Минувшей осенью российские и зарубежные фирмы, работающие на рынке компьютерной телефонии (КТ), демонстрировали завидную активность. В ноябре компании CompTek и Diamond Communications провели две крупные конференции, посвященные проблемам КТ, организации мультисервисных сетей передачи данных и IP-телефонии (см. CRN/RE № 23/1998). «Диона-Холдинг», «Открытые технологии», Motorola и ряд других компаний провели специализированные семинары. Патрик Браун, вице-президент Cisco Systems по операциям в Центральной Европе, во время своей пресс-конференции в Москве прямо заявил, что «доминирующей тенденцией в настоящее время является конвергенция голосовых технологий и технологий передачи данных». Подтверждение тому - альянсы Nortel-Bay, Lucent-Ascend. К слову, в газете Computer Reseller News (той, что издается в США) осенью открыт новый раздел, который так и называется «Компьютерная телефония».
Активность компаний понятна. Сегодня мировой оборот телекоммуникационного рынка составляет десятки миллиардов долларов в год. Доля рынка КТ пока невелика, но перспективы огромны.
Системы КТ повышают эффективность труда сотрудников офисов за счет автоматизации многих рутинных операций, а также позволяют предоставить клиентам широкий спектр новых услуг. Средства для решения подобных задач существовали давно, но их реализация была возможна лишь при использовании больших ЭВМ. Системы получались очень дорогими, стоимостью в несколько сотен тысяч долларов, и к тому же закрытыми, т. е. привязанными к одной аппаратной платформе. Массовый интерес к этим системам реселлеры и системные интеграторы стали проявлять в начале 90-х годов, когда появились открытые средства КТ на базе ПК, позволившие строить как крупные, так и небольшие системы КТ в соответствии с запросами конкретной организации. Оборудование стало дешевле, и рынок сбыта сразу вырос. Системы стало легко модернизировать. Купив для начала минимальную конфигурацию, фирма могла в дальнейшем наращивать ее возможности, приобретая дополнительное оборудование и ПО. Вспоминая вновь большие ЭВМ, можно сказать, что появление открытых систем КТ произвело такую же революцию, как появление ПК. Так обстоят дела за рубежом.
У нас же, судя по соотношению числа проводимых мероприятий и реальных внедрений, рынок КТ находится в самом начале своего формирования. Причин отставания от Запада несколько. Как считает Андрей Зотов, председатель правления РОЦИТ, активно на рынке КТ работают пока малые фирмы. Крупные компании, способные инвестировать в эту область большие средства, заняли выжидательную позицию. Фирмы, предоставляющие традиционные телекоммуникационные услуги, совсем не в восторге от перспективы появления новых конкурентов. В течение ближайших двух лет «трения», связанные с переделом рынка, будут серьезно тормозить его развитие.
Сходная точка зрения у Алексея Любимова, директора по маркетингу компании Plus Communications. Он считает, что традиционные операторы междугородной и международной телефонной связи, имеющие «перекошенную» тарифную политику, не желают делить этот рынок с новыми игроками.
Леонид Денисов, зам. генерального менеджера Nortel NetWorks, обращает внимание на то, что Госкомсвязи РФ проводит недальновидную разрешительную политику в области новых технологий вместо уместной регистрационной, как принято в странах ЕЭС. Эта политика построена на заблуждении, что российский рынок необычайно привлекателен для зарубежных поставщиков оборудования и технологий. На самом деле его объем пока ничтожно мал. По оценке г-на Зотова, в 1998 г. он составил десятки тысяч долларов. Поэтому не в наших интересах создавать зарубежным поставщикам дополнительные проблемы.
Дмитрий Костарев, руководитель отдела компании ЛАНИТ, и Равиль Рахимгулов, коммерческий директор фирмы «Артикс-Лайн», в числе одной из причин нашего отставания называют дешевизну рабочей силы в России. Действительно, за рубежом один из главных доводов в пользу КТ - возможность уменьшить число сотрудников, «сидящих» на телефоне. У нас же зарплата этой категории служащих невелика, и фирме выгоднее иметь нескольких секретарей, отвечающих на телефонные звонки. Да и в целом экономическая ситуация не стимулирует вкладывать деньги в приобретение современных технологий.
