В середине февраля Служба информации CRN/RE провела опрос ряда региональных дилерских компаний, чтобы выяснить, продаются ли ноутбуки в регионах, в каких количествах, кто и какие модели покупает.
Респонденты в интересующих нас городах: Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Самаре отбирались из числа компаний, вошедших в справочник «Кто есть кто на компьютерном рынке России». В указанных городах было выбрано 18 фирм, торгующих ноутбуками, причем три из них - мобильными компьютерами Apple.
Служба информации благодарит за помощь участвовавших в опросе представителей компаний «Алтекс», «Лик-Н», «Макрос», «Мираж», «Он-Лайн», «Полаир-Россия», «Сети», «Трикон Системс» (все - Нижний Новгород), «Кардинал», «Нонолет» (Новосибирск), «ДДК», «Ланк-Т» (Ростов-на-Дону), «Волга ЭВМ Комплекс», «Парус-Волга» (Самара), «Логик» (Тольятти).
До августа 1998 г. доля ноутбуков в оборотах компаний-респондентов составляла 5-10%*, а после кризиса объемы продаж уменьшились. Причем представитель компании «Макрос» считает, что «покупательная способность и потребность на этот товар «упали» больше, чем на другие». В среднем доля мобильных компьютеров в обороте компаний снизилась по сравнению с докризисным периодом в два-три раза. В компании «Волга ЭВМ Комплекс» считают, что такое падение закономерно: «В 1998 г. мы продали ноутбуков в два раза меньше, чем в 1997 г. Объемы и дальше будут снижаться теми же темпами. Сейчас в России нет производства, деньги из страны уходят и ноутбуки мало кого интересуют». Большинство респондентов считают, что приобретение мобильного компьютера - вопрос престижа. «Сейчас люди тратят деньги только на самое необходимое, - считают в компании «Сети», - ноутбуки к этой категории не относятся. Они не привязаны и к технологическому процессу, как, например, рабочие станции и серверы.» Кроме того, обновлять купленные ранее машины люди не торопятся. И впервые покупают ноутбук тоже не часто, так как, по мнению представителя «Парус-Волга», для работы сейчас, скорее всего, купят настольный ПК. «...Реальная потребность в использовании ноутбуков пока еще очень мала», - соглашаются в «Ланк-Т». «Те, кто покупает подобную «роскошь» в личное пользование, никогда не используют все ее возможности правильно и полно», - считают в компании «Логик».
По мнению представителей «Ланк-Т» распространение ноутбуков ограничено отсутствием инфраструктуры средств мобильной связи. Хотя, по наблюдениям представителя «Логик», в последнее время объемы продаж сетевых адаптеров для мобильных компьютеров в три раза превысили продажи самих ноутбуков. «Можно ожидать, что в ближайшее время ноутбуки будут покупать чаще в качестве сетевых компьютеров», - полагают в «Ланк-Т». Стоит отметить, что в оценке динамики продаж оптимистических прогнозов было меньше, чем пессимистических. «Сейчас даже московские компании не держат ноутбуков на складах», - утверждают в «Он-Лайн».
Больше половины респондентов - 8 компаний - считают, что объемы продаж в I квартале 1999 г. останутся на уровне IV квартала прошлого года, представители четырех фирм ожидают улучшения, уровень продаж был и останется. Остальные уверены, что объемы продаж снизятся. В то же время ни одному из респондентов не удалось продать в 1999 г. больше 100 ноутбуков.
То, что покупатели ноутбуков - частные лица, использующие мобильные компьютеры в работе, отметили только в одной из компаний и пояснили, что «у нас достаточно богатых людей, чтобы мы могли продавать подобную технику в розницу». В то же время в семи компаниях считают, что ноутбуки закупают только корпоративные заказчики, в семи других, что часть ноутбуков уходит в розницу, а оставшиеся (от 50 до 80%) - на корпоративный рынок. «Частным лицам такая техника практически недоступна, а корпорации предпочитают взять ноутбук за неоплаченные долги», - считают в компании «Мираж». По мнению продавцов, корпоративные клиенты приобретают ноутбуки для высшего руководства, торговых агентов и бухгалтеров предприятия. Модели подбирают с учетом того, кто будет на ней работать. Для руководителя - что-нибудь «покруче» (важна «престижность»), а подчиненным берут машины подешевле.
Наиболее покупаемые - ноутбуки дороже 2 тыс. долл. Причем практически все 8 выбравших этот ответ компаний работают на корпоративном рынке. Отмечают, что чаще стали спрашивать и покупать машины на базе процессора Pentium II с 13-дюйм монитором с активной матрицей.
На втором месте по «покупаемости» (6 ответов) модели ценой от 1000 до 1500 долл. Именно они популярны у частных лиц. «За такую цену покупатели готовы приобрести компьютер хотя и не самый современный, но вполне подходящий для работы», - считают в компании «Сети». Те, кому ноутбук нужен для дела, «...знают, как использовать полностью и такие модели», считает представитель «Волга ЭВМ Комплекс».
Наиболее популярными назвали мобильные компьютеры дешевле 1000 долл. только в одной компании, уточнив, что чаще всего их используют «...в качестве переносной печатающей машинки». Остальные продавцы склоняются к мнению, что самые дешевые модели хотя и спрашивают чаще других, но никогда не берут, поскольку за такую цену «...можно купить только подержанную, устаревшую модель».
Что касается марок, то наибольшим успехом пользуются RoverBook - самыми продаваемыми их назвали 13 респондентов (4 компании сами не торгуют этими компьютерами). Эта группа реселлеров единодушна во мнении, что RoverBook - хорошая и недорогая альтернатива зарубежным мобильным компьютерам - обеспечен высоким уровнем сервиса.
Из зарубежных компаний 10 респондентов назвали Toshiba самой популярной. «Это самые надежные и самые продаваемые ноутбуки, мы их предлагаем в первую очередь», - говорят в компании «Он-Лайн». А представитель «Сетей» считает их не только самыми известными, но и наиболее доступными из предлагаемых brand name. Стоит отметить, что продукцию Toshiba признали самой продаваемой даже компании, не торгующие ее ноутбуками.
Так как при оценке популярности можно было называть несколько марок, сумма ответов превышает число компаний-респондентов (15). Опрос показал, что клиенты проявляют интерес к ноутбукам Acer, Compaq, IBM, Sony и машинам тайваньской сборки.
Чаще всего на выбор марки ноутбука влияет корпоративный стандарт. Так, например, «Логик» продает только технику IBM, при этом основные ее покупатели - корпоративные клиенты, стоящие в этой компании на обслуживании. А представитель «Ланк-Т» считает, что корпоративные заказчики менее разборчивы, чем частные лица: их интересуют характеристики и цены. «У них нет предпочтений относительно марок, поэтому, когда мы предлагаем купить компьютер Acer, они его покупают».
Ни один из реселлеров не завозит ноутбуки самостоятельно - все пользуются услугами посредников. Мизерные объемы продаж (до 100 шт. в год) практически исключают работу напрямую с зарубежными производителями. В девяти компаниях утверждают, что работают только с московскими и питерскими официальными дистрибьюторами. «Работа через дистрибьюторов позволяет обслуживать проданную технику без каких-либо затрат», - поясняют в компании «Лик-Н».
Практически ни одна из региональных компаний не предлагает широкий модельный ряд и хорошие цены, а следовательно, не может соперничать со столичными дистрибьюторами. «До кризиса мы попытались стать такой компанией - доля ноутбуков в обороте составляла 30%, - рассказывают в «Полаир-Россия». - Но сейчас многие поставщики сократили товарный кредит, поэтому пришлось снизить закупки».
Шесть компаний предпочитают работать как с официальными дистрибьюторами, так и с компаниями, не имеющими официальных отношений с изготовителями. Главное для них при выборе партнера - предлагаемые условия. По подсчетам одной из компаний, 30-50% всех продаваемых мобильных компьютеров попадает на рынок через «серых» поставщиков.