустарном уровне.
Высшая награда Novell Education
Этим летом в Гааге проходил ежегодный форум EDGE-97 менеджеров учебных центров Novell Европы, Африки, Центральной и Западной Азии. По традиции на заключительном заседании форума вручают «The Audrey Award» — личную награду менеджеру учебного центра, внесшему особый вклад в развитие Novell Education. В этом году единственным лауреатом из всех учебных центров вышеназванных территорий стал директор учебного центра «Микроинформ» Олег Литвин. Поздравляя его, вице-президент Novell Роберт Пуиссант (справа) отметил достижения «Микроинформ» в области воссоздания в России вполне естественного для всего мира платного обучения.
Состав сотрудников, занимающихся телекоммуникационным направлением, изменился практически полностью. «Мы приглашали людей, чтобы сделать настоящую сетевую фирму-интегратора. В финансовом плане эти люди только приобрели», — поясняет г-жа Беленькая. Люди пришли из достаточно известных компаний — «Интермикро», «Компьютерных систем и технологий». До этого многие работали в системном отделе Госплана, занимались созданием больших телекомммуникационных систем. Сама Марина Беленькая трудилась в ВЦ Миннефтепрома, а позже — в компании «Компьютерные системы и технологии». «Мы приглашали людей из разных компаний, чтобы не было старых ошибок, свойственных одной, определенной, компании. Ну а новые, свои, ошибки мы еще успеем сделать», — говорит она.
И еще одно подчеркивает технический директор: «Естественно, что и заказы, и все навыки работы привнесли наши новые сотрудники. Заказы, подобные тем, что у нас есть сейчас, случайно не возникают. Те системные вещи, которые мы теперь делаем, в общем-то — продолжение многих старых работ. К тому же мы ничего не потеряли и из того, что было сделано в «Микроинформе».
Говорить о новых проектах она считает преждевременным, однако поясняет, что сейчас фирма работает с нефтяными компаниями и банковскими структурами, участвует в различных тендерах. О последних она тоже предпочитает не рассказывать, поскольку «выиграть тендер — это еще ни о чем не говорит, потому что часто и после этого решения меняются».
Марина Беленькая видит будущее «Микроинформ» как компании, занимающейся телекоммуникациями. Наличие столь известного учебного центра она считает большим достижением, надеется на его успешную работу и в дальнейшем и тем не менее утверждает: «Я не знаю фирму — сетевого интегратора, где превалировала бы учебная часть. «Финансовый потолок» у системной интеграции, естественно, совершенно другой». Тот факт, что деятельность «Микроинформ» продолжают по-прежнему связывать с учебным центром и даже с разработкой ПО, она считает следствием неправильной маркетинговой политики: «Здесь никогда особенно не занимались маркетингом», и это, по ее мнению, должно быть исправлено.
Компания реформировалась и реформация продолжается. «Мы стараемся сохранить нашу компанию, — повторяет технический директор Марина Беленькая, будучи солидарна в этом отношении со всеми сотрудниками. — И лицо «Микроинформ» будет поддерживаться, ведь за все эти годы здесь не было ни невычищенного ковра, ни неубранного сквера перед домом».
Все понимают значение дома, все хотят в нем жить, и «Микроинформ» по-прежнему «слишком весомое слово»...