На прошедшей выставке «Комтек'2000» показывали продукцию 10 известных фирм -– производителей системных плат для ПК. Однако если компании Asustek, Chaintech, Intel, Microstar Int., Supermicro демонстрировали свои изделия на собственных стендах, то платы FIC, Gigabyte, AOpen, Acorp, Transcend получили свое достойное место на стендах партнеров–дистрибьюторов. В этом ряду несколько непривычно было видеть российского производителя, но «Формоза» сумела доказать, что может на равных соперничать с «мэтрами» рынка системных плат.
Зачем «Формозе» дизайн-бюро?
18 апреля фирма «Формоза-Альтаир» провела совместно с Intel пресс-конференцию, на которой официально объявила об открытии собственного дизайн-бюро. Холдинг «Формоза», чьим производственным подразделением является «Формоза-Альтаир», не стремится к открытости, и некоторые объявления делает с большим запозданием и лишь под давлением обстоятельств. Только в прошлом году, например, было официально объявлено о существовании линии по выпуску системных плат и плат расширения для ПК, которая работает уже третий год. По признанию Олега Кваса, начальника производства «Формозы», участие в выставке «Комтек'2000» послужило поводом для объявления о проектном бюро, которое начало разрабатывать платы еще два года назад.
Зачем же «Формозе», которая считается одним из крупнейших в России производителей ПК, потребовалось собственное дизайн-бюро? Известно, что в 90-х годах в Европе десятки производителей ПК закрывали отделы проектирования, так как им было трудно конкурировать с тайваньскими фирмами. Татьяна Андреева, торговый представитель компании Intel, длительное время активно сотрудничающей с "Формозой", заявила: «Если не заниматься собственными техническими разработками, то высокого качества выпускаемых ПК добиться нельзя. В прошлом году с помощью Intel фирма «Формоза» разработала и начала выпускать первые модели системных плат, которые по результатам тестирования не уступали тайваньским образцам».
В настоящее время в каталоге «Формозы-Альтаир» десяток собственных моделей системных плат, которые компания поставляет и другим сборщикам. По словам Олега Кваса, производство плат для российских изготовителей ПК должно учитывать особенности запросов местных покупателей, быть технологически реализуемым и своевременным. То, что первые два требования разработчикам «Формозы» удалось выполнить, доказывает заявленный ассортимент создаваемых продуктов — в дополнение к выпускаемым в настоящее время проектируются еще 4 модели плат на базе современных наборов микросхем (НМС) Intel.
Добиться своевременности появления новой модели системной платы на нашем рынке, пожалуй, возможно только в условиях, когда они проектируются самостоятельно. В этом Intel помогает разработчикам «Формозы» – им задолго до выпуска НМС поставляются образцы компонент и техническая документация, что позволяет в процессе проектирования плат вносить необходимые изменения и вовремя подготовить изделие к серийному производству. Татьяна Андреева подтвердила: «Мы заинтересованы в том, чтобы продукты нашего партнера появлялись на рынке одновременно с объявлениями Intel о выпуске новых компонент».
Поставки новых моделей плат известных зарубежных производителей запаздывают – кроме задержек в канале сказываются низкий приоритет российского рынка и дефицит продуктов. Видные изготовители плат, такие как Asustek и Gigabyte, вновь указывают на нехватки в канале поставок интеловских НМС, в результате чего объем выпуска системных плат на их базе может сократиться на 20%.
В условиях, когда на рынке постоянно появляются новые модели процессоров и наборы микросхем (а Intel в прошлом году выпускала новый ЦПУ в среднем раз в две недели), разработка собственных плат оказывается более предпочтительной – вовремя выпущенная продукция хорошего качества повышает имидж компании. Олег Квас рассказал, что первые модели плат «Формозы» были рассчитаны на использование процессоров Celeron, и к настоящему времени в их дизайн внесено множество изменений, которые позволили поддерживать их современный технологический уровень и функциональность.
