"Комтек'2000" не преподнес особых сюрпризов. Большинство компаний в очередной раз продемонстрировало свою лояльность этому "празднику компьютерной жизни". Но все чаще можно было услышать заявления о том, что отдача от участия в выставке с каждым годом уменьшается. Что же заставляет фирмы растаться с весьма внушительной суммой за участие в Комтеке? Насколько оправданы их затраты и намерены ли они в будущем участвовать в выставке?
Пытаться привести мнение всех участников к "общему знаменателю" — задача бесперспективная: компании слишком разные. Чтобы ответить на поставленные вопросы, рассмотрим более узкий круг — российских разработчиков ПО. В "Комтеке" участвовали "1С", ABBYY, Aladdin, Cognitive Technologies, Consistent Software, "Аскон", "Галактика", "Интеллект-Сервис", "Лаборатория Касперского", "Парус", "ПРОМТ" и др.
Указанные компании выпускают программные продукты следующих классов: системы управления предприятиями, экономические и бухгалтерские программы, системы автоматизированного проектирования, средства защиты ПО, электронные словари, системы перевода и распознавания текстов.
Как выяснилось в ходе опроса, цели у участников выставки, в общих чертах, совпадали. Все стремились ознакомить потенциальных потребителей с новинками, установить контакты с партнерами и укрепить имидж благополучной, процветающей компании.
Судя по отзывам, наибольшую пользу "Комтек" принес фирмам, чьи продукты рассчитаны как на конечных пользователей, так и на корпоративных клиентов. Это очевидно, ведь число пользователей такого ПО очень велико, а продукты достаточно просты, чтобы любой мог оценить их достоинства и решить для себя, нужны они ему или нет. В числе этих программ -- электронные словари, продукты мультимедиа, системы распознавания текстов, средства защиты информации.
""Комтек" — хорошее место для демонстрации новых программ, — заявила Настасья Савина, руководитель службы информации, рекламы и связи с общественностью компании ABBYY. — Мы имеем возможность "показать товар лицом". Для нас особенно важно то, что на выставку приезжает много пользователей и партнеров из регионов".
Давно прошли те времена, когда фирма могла окупить свое участие в выставке, продавая продукты прямо на стенде. Тем не менее такая торговля и сегодня интересна поставщику. "Продажа программ во время выставки — хороший индикатор спроса", — заметил Александр Андреев, PR-менеджер фирмы "ПРОМТ".
Принимая решение участвовать в "Комтеке", в компании Aladdin также планировали показать новые продукты, найти клиентов и, разумеется, создать благоприятный имидж фирме. Как заметил Сергей Груздев, генеральный директор компании, им удалось реализовать намеченные планы.
Специалисты Aladdin отметили любопытную тенденцию. Если в прежние годы после "Комтека" наступало некоторое затишье, клиенты раздумывали, стоит ли им приобретать средства защиты ПО, то сейчас активные продажи шли как в дни выставки, так и после ее завершения. По оценке г-на Груздева, это уже позволило окупить около 30% затрат на участие в "Комтеке".
Поставщики экономического и бухгалтерского ПО не рассчитывали на сиюминутную отдачу. Преследуя те же цели, что и остальные экспоненты, они делали акцент на формирование репутации надежной и успешной компании. "Нам было, что показать, — сказал Владимир Пичугин, генеральный директор "Интеллект-сервис". — К выставке мы подготовили ряд новых решений. По опыту прошлых лет могу утверждать, что объем продаж напрямую зависит от имиджа фирмы. Поэтому участие в "Комтеке" — одно из необходимых условий нашего бизнеса".
Похожую оценку дали специалисты фирмы "1С". Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ, добавил: "На выставке мы смогли получить целостное представление о российском рынке ИТ".
Единственным поставщиком антивирусных программ была на "Комтеке" "Лаборатория Касперского". Несмотря на это, ей не удалось реализовать намеченные планы в полном объеме. "Выставку нельзя назвать профессиональной, — сказала Наталья Касперская, генеральный директор компании. -- Среди множества посетителей серьезных партнеров практически не было. Сейчас невозможно сказать, насколько продуктивными будут новые контакты. Но как имиджевое мероприятие выставка, безусловно, была полезной".
Мнения компаний, работающих на рынке систем автоматизированного пректирования, разделились. Как собщила Марина Король, директор по продажам ПО в компании Consistent Software, количество новых и восстановленных контактов позволяет говорить о целесообразности участия в выставке. Так, прошлогодние контакты продолжают и по сей день приносить плоды.
Иначе считает Игорь Кочетков, замдиректора по рекламе и сбыту фирмы "Аскон". Он утверждает, что продуктивных контактов на "Комтеке" бывает немного. "Участие в этой выставке — вынужденный шаг. На компьютерном рынке сложилось мнение, что, если фирмы нет на "Комтеке" — ее просто не существует, — пояснил он. — Мы тратим время и деньги, но имидж дороже".
Неоднозначно относятся к "Комтеку" и поставщики систем управления предприятиями. В компании "Галактика" отмечают, что были установлены контакты с перспективными клиентами. Но даже при самом благоприятном развитиии отношений реальную пользу поставщик получит не скоро. В то же время руководители фирмы подчеркивали, что в нынешнем виде "Комтек" теряет свою привлекательность, выставке требуется импульс, какая-то необычная идея, способная ее обновить.
"В этом году у нас было много контактов с представителями крупных промышленных предприятий, — сказала Наталья Родионова, зам руководителя управления маркетинга корпорации "Парус". — Но мы рассматриваем "Комтек" скорее как имиджевую выставку, поскольку для нас она не самая эффективная и не приносит прибыли".
Подведем итоги. Участники удовлетворены результатами, но это свидетельствует о том, что они реалистично оценивали возможности "Комтека" и не ставили перед собой заведомо недостижимых целей.
Многие считают "Комтек" не самой эффективной выставкой, но вынуждены участвовать, поскольку это считается подтверждением благополучия фирмы.
Представители большинства российских фирм заявили, что вероятность их участия в "Комтек'2001" невелика.