Тольяттинский компьютерный рынок имеет характерные черты. Это прежде всего ограниченное предложение и низкий спрос на компьютеры крупнейших западных производителей — brandname. Практически весь огромный парк компьютеров в Тольятти собран силами местных фирм, даже банки в своей ответственной работе доверяют отечественной сборке. Если на московском рынке фирма «Партия» продает в розницу порядка 40% компьютеров brandname, то, по нашим оценкам, доля этих компьютеров в Тольятти существенно ниже 10%. Это подчеркивает авторитет и опыт тольяттинских компьютерных фирм, а также тенденции развития отечественного рынка. Такая ситуация возникла в последние год-два. В первые годы перестроечной компьютеризации компьютеры продавали собранными за границей и тщательно подчеркивали страну происхождения («белая» и «желтая» сборка), но сегодня качество сравнялось, а разница в цене по-прежнему минимум 20—30%. Интересно, что в городе не прижились и филиалы крупных московских фирм. Посетив компьютерные салоны США, ФРГ, ОАЭ и других стран, я с уверенностью скажу, что сравнительно молодой тольяттинский рынок во многом не уступает западным. К сожалению, меньше у нас на полках лицензионного программного обеспечения, новинки вводятся менее агрессивно, нет столь высоких наценок на новые и больших скидок на устаревшие продукты. Так, например, приятно поражает обилие за границей безопасных плоскопанельных мониторов, изготовленных по жидкокристаллической технологии. У нас здесь все еще принято экономить.
В настоящее время на рынке Тольятти присутствует более 50 компьютерных фирм (очевидно, что точное количество никому не известно), из которых политику определяют около 30, осуществляя активную рекламную деятельность, остальные обслуживают узкий круг крупных клиентов. Некоторые из них возникают и исчезают, обеспечив лишь одну крупную поставку либо не выдержав конкуренции, другие давно и стабильно работают.
Компьютерный рынок в Тольятти, как и во всем мире, разделен на два совершенно разных сегмента — рынки корпоративных и розничных продаж. На каждом рынке свои лидеры.
Я отметил бы огромный вклад в компьютеризацию Тольятти руководства и сотрудников фирм «Инфолада», «Компасс», «Логик», «Азбуки—пресс», «Пролог+», «СЭ плюс», «Ольвас», «Альба», «Артек», «LS Company» («NT Traiding»), «АвтоВазВостокСервис», «Лебрен», «Информцентр», «Вертекс» и своей фирмы «ФИНА», известной в Тольятти как группа компаний («ФИНА ПЛЮС», «ФИНА СЕРВИС», «МЕРКУРИЙ»), которая работает уже более 5 лет. Также на рынок влияют молодые агрессивные компьютерные фирмы, пытающиеся играть «на понижение», нередко за счет использования низкокачественных комплектующих, например китайских материнских плат. Низкая цена, безусловно, активизирует спрос, но приходится слышать из различных источников жалобы на качество таких компьютеров. Это типичная черта начинающих фирм — болезнь роста. Одни от этого излечиваются, другие, столкнувшись с проблемами гарантийного ремонта, исчезают.
В Тольятти установились высокие стандарты качества на персоналки. Ведущие фирмы дают гарантию на компьютеры своей сборки 2—3 года и реально ее поддерживают.
В структуре продаж увеличивается доля домашних персональных мультимедийных машин. Пик спроса плавно смещается на все более совершенные модели. Если в начале 1996 г. бестселлером были конфигурации 486DX2566/8/540, далее к концу года 5 Pentium 100/8/850, то сегодня темп изменений возрос и особенно вырос ассортимент, поэтому такую однозначную характеристику дать сложнее. Назову на сегодня самую популярную, на мой взгляд, конфигурацию Pentium 13316/l.6/
CD8/SBI6. Удивляет довольно невысокий спрос на ноутбуки. Компьютерный рынок находится в состоянии зрелости. Оборот довольно стабилен и непрерывно перераспределяется между фирмами города. По нашим очень грубым оценкам, всего по Тольятти в месяц продается около 1300 компьютеров и 500 принтеров на сумму около 1 млн. долл. как минимум. Традиционно оборот снижается летом и компенсируется осенью. Спектр компьютерного оборудования представлен достаточно широко. Новинки появляются без задержек. В этом году отмечается более резкое падение интереса к устаревшей технике. Устаревший компьютер трудно продать даже очень дешево. Компьютерный рынок стал более рискованным. Для получения минимальных входных цен оборудование закупается оптовыми партиями. В условиях непрерывного снижения цен, быстрого морального старения комплектующих и низких торговых наценок это часто приводит к крупным убыткам фирм. Нередки случаи, когда одни фирмы обращаются с просьбой к другим за помощью распродать залежавшееся оборудование. Тем не менее известно только несколько случаев, когда фирмы полностью уходили с компьютерного рынка и преуспевали в других сферах, впрочем, как и наоборот.
Интересна позиция тольяттинских фирм к проведению городских компьютерных выставок. Как и в Самаре, ряд крупных фирм их игнорирует. Ставка делается на другие виды рекламы и маркетинга. Выставки, на мой взгляд, особенно привлекают иногородние и местные мелкие фирмы, которые хотят встать в один ряд с крупными.
Степень зрелости компьютерной фирмы можно определить, на мой взгляд, по нескольким критериям:
- квалификация работников (наличие сертифицированных специалистов и специалистов с высшим образованием по компьютерным специальностям и опыта работы);
- наличие центра технического обслуживания (сервис-центра, желательно сертифицированного известной западной фирмой);
- заключенных и выполняемых дилерских контрактов;
- гарантийные обязательства (фактическое исполнение декларируемых обязательств);
- ценовая политика.
Далее подробнее. Наиболее известны в городе следующие центры технического обслуживания:
по оборудованию фирмы Epson — фирмы «Инфолада» и «ФИНА-СЕРВИС»;
по оборудованию Hewlett-Packard — фирма «Пролог+»;
по продукции Intel — фирма «Логик».
Для получения дилерства известной фирмы необходимо иметь определенный опыт продаж, обученных специалистов, техническую документацию, соответствующее оборудование и склад запасных частей. Дилерство означает не только права, но и обязанности. Прежде всего обязанности по гарантийному ремонту оборудования, и нередко фактически за свой счет. Официальные дилеры в Тольятти по производителям:
Асег — СЭ-плюс
Apple — Азбуки Пресс
Compaq — НТ Трайдинг
DELL — «ФИНА»
Lexmark — Логик
Micro-X-perts — «Ольвас»
Microsoft — АвтоВазВостокСервис
Hewlett-Packard — Пролог+
Packard Bell — «ФИНА»
Xerox (принтеры) — «ФИНА»
Город страдает от неразвитости связи. Из-за высоких расценок на провайдерские услуги многие владельцы домашних компьютеров не могут себе позволить работу с сетью Internet. Снижение стоимости этих услуг в перспективе оживило бы рынок компьютеров, дало новый импульс к развитию. Радует, что ситуация на глазах меняется к лучшему.
Компьютерный рынок очень тесно связан и с другими сферами оргтехники. Это прежде всего копировальная техника. Почти все крупные компьютерные фирмы торгуют и копирами. Наиболее сильные позиции в этом направлении у группы компаний «ФИНА» и фирмы «Ольвас».
Безусловно, следует отдать дань уважения администрации г. Тольятти, которая, в отличие от некоторых других городов, в свое время не ввела 5%-ный местный налог на продажу компьютерной техники.Тольяттинский компьютерный рынок будет жить и развиваться.
Материалы публикуются с разрешения журнала «Компас» (Самара, Тольятти).