В конце августа исполнилось два месяца с начала продаж Windows 98 (см. CRN/RE № 14). До выпуска на российский рынок локализованной версии осталось полтора месяца.
Служба информации CRN/RE обратилась к партнерам Microsoft АО с просьбой описать структуру продаж персональных ОС в настоящее время и дать прогноз ее изменений после выхода «русского» пакета.
Было опрошено 40 из 66 официальных дилеров Microsoft АО. Респондентами оказались компании из Москвы, Алма-Аты, Астрахани, Барнаула, Волгограда, Вологды, Кирова, Курска, Минска, Нижнего Новгорода, Находки, Норильска, Павлодара, Петрозаводска, Пятигорска, Ростова-на-Дону, Рязани, Самары, Санкт-Петербурга, Челябинска, Ярославля.
В результате опроса удалось определить долю персональных ОС Microsoft в общем объеме продаж ПО компании (диаграмма 1), распределение продаж между Windows 95, Windows NT Workstation и Windows 98 (диаграммы 2-4) и ознакомиться с прогнозами дилеров, касающимися изменения структуры продаж с выходом адаптированной версии Windows 98 (диаграммы 5-7).
Примечание: Так как базу для данного опроса составили менее 100 компаний, то при пересчете процентных показателей в абсолютные могут получиться дробные числа. В данном случае для получения «нормального» значения необходимо округлить его до ближайшего целого числа.
1. Доля персональных ОС Microsoft в общем объеме продаж ПО
Процент дилеров, указавших данный диапазонУчаствовавшие в опросе дилеры Microsoft АО - компании разного профиля. Часть из них продает только ПО (в основном бухгалтерское), другие - это системные интеграторы или поставщики ПК. Только 8% опрошенных компаний указали, что доля персональных ОС Microsoft занимает около 90% всех продаж ПО. Самым распространенным был ответ «около 20%» - его дали 19% респондентов. Еще 35% отвели ОС от 30 до 50% в общем объеме продаж ПО. А у 14% опрошенных эти продукты занимают не более 5%.
2. Доля Windows 98 в общем объеме продаж персональных ОС Microsoft
Процент дилеров, указавших данный диапазонС выходом на российский рынок новой ОС Microsoft двум другим системам пришлось «потесниться», продажи персональных ОС стали делиться «на троих». Но это произошло не везде - 64% партнеров корпорации сообщили, что не было еще ни одной продажи Windows 98. Причем только 8% из них - московские компании. Как объясняют региональные дилеры, новая ОС не будет продаваться, пока не появится ее русскоязычная версия. Ответ «не более 5%» был вторым по популярности - 14%. И только 3% опрошенных сообщили, что уже сейчас на Windows 98 приходится половина продаж персональных ОС.
3.Доля Windows 95 в общем объеме продаж персональных ОС Microsoft
Процент дилеров, указавших данный диапазонРезультаты опроса показали, что самой популярной персональной ОС до сих пор остается Windows 95. Более 75% респондентов ответили, что на ее долю приходится не менее 60% объема продаж. И только 8% опрошенных уже не продают эту ОС. В основном - это системные интеграторы, которые приобретают компьютеры с предустановленной Windows 95 и у которых основную долю продаж ПО составляет замена (по желанию заказчика) на Windows 98 или NT.
4. Доля Windows NT в общем объеме продаж персональных ОС Microsoft
Процент дилеров, указавших данный диапазонWindows NT продают все участники опроса, хотя ее доля в общем объеме продаж персональных ОС пока не очень велика - у 72% респондентов она не превышает 30%. Но стоит отметить, что у 18% опрошенных (причем московских компаний из них чуть больше половины) на Windows NT приходится не менее 50%. Кроме того, два дилера определили долю Windows NT в 90% от общего объема своих продаж ОС.
5. Доля Windows 95 в продажах персональных ОС после выхода "русской" версии Windows 98
Процент дилеров, высказавших данное мнениеРезультаты опроса показали: более трети респондентов считают, что Windows 95 после выхода локализованной версии Windows 98 продаваться уже не будет. Как бы споря с ними, 26% говорят, что скорее всего на долю «старой» ОС все еще будет приходиться более 50% продаж. Приверженцы последней точки зрения - в основном региональные дилеры, хотя с ними согласны и представители некоторых московских компаний. Около 15% респондентов предполагают, что начиная с октября доля Windows 95 не будет превышать 10%. Оставшиеся 21% опрошенных решили, что эта доля «уместится» в интервале 20-40%.
