1 июля, за день до финального матча за европейский футбольный кубок, в Москве завершился 3-й чемпионат по мини-футболу среди компьютерных компаний Computerball’2000. Чемпионат продолжался почти 5 месяцев, в нем приняли участие 32 команды. В третий раз организатором турнира выступила компания ComputerAge. Наблюдая за тем, как на протяжении почти трех лет развивается эта инициатива, сколько времени и сил вкладывают в турнир компания-организатор и ее руководители — братья Хухашвили, я все время думала о том, кому и зачем это нужно? Нет сомнения, что совместные занятия спортом не только помогают поддерживать физическую форму, но и способствуют лучшему взаимопониманию в коллективе. Но тратить столько времени на организацию мероприятия, в котором участвует значительная часть игроков рынка, и дивиденды от которого, на первый взгляд, для бизнеса ничтожно малы — это больше, чем странно. Возможно, в этом есть какая-то коммерческая выгода для ComputerAge?
Тенгиз Хухашвили, директор по маркетингу ComputerAge, автор идеи чемпионата, председатель оргкомитета и капитан своей команды считает, что футбольный чемпионат способствует «формированию идеологии нового бизнеса». По его словам, изначально турнир задумывался им как просто спортивное соревнование, а не «как какая-то маркетинговая акция. Теперь, когда машина уже запущена, не использовать этот шанс для ПР, для маркетинга, было бы стыдно и непрофессионально». На мой вопрос о том, есть ли смысл коммерческой компании таким образом «убивать» время, которое можно потратить на бизнес, на работу с клиентами, Тенгиз отвечает, что не считает это время потерянным для бизнеса: «Благодаря этой инициативе мы приобрели новых партнеров, клиентов и хорошие отношения с поставщиками на другом (человеческом) уровне».
Интересно, что при большом выборе маркетинговых инструментов компания ComputerAge нашла для себя еще один, совсем не традиционный — футбол. В компании считают, что организация турнира сделала ComputerAge заметной и даже популярной фигурой на российском рынке ИТ. О компании узнали те, с кем раньше не довелось совместно работать.
Более того, Computerball — инициатива, которая получила известность не только в нашей отрасли. По словам Тенгиза Хухашвили, в его компанию обращались представители других отраслей, например автомобильной, банковской, с предложением об организации совместных турниров. И если сначала на таких встречах речь идет о футболе, то не единичны случаи, когда разговор заканчивался предложением о деловом сотрудничестве и поставках компьютерной техники. «У меня была возможность убедиться, что при прочих равных условиях заказчик, который тоже играет в футбол, выберет себе партнером нашу компанию", — говорит Тенгиз Хухашвили.
А вот мнения некоторых других участников футбольного чемпионата.
Компания «АДП — профессиональные компьютерные системы» — постоянный участник Computerball. По мнению ее генерального директора Владлена Шаронова, участие в турнире сыграло немалую роль в развитии бизнеса его компании: «Я думаю, что для бизнеса большой компании футбол ничего не дает. А вот для такой небольшой компании, как наша, он сыграл определенную роль. Коллектив стал более сплоченным, мы стали чаще встречаться вне работы и больше поддерживать друг друга. Нас узнали на рынке: если во время первого чемпионата многие спрашивали, а что такое АДП, что это за фирма, то теперь многим не надо объяснять. Нас стали воспринимать как равных на более высоком уровне. Я уверен, что никакая рекламная кампания не привела бы к такому результату, который мы получили уже после первого чемпионата». Для компании результат превзошел все ожидания. По итогам первого чемпионата удалось не только окупить стоимость участия (а оно платное) за счет выигранных призов, но и решить много вопросов, касающихся бизнеса.
«Марвел» снискала себе репутацию не только одной из крупнейших дистрибьюторских компаний, но и отличной футбольной команды. Константин Шляхов, генеральный директор по дистрибуции, на мой вопрос о том, почему его компания каждый год участвует в Computerball, отвечает: «Во-первых, потому что любим и, надеюсь, умеем играть в футбол, а здесь есть возможность поиграть с новыми, в том числе довольно сильными противниками. Во-вторых, хотели получить удовольствие. Цель "заработать" (дополнительную известность, авторитет, бесплатные показы баннеров на сайте "Алгоритма") не стояла».
