Поставщики услуг Интернет все чаще сталкиваются с проблемой пропускной способности коммутируемых линий. Даже 56 кбит/с — скорость, достижимая далеко не во всех телефонных сетях, не позволяет организовать массовое предложение услуг, которые могли бы пользоваться значительным спросом (например, Интернет-телефония или «видео по заказу»), а выделенные оптоволоконные или медные проводные линии стоят слишком дорого для рядового пользователя. Причем большая часть стоимости — расходы на прокладку кабеля.
Выход из тупика специалисты видят в использовании существующих альтернативных коммуникационных линий, а именно коаксиального кабеля, по которому транслируется сигнал местных студий кабельного телевидения. В самом деле, это высококачественные линии, вполне пригодные для передачи данных со скоростью 10 Мбит/с в дуплексном и до 30 Мбит/с в полудуплексном режиме. Если учесть, что в России кабельное телевидение существует практически в любом городе, население которого превышает 10 тыс. чел., и охватывает порой больше абонентов, чем местная телефонная сеть, то становится очевидной перспектива «всеобщей Интернет-кабелизации» страны.
Компаний, производящих оборудование для передачи данных по сетям кабельного телевидения, не так уж много: Bay Networks, Cisco, Zenith, Motorola. Наиболее распространены кабельные модемы Bay Networks (по утверждению представителя фирмы Бернда Овербека, ей принадлежат 60% рынка).
3 октября московское представительство Bay Networks официально объявило о начале совместного с российской компанией StepLogic проекта развертывания кабельных сетей Интернет. Бернд Овербек прочел лекцию о кабельных модемах и продемонстрировал одно такое устройство «живьем». Кстати, в Америке за характерный внешний вид (полукруглая верхняя крышка с мощными ребрами радиатора) кабельные модемы Bay Networks LANcity прозвали «ежиками».
Первым городом, где будет развернута кабельно-модемная сеть с использованием оборудования Bay Networks, скорее всего, станет подмосковный Троицк. В этом городе кабельное телевидение проведено практически во все квартиры, но, самое главное, сеть КТВ оснащена двусторонними усилителями сигнала (в подавляющем большинстве случаев в России сигнал усиливается только в направлении от передатчика к приемнику). В перспективе StepLogic намерена создать кабельные сети Интернет и в других городах, в том числе Санкт-Петербурге. Замену усилителей при этом она готова взять на себя.
Стоимость установки кабельного модема для конечного пользователя составит 500–700 долл., ежемесячная абонентская плата — около 80 долл. Если учесть фантастическую скорость передачи данных и планируемое введение повременной оплаты местных телефонных разговоров, то цена не покажется слишком высокой.
Уместно вспомнить, что еще в конце 1996 г. подобный проект анонсировали московский сотовый оператор «Би Лайн», развернувший для своих нужд мощную волоконно-оптическую сеть, которая вполне может служить опорной для «кабельного Интернета» в столице, и поставщик Интернет-услуг «Элвис-Телеком». Представители «Элвис-Телеком» сказали, что партнер не возвращался к этой теме.
Глава московского представительства Майк Хэммонд признался, что еще год назад думал, что никогда не будет продавать LANcity в России. Теперь ситуация изменилась, и именно фирма Bay стала инициатором соглашения со StepLogic.