Не следует также забывать, что кроме экономических существуют и чисто технические причины, сдерживающие развитие КТ. Это устаревшие телефонные станции. И если в Москве предпринимаются попытки обновить их, заменить на тоновые, то в регионах ситуация практически безнадежная.
Да и заказчики не проявляют особого интереса к КТ. Специалисты склонны объяснять это недостатком знаний о новых технологиях и тех преимуществах, которые они могут дать. «Характерная особенность российского рынка - отсутствие клиента, понимающего роль КТ в его бизнесе. Это вызывает необходимость обучения клиента азам телекоммуникаций и систем массового обслуживания», - говорит г-н Денисов. Борис Коновалов, технический директор компании TopS, отмечает, что в крупных фирмах отделы ИТ и традиционной телефонии, как правило, разделены и чаще конкурируют между собой, чем сотрудничают.
Серьезной проблемой является отсутствие правовых актов, регламентирующих деятельность фирм, предоставляющих услуги в области IP-телефонии. «На сегодняшний день мы четко не знаем, к чему отнести IP-телефонию», - заявил на Третьей ежегодной конференции по КТ Наум Мардер, первый заместитель председателя Госкомсвязи РФ. Главная проблема, с которой не могут справиться чиновники, - определить, что же это такое? Один из видов телефонной связи или услуга по передаче данных?
Даже специалисты, работающие в этой области, до сих пор не пришли к единому мнению, что означает термин «компьютерная телефония». Обобщая их интуитивные определения и не углубляясь в технические детали, можно сказать, что КТ объединяет компьютерные, сетевые и телефонные технологии. Основное содержание этого понятия - использование компьютера для управления телефонными вызовами, организация взаимодействия между абонентом у телефонного аппарата и удаленным ПК или сервером, находящимся от абонента на расстоянии многих километров, обеспечение телефонной связи по сетям передачи данных, использование компьютерной техники для расширения функций традиционной телефонии. Часто с понятием «компьютерная телефония» отождествляется IP-телефония, или же одно из этих понятий подменяется другим. На самом деле под IP-телефонией специалисты понимают технологию, позволяющую использовать Интернет или любую другую IP-сеть в качестве средства организации и ведения междугородных и международных телефонных разговоров и передачи факсимильных сообщений в режиме реального времени. IP-телефония является одной из наиболее сложных областей КТ.
Крупнейшим дистрибьютором на российском рынке КТ является фирма CompTek, которая специализируется на поставках плат КТ, выпускаемых американской компанией Dialogic. Продукция этой фирмы, по словам директора по маркетингу фирмы CompTek Леонида Шугурова, занимает в нашей стране практически монопольное положение - в 90% решений использованы платы Dialogic. Надо отметить, что и в мире Dialogic занимает лидирующие позиции, контролируя в своем секторе примерно 60% рынка.
В 1997 г. и первом полугодии 1998 г. объем поставок плат Dialogic в Россию удваивался каждые шесть месяцев. Объем поставок во втором полугодии 1998 г. составил 95% по сравнению с первым полугодием того же года. География поставок такова: 23% приходится на долю Москвы, 17% - на долю регионов, 7% - на долю других республик СНГ, 53% продукции уходит в канал так называемых «всероссийских» партнеров, работающих и в Москве, и в регионах.
Для построения систем КТ используется оборудование и других производителей - Cisco, Lucent, Nortel, Ericsson, Motorola, General Datacomm. Но оно, как подчеркнул Леонид Шугуров, относится к другому классу и не конкурирует с платами Dialogic.