Собственный дизайн и производство дали возможность компании сократить транспортные расходы и затраты на изготовление, в результате продаваемые и планируемые к выпуску продукты «Формозы» оказываются конкурентоспособными по цене. Плата на базе НМС i810 стоит 67 долл., а цена проектируемой платы на базе i820 составит 83—87 долл. В настоящее время производственной линии «Формозы» удается выпускать от 1 до 1,5 тыс. плат в сутки (почти 300 тыс. плат в год), что позволяет обеспечить ими не только потребности российского рынка, но поставлять платы в Восточную Европу. «Мы продаем практически все – на складе наши платы не залеживаются», – утверждает Олег Квас.
«Супер-сервер» Supermicro
Американская компания Supermicro считает рынки Европы, а также России и Украины быстро растущими, поэтому намерена увеличить долю поставляемой сюда продукции в текущем году на 10%, значительно снижая при этом долю поставок на американский рынок. Об этом объявил на прошедшей 18 апреля пресс-конференции г-н Петер Тсенг, директор по международным продажам компании.
Основанная в 1993 г. фирма Supermicro быстро стала одним из ведущих производителей высококачественных системных плат для ПК и серверов. Сделав ставку на стратегическое партнерство с Intel, она первой выпустила на рынок платы для двухпроцессорных серверов на базе ЦПУ Pentium Pro и Xeon. В 1996 г. компания начала выпуск законченных серверных решений, производя корпуса, блоки питания и системные платы для 2- и 4-процессорных серверов, дополнив в 1999 г. гамму своих продуктов ПО и оборудованием для работы в Интернет и электронного бизнеса. На выставку «Комтек'2000» компания привезла новый 4-процессорный сервер масштаба предприятия «SuperServer 8050» на базе Pentium III Xeon 550 МГц с возможностью «горячей замены» НЖМД, блоков питания и полностью совместимый с ОС Windows 2000, NT, Linux, NetWare.
Планы увеличения объемов продаж на нашем рынке Supermicro связывает не только с поставками серверов, но и с активной продажей системных плат для ПК местным сборщикам и конечным пользователям. В этом производителю помогают его дистрибьюторы, среди которых выделяются фирмы «Ниагара» и «Альянс». Бывшие на пресс-конференции руководители и менеджеры компании «Ниагара» подтвердили готовность Supermicro оказывать необходимую техническую и маркетинговую поддержку партнеру и свою готовность продвигать технику с этой торговой маркой. «У Supermicro широкий спектр качественных плат для практически любого сегмента рынка ПК и серверов, хорошая техническая поддержка. Это позволяет успешно распространять их на местном рынке», – отметил Дмитрий Лапин, менеджер по продукции «Ниагары».
Среди 10 авторизованных партнеров Supermicro такие известные московские фирмы – производители ПК, как R-Style, «Дестен ПК», «Техмаркет», а также сборщики и продавцы «ОЛДИ», «НИКС», «Ф-Центр». На пресс-конференции г-н Петер Тсенг и генеральный директор «Ниагары» вручили сертификаты еще 5 авторизованным компаниям: NT Computers, «Алтек», «Березка», «Сплайн» и «Элмер», которые за последний год заметно увеличили объемы потребления системных плат Supermicro.
«Мы надеемся, что новые модели плат нашего поставщика на базе набора микросхем Intel i815, которые уже готовы к отгрузке, будут оптимальным решением для многих российских сборщиков и будут хорошо продаваться, – считает Илья Ключников, менеджер по продажам «Ниагары». – Производитель проводит дальновидную политику в канале – в 2000 г. он объявил о двухлетней гарантии на свои платы и обеспечивает ее для официальных поставщиков. Готовится к выпуску полная документация на русском языке для плат Supermicro, а новые серверные платформы получают российские сертификаты».