Команда компании «Эргодата» впервые приняла участие в турнире в этом году. На вопрос о том, какие цели преследовала компания, выставляя свою команду, ответил Кирилл Квашенко, генеральный директор: «Была чисто спортивная задача — выход из группы в финальную часть. Были и другие задачи — сбросить лишний вес перед началом пляжного сезона, пообщаться с ребятами в неформальной обстановке, установить более тесные контакты между подразделениями (компания не маленькая, и многие даже не знакомы с сотрудниками других подразделений). Для нас футбол — важный элемент корпоративной культуры». Интересно, что специально на матчи за свой счет приезжали сотрудники региональных офисов компании из Питера и Нижнего Новгорода. И хотя место компании в турнирной таблице не порадовало ее болельщиков, Кирилл Квашенко считает, что многие из поставленных задач успешно решены. Во всяком случае уже принято решение об участии в чемпионате 2001 г.
К сожалению, рост популярности турнира привел к тому, что футбол стали использовать не только для укрепления командного духа и повышения лояльности сотрудников или просто улучшения их физической формы, но и для развития отношений с партнерами и конкурентами как инструмент маркетинга для раскрутки своих компаний. Нацеленность на победу в чемпионате приводит к тому, что в ряде случаев шли в ход и не вполне спортивные приемы. Сразу оговорюсь, что высказываю свою личную точку зрения, которую разделяют не все участники турнира и организаторы.
Речь идет о том, что спортивная форма некоторых команд далеко не всегда способна обеспечить победные результаты, и в них стали появляться легионеры. И ладно бы, если они были такие же любители, как и основной состав практически всех команд, а ведь некоторые фирмы пригласили профессиональных игроков, которые, понятно, ничего общего с компьютерным бизнесом не имеют. По мнению Тенгиза Хухашвили, на такие шаги компанию толкает борьба за престиж. С ним согласен и Кирилл Квашенко: «Есть компании, которые хотят выиграть любой ценой. Для них цель — не сплочение коллектива, не желание растрясти жирок, не общение... Для них цель одна — удовлетворение амбиций. Некоторые говорят: наша цель в бизнесе — лидерство, значит, мы должны лидировать во всем. Считаю, что такая практика отвечает букве, но не духу чемпионата».
По словам Константина Шляхова, за компанию «Марвел» «играют сотрудники наших партнеров (вендоров — Cisco, APC — и дилеров), в свое время выступавшие на разных уровнях - от первенства вузов до высшей лиги чемпионата СССР. Приглашать таких людей считаю нормальным и правильным: если человек один в своей компании умеет играть в футбол и команды ему не набрать, а играть хочется, почему бы и не объединиться».
А вот к приглашению действительно профессиональных игроков в «Марвел» относятся негативно. «Это не способствует ни духу "fair play", ни целям турнира (а для большинства это получение удовольствия, в том числе и от общения с коллегами), — считает Константин Шляхов. — Когда видишь ребят с крепкими ногами, которые вряд ли серьезно знакомы с компьютером…». При этом он полагает, что бороться с этим все же трудно.
Мне думается, что бороться с этим можно и нужно.
В противном случае есть все шансы погубить инициативу, которая нужна рынку. Футбол (хоккей, боулинг, бильярд и даже фигурное катание) можно использовать в долгосрочных целях улучшения имиджа компаний, продвижения торговых марок, но, главное, не переоценить возможности этого маркетингового инструмента. Основным мерилом успеха компьютерных компаний был и остается профессионализм в бизнесе, а совсем не победы на футбольных полях. А компаниям, которые располагают достаточными средствами для того, чтобы пригласить профессиональных игроков, я бы рекомендовала вкладывать их в развитие российского футбола. Спонсорство — это тоже ПР. Одним словом, учитесь играть головой, господа компьютерщики.