Сами по себе платы КТ не являются готовым решением. Чтобы система заработала так, как надо заказчику, для нее должно быть написано соответствующее ПО. Этим занимаются партнеры CompTek. К числу ведущих разработчиков относятся фирмы «Артикс-Лайн», «Морсвязьспутник», «Светец», SoftPro. Среди операторов, использующих решения КТ, компании «Глобал Один», Кемеровская МТС, «Московская сотовая связь», «МТУ-Информ», «Тарио», RGC, и др. Заметна деятельность таких системных интеграторов, как «АйТи», ЛАНИТ, TopS.
Наибольшей популярностью у заказчиков пользуются решения по передаче голоса и данных по единому цифровому каналу. Крупные клиенты начинают внедрять центры телефонного обслуживания (call center) и автоматические информационные системы. Вадим Саякин, начальник отдела компании «Открытые технологии», считает, что у корпоративных заказчиков отношение к Интернету как среде передачи голоса и данных пока настороженное (в тех случаях, когда речь идет о передаче данных на большие расстояния) ввиду сложности контроля и управления на пути прохождения трафика. Широкое распространение получают такие услуги КТ, как система обратного вызова (call back), голосовая почта, факс по требованию, а также сетевой многоканальный факс-сервер, предоставляющий каждому сотруднику фирмы удобный способ работы с факсимильными сообщениями со своего рабочего места.
Среди клиентов преобладают банки, финансовые институты, крупные транспортные и телекоммуникационные компании, государственные организации, предприятия нефтегазовой отрасли и поставщики услуг Интернета. Например, компания ЛАНИТ разработала и установила системы КТ более чем в 10 банках, Центральном московском депозитарии, в «Мосавтолегтрансе», мэрии Новгорода, во Всероссийском Центре муниципальной информации и др. В числе заказчиков фирмы «Светец» - «Промстройбанк», ОАО «Московский междугородный и международный телефон», ТОО «Московская сотовая связь», десятки региональных отделений банков и предприятий связи. Клиентами «Артикс-Лайн» являются «ИТАР-ТАСС», ГВКГ им. Бурденко, компания «Восток-Мобайл», «Украинские мобильные сети» и др.
Представители компаний, работающих в области КТ, не склонны переоценивать нынешний потенциал рынка и его ближайшие перспективы. «Несмотря на большой относительный рост продаж, наблюдавшийся до августа прошлого года, абсолютное количество реализованной продукции и проектов невелико. Поэтому статистика не может быть корректной», - считает г-н Денисов. В настоящее время заметного роста рынка, по оценке г-на Рахимгулова, нет. Рынок стабилен настолько, насколько это возможно в нашей стране. Несмотря на ажиотаж вокруг КТ, для России эти технологии являются пока роскошью, а не необходимостью.
По словам Татьяны Шех, директора по маркетингу компании «Диона-Холдинг», «КТ занимает очень небольшую долю в обороте компании. Последствия экономического кризиса негативно сказались на рынке передовых технологий. Не стала исключением и компьютерная телефония. Значительное уменьшение реального платежеспособного спроса не вселяет оптимизма в отношении быстрого развития этого сектора рынка в России». «Доля решений для КТ в обороте нашей компании незначительна, - говорит г-н Коновалов. - Но в последние полгода в 50% проектов решения для КТ так или иначе присутствуют».
Оптимизм в оценках рынка появляется у представителей компаний, когда они говорят о более отдаленной перспективе. Как считает г-н Саякин, реальная динамика роста будет видна в 2000 - 2002 гг. Но темпы развития все равно будут отставать от США и европейских стран. «Перспективы и потенциал рынка представляются достаточно большими, особенно ввиду движения операторов телефонной связи к цифровым и интеллектуальным сетям, - говорит г-жа Шех. - Переход операторов связи к ОКС-7, упрощение получения первичного (PRI) доступа к ISDN, применение широкополосного ISDN должны подстегнуть развитие рынка дополнительных видов обслуживания в телефонных сетях, в том числе и развитие КТ».
По прогнозу Дмитрия Костарева, темпы роста рынка КТ будут опережать темпы роста рынка телекоммуникаций, не говоря уже о традиционном компьютерном рынке.