6. Изменение доли Windows NT в продажах персональных ОС после локализации Windows 98
Процент дилеров, высказавших данное мнениеОтвечая на вопрос об изменении структуры продаж персональных ОС, 64% респондентов отметили, что перераспределение «процентов» произойдет только между Windows 95 и Windows 98. Доля же Windows NT, по их мнению, останется неизменной. Десятая часть опрошенных решила, что и Windows NT придется потесниться - с выходом адаптированной Windows 98 ее доля уменьшится примерно на 5 - 10%. А больше четверти дилеров уверены, что доля этого продукта в продажах персональных ОС растет уже сейчас и будет расти еще некоторое время, однако не более чем на 15%.
7. Изменение доли Windows 98 в продажах персональных ОС после выхода "русской" версии
Процент дилеров, высказавших данное мнениеОтвечая на вопрос об изменении доли Windows 98, десятая часть респондентов высказала мнение, что независимо от наличия локализованной версии доля новой ОС в общем объеме продаж ОС не изменится. Более того, некоторые из них считают, что она останется на нулевой отметке. В частности, к этой категории относятся те компании, партнеры которых - крупные корпорации и представительства иностранных компаний. По их мнению, корпоративные клиенты очень консервативны и не будут покупать новую систему, а уж тем более устанавливать ее в качестве корпоративного стандарта до тех пор, пока она не будет «обкатана». Поэтому первые крупные покупки, по их прогнозам, будут делаться не раньше, чем через полгода. Кроме того, в регионах, как сообщил один из партнеров, корпоративные клиенты не интересуются «новинками», пока они стараются легализовать то ПО, которое у них уже есть, заменяя пиратские версии программ на лицензионные. Поэтому встречаются клиенты (и их, по информации того же реселлера, не так уж и мало), которые просят продать им Windows 3.11. С представительствами иностранных компаний еще проще - они не станут менять ПО, пока головной офис не даст команды.
Примерно 40% опрошенных ответили, что доля Windows 98 увеличится не более чем на 30%.
Немного меньше (35%) респондентов прогнозируют ситуацию, при которой вся доля Windows 95 перейдет к Windows 98. При этом дилеры оговаривались, что это может произойти только при определенных маркетинговых ходах со стороны Microsoft. Так практически половина из них считает, что все зависит от ценовой политики корпорации. Представитель одной региональной компании был откровенен: «Спрос на программные продукты в нашем регионе формируем мы сами. Практически только 5% наших клиентов точно знают, что им нужно, а все остальные будут покупать то, что мы им посоветуем. Если Microsoft АО сделает приемлемые цены, то мы будем продавать русскую Windows 98, если же нет - то и нет». Кроме того, некоторые говорили, что Windows 98 будет продаваться намного эффективнее, если сразу же после выхода локализованной версии Microsoft АО перестанет поставлять на российский рынок Windows 95. Еще одним стимулирующим фактором для дилеров считается возможность обновление ОС. Для того чтобы понять, насколько оправданы ожидания партнеров, служба информации CRN/RE попросила поделиться своим мнением Сергея Алпатова, менеджера по маркетингу офисных приложений и персональных ОС:
«Данные о структуре продаж наших программных продуктов относятся к разряду тех, которые мы обычно объявляем в сентябре вместе с результатами очередного финансового года. Тем не менее можно сказать, что Windows NT продается пока гораздо меньше, чем Windows 95. Это и понятно, 95-я на рынке уже три года, а четвертая версия NT менее двух лет. Если же сравнивать 95 и 98, то замещения пока не произошло, так как пока не выпущена локализованная версия Windows 98. С ее выходом, как нам кажется, этот процесс должен пойти очень быстро. В то же время сейчас наблюдается достаточно большой рост продаж Windows NT. Планируется, что в ближайшее время произойдет четкое разделение: Windows 98 - ОС для домашних пользователей и небольших офисов, а Windows NT Workstation - для бизнеса, и продавать ее будут большим организациям и корпорациям. Доля этого продукта в продажах постоянно увеличивается.
О выходе Windows 98 было известно заранее, и наши партнеры были готовы ее закупать. Если же говорить о мировых продажах, то покупатели ночью занимали очереди в магазины. В России пик продаж был не так заметен (это связано с отсутствием локализованной версии). Планируется, что в будущем Windows 98 заберет продажи 95. Тем не менее мы планируем продавать Windows 95 до тех пор, пока она будет пользоваться спросом. Нам кажется, что это продлится не более нескольких месяцев.
Перед выходом русской версии Windows 98 она будет анонсирована на рынке. Так как эта ОС адресована в основном индивидуальным покупателям, то маркетинговые акции будут проходить в розничных компьютерных магазинах. Специальных скидок на нее мы не планируем. Это новый продукт, зачем же снижать цены.
Цена будет зависеть от конкретного реселлера. Если же сравнивать локализованные версии Windows 98 и Windows 95, то новинка будет стоить немного дороже.