Намерения тайваньских производителей
Планы тайваньских фирм, выпускающих системные платы, в отношении нашей страны не столько агрессивны и масштабны, как у «Формозы» или Supermicro, и ведут они себя более осмотрительно. Например, Синклер В. Т. Хсиао, менеджер по продажам и маркетингу фирмы Gigabyte, заявил, что в настоящее время доля компании на российском рынке системных плат для ПК, вероятно, достигла 10%, но фирма хотела бы увеличить ее до 20%. «Мы работаем в России более 4 лет и не ставим задачу достичь этого уровня в короткие сроки. Мы хотим постепенно расширять свое присутствие на местном рынке, последовательно увеличивая свою долю», – сказал он.
Сейчас у фирмы 8 прямых партнеров: дистрибьюторы «Марвел», «Альянс», Citilink, Lizard, к которым присоединилась в этом году фирма Elst, а также ОЕМ-производители ПК – «Клондайк», производственное подразделение концерна «Белый Ветер» и Kraftway. Gigabyte не намерена увеличивать их число, а для завоевания большей доли на нашем рынке собирается находить потенциальных партнеров второго уровня и устанавливать с ними тесные контакты. «Мы можем предложить местным сборщикам продукцию столь же высокого качества, что и лидер местного рынка системных плат компания Asustek, но по более низким ценам – заявил г-н Хсиао. – Компания будет оказывать партнерам полноценную техническую поддержку и выдавать маркетинговую информацию для правильного выбора продукции и даже готова обсуждать вопросы совместной рекламы с конкретными компаниями, которые проявят интерес к сотрудничеству».
Несколько иной взгляд на взаимодействие с российскими фирмами у компании Transcend. Она известна как поставщик широкого спектра качественных модулей ОЗУ для ПК и серверов и два года назад решила расширить свое присутствие на мировом рынке, открыв производство системных плат. «Мы выпускаем такие же качественные платы, как и модули памяти, — сказал -н Кевин Лии, торговый представитель Transcend. -– Сейчас в нашу задачу не входит получить большую долю местного рынка, а утвердить на нем нашу торговую марку как синоним высококлассной продукции. Спустя некоторое время, возможно к концу года, мы, конечно, будем стремиться увеличить объем продаж».
Кевин Лии считает, что российский рынок потенциально обладает очень большой потенциальной емкостью, и чтобы использовать этот потенциал и утвердиться в России, фирма намерена работать с прессой, тестировать свои продукты и даже стремиться к завоеванию наград. В настоящее время у Transcend здесь один дистрибьютор, фирма «АК-Цент», которая успешно продает на нашем рынке модули ОЗУ этого производителя. Возможно, что для технической поддержки партнера Transcend пришлет в Россию своего инженера.
В отношении же маркетинговой поддержки дистрибьютора у компании не очень определенная позиция. Как заявил г-н Лии, его компания хочет проводить совместно с партнером некие маркетинговые акции, однако, Алексей Кузьминых, директор «АК-Цента», сетует на то, что до сих пор не может понять, какие именно акции и как Transcend намеревается осуществлять. «Мы не рискуем активно продвигать системные платы с этой маркой на местном рынке, -– пояснил Алексей Кузьминых, — потому что кроме тайваньского офиса у Transcend есть не менее амбициозный американский офис, руководство которого после завоевания определенной доли российского рынка может назначить своим дистрибьютором другую компанию, деньги будут потрачены впустую и усилия «АК-Цента» окажутся напрасными».
Г-н Лии подтвердил эти опасения, сказав, что, возможно, в России появится еще один официальный поставщик системных плат Transcend. Но в этом случае неясно, на какие результаты рассчитывает производитель, пытаясь выйти на достаточно сложившийся сегмент отечественного рынка, где уже появился отечественный производитель, поддержанный Intel, где работают такие известные производители как Asustek, Supermicro, Gigabyte, оказывающие местным дистрибьюторам и партнерам реальную маркетинговую и техническую поддержку. Именно благодаря усилиям российских продавцов и сборщиков ПК эти компании смогли завоевать признание и весомые доли на нашем